Биологическое ассорти

Разделы: Биология

Класс: 8

Ключевые слова: биология


Обобщающий урок по темам: кровь и кровообращение, органы дыхания.

Цель:

  • проверить знания учащихся по данным темам;
  • установить взаимосвязь между системами, опираясь на знания учащихся.

Оборудование: конверты с заданиями, кубик.

Правила игры: 4 сектора.

  • Красный - кровь ее состав и функции
  • Синий - кровообращение
  • Белый - дыхание
  • Желтый - опорно-двигательная система

Первый тур. 6 команд по очереди бросают кубик, выбирают цвет сектора.

Задание 1. Каждый участник команды заполняет свою строку в таблице.

Название химических веществ

Функции

Фамилии

1

Гемоглобин

2

Ион кальция

3

Антитело

4

Фибрин

5

Фибриноген

6

Тромбоцит

Клетки крови

Функции

Фамилии

1

Эритроциты

2

Лейкоциты

3

Фагоциты

4

Тромбоциты

5

Плазма крови

6

Антитела

Признаки для сравнения

Большой круг кровообращение

Фамилии

1

Начало круга

2

Окончание круга

3

Место нахождение капилляров

4

Где идет газообмен

5

Состав крови в артериях

6

Состав крови в венах

Структуры

Функции

Фамилии

1

Межреберные мышцы

2

Диафрагма

3

Гортань

4

Альвеолы легких

5

Капилляры в носовой полости

6

Капилляры легких

Признаки для сравнения

Малый круг кровообращения

Фамилии

1

Начало круга

2

Окончание круга

3

Место нахождение капилляров

4

Где идет газообмен

5

Состав крови в артериях

6

Состав крови в венах

Название органов

Функции

Фамилии

1

Носовая полость

2

Диафрагма

3

Гортань

4

Трахея

5

Бронхи

6

Плевральная полость

Задание 2. Блиц турнир состоит из 12 вопросов для каждого сектора.

Вопросы красного сектора.

  1. Каковы функции крови в организме человека?
  2. Как изменится количество эритроцитов в крови у человека, живущего в горах, который спустился в долину?
  3. В каких органах идет процесс образование эритроцитов?
  4. Что такое иммунитет?
  5. Человеку сделали прививку, какой вид иммунитета у него выработался?
  6. Как называется донор с 1 группой крови?
  7. Как называют донора 4 группы крови?
  8. Какие условия необходимы для свертывание крови?
  9. Какие клетки крови пожирают чужеродные микроорганизмы?
  10. Назвать признаки воспаления?
  11. К какой ткани относится кровь?
  12. Когда используют физиологический раствор 0.9% хлорида натрия?

Вопросы синего сектора.

  1. Сколько кругов кровообращения у человека и лягушки?
  2. Стенка какого желудочка в сердце у человека толще и почему?
  3. Как называется клапаны, отделяющие предсердия от желудочков?
  4. Какие сосуды называются артериями?
  5. Какие сосуды называются венами?
  6. Через стенки каких сосудов идет газообмен?
  7. Какая кровь называется артериальной?
  8. Какая кровь называется венозной?
  9. Что такое гипертония?
  10. Где быстрее движется кровь в аорте или капиллярах?
  11. Что можно узнать по пульсу?
  12. Какова причина движения крови по сосудам?

Вопросы белый сектор.

  1. Что происходит с воздухом в носовой полости?
  2. У мужчин щитовидный хрящ выступает в виде кадыка. С чем это связано?
  3. Почему трахея состоит из хрящевых полуколец, а бронхи нет?
  4. Как изменяется состав воздуха при выдохе?
  5. Чем опасен быстрый подъем водолаза из глубины?
  6. У какого спортсмена жизненная емкость легких больше; у гимнаста или пловца?
  7. В каком отделе мозга находиться дыхательный центр?
  8. Влияет ли на дыхательные движения эмоционального состояние человека?
  9. С каким веществом крови соединяется угарный газ?
  10. Как движутся легкие за изменением грудной клетки?
  11. К какому виду инфекции относится грипп?
  12. Что происходит с диафрагмой во время вдоха и выдоха?

Вопросы желтого сектора.

  1. Каковы функции скелета и мышц?
  2. Какая часть скелета и мышц участвует в дыхательных движениях?
  3. Назовите парные и непарные кости в скелете черепа человека?
  4. В какой части трубчатой кости вырабатываются клетки крови?
  5. Какова роль S образного изгиба позвоночника?
  6. Назвать кости верхних конечностей?
  7. Где в скелете человека располагаются мимические мышц?
  8. Что такое утомление?
  9. Назовите мышцы сгибатели и разгибатели?
  10. Вредно носить тесную обувь. К чему это приведет?
  11. Для чего человеку нужна правильная осанка?
  12. Какой палец руки состоит из 2 фаланг?

Задание 3. Решение практических задач. Выбирают, задачи по секторам зачитывают ответы, если ответ не полный другая команда может его дополнить и получить дополнительное очко.

Задача 1. Известно, что у здорового человека, количество крови составляет 6-8% от массы тела. Рассчитать, сколько крови будет в организме, если масса составляет 78кг.

Задача 2. При анализе крови индейцев Перуанских Анд (высота над уровнем моря около 1000м) было установлено, что в одном миллилитре крови содержится до 8 мл эритроцитов. Объясните полученные результаты медицинских исследований.

Задача 3. «Зеркалом организма» назвал кровь французский физиолог XIX века К. Бернар. Поясните утверждение ученого.

Задача 4. Если в пробирку с кровью человека, перенесённого дифтерию, добавить микробов дифтерии, то они погибнут, а если их добавить в кровь человека, не болевшего этой болезнью, этого не случиться. Почему?

Задача 5. В художественной литературе встречается словосочетание «Голубая кровь». Призванное характеризовать высокое происхождение человека. Как вы понимаете смысл этих слов. Могут ли быть люди с голубой кровью?

Задача 6. В поликлинике была консервирована кровь 2, 3 и 1 групп. Когда привезли человека, потерявшего много крови, исследования показали, что у него 4 группа. Какую группу крови ему можно переливать?

Задание 4. Задачи синего сектора.

Задача 1. Повреждена кисть правой руки, из раны течет ярко-алая кровь. Первые несколько минут она бьет фонтаном. Определить тип кровотечения и указать меры первой помощи.

Задача 2. У вас взяли кровь из пальца. Кровь текла тонкой струйкой темно-красного цвета. Определить вид кровотечения, указать меры первой помощи.

Задача 3. Из поврежденного сосуда вытекает темно - красная кровь широкой струей. Определить вид кровотечения, указать меры первой помощи.

Задача 4. Сердце нетренированного человека в состоянии покоя за одно сокращение выталкивает в аорту 50-70 мл крови. Сколько крови в среднем за 1 минуту может поступить в большой круг кровообращение?

Задача 5. Сердце нетренированного человека в состоянии покоя обычно совершает 80 ударов в минуту, у тренированного - 50. Чьё сердце будет выталкивать больше крови в аорту и почему?

Задача 6. Человеку исполнилось 50 лет. Сколько лет суммарно сердце находилось в фазе расслабления. Ответ обоснуйте.

Задание белого сектора.

Задача 1. Врачи уже давно заметили, что, например, оперные певцы, а также спортсмены практически не болеют туберкулезом легких, чем можно объяснить такую закономерность?

Задача 2. Объяснить, почему после гипервентиляции легких частота дыхания уменьшается и человек испытывает головокружение и слабость. Гипервентиляция преднамеренно глубокое дыхание.

Задача 3. Человек, как и любое млекопитающие, нормально дышит, когда пища пережевывается во рту. Дышит ли он вовремя проглатывание пищи?

Задача 4. Известно, что потребление человеком кислорода в течение года неравномерно и составляет от общего потребления в % летом 24%, осенью 25%, зимой 26% и весной 25%. Как можно объяснить, что на протяжении года отмечается постепенное увеличение потребления кислорода от минимума в июле до максимума в январе?

Задача 5. Известно, что давления в плевральной полости низкое. Будет ли функционировать легкое, если давление в плевральной полости сравняется с атмосферным? Ответ пояснить.

Задача 6. Однажды в больницу был доставлен пациент. Его грудная клетка с двух сторон была прострелена, а пули прошли навылет, однако легкие при этом осталось нетронутыми. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему такое могло произойти, если учесть, что кровотечение в этом случае было минимальным?

Задание желтого сектора.

Задача 1. Прием детей в большинство спортивных секций проводится в возрасте 6-8 лет. Однако есть такие виды спорта, занятия которыми начинаются гораздо позже. Как вы думаете, с чем связан такой поздний прием?

Задача 2. У легкоатлетов хорошо развиты не только мышцы ног, но также мышцы грудной клетки и сердца. Как это можно объяснить?

Задача 3. Чем объяснить, что иногда человек, случайно схватившийся за оголенный электрический провод, бывает не в силах оторвать от него руку?

Задача 4. Как изменяются с возрастом свойства костей человека в зависимости от изменений их химического состава?

Задача 5. Рассчитайте, сколько килограммов от массы тела приходиться на опорно-двигательную систему человека и сколько отдельно на скелет, если масса человека 75кг, на опорно-двигательную систему приходиться 40%, на кости 10%.

Задача 6. Почему во время длительной работы руками при неизменном положении тела, например, при прополке грядки, очень быстро появляется боли в области поясницы?

Задание 4. Придумать свои вопросы команде соперников.