Обобщающий урок по темам: кровь и кровообращение, органы дыхания.
Цель:
- проверить знания учащихся по данным темам;
- установить взаимосвязь между системами, опираясь на знания учащихся.
Оборудование: конверты с заданиями, кубик.
Правила игры: 4 сектора.
- Красный - кровь ее состав и функции
- Синий - кровообращение
- Белый - дыхание
- Желтый - опорно-двигательная система
Первый тур. 6 команд по очереди бросают кубик, выбирают цвет сектора.
Задание 1. Каждый участник команды заполняет свою строку в таблице.
№ |
Название химических веществ |
Функции |
Фамилии |
1 |
Гемоглобин |
|
|
2 |
Ион кальция |
|
|
3 |
Антитело |
|
|
4 |
Фибрин |
|
|
5 |
Фибриноген |
|
|
6 |
Тромбоцит |
|
|
№ |
Клетки крови |
Функции |
Фамилии |
1 |
Эритроциты |
|
|
2 |
Лейкоциты |
|
|
3 |
Фагоциты |
|
|
4 |
Тромбоциты |
|
|
5 |
Плазма крови |
|
|
6 |
Антитела |
|
|
№ |
Признаки для сравнения |
Большой круг кровообращение |
Фамилии |
1 |
Начало круга |
|
|
2 |
Окончание круга |
|
|
3 |
Место нахождение капилляров |
|
|
4 |
Где идет газообмен |
|
|
5 |
Состав крови в артериях |
|
|
6 |
Состав крови в венах |
|
|
№ |
Структуры |
Функции |
Фамилии |
1 |
Межреберные мышцы |
|
|
2 |
Диафрагма |
|
|
3 |
Гортань |
|
|
4 |
Альвеолы легких |
|
|
5 |
Капилляры в носовой полости |
|
|
6 |
Капилляры легких |
|
|
№ |
Признаки для сравнения |
Малый круг кровообращения |
Фамилии |
1 |
Начало круга |
|
|
2 |
Окончание круга |
|
|
3 |
Место нахождение капилляров |
|
|
4 |
Где идет газообмен |
|
|
5 |
Состав крови в артериях |
|
|
6 |
Состав крови в венах |
|
|
№ |
Название органов |
Функции |
Фамилии |
1 |
Носовая полость |
|
|
2 |
Диафрагма |
|
|
3 |
Гортань |
|
|
4 |
Трахея |
|
|
5 |
Бронхи |
|
|
6 |
Плевральная полость |
|
|
Задание 2. Блиц турнир состоит из 12 вопросов для каждого сектора.
Вопросы красного сектора.
- Каковы функции крови в организме человека?
- Как изменится количество эритроцитов в крови у человека, живущего в горах, который спустился в долину?
- В каких органах идет процесс образование эритроцитов?
- Что такое иммунитет?
- Человеку сделали прививку, какой вид иммунитета у него выработался?
- Как называется донор с 1 группой крови?
- Как называют донора 4 группы крови?
- Какие условия необходимы для свертывание крови?
- Какие клетки крови пожирают чужеродные микроорганизмы?
- Назвать признаки воспаления?
- К какой ткани относится кровь?
- Когда используют физиологический раствор 0.9% хлорида натрия?
Вопросы синего сектора.
- Сколько кругов кровообращения у человека и лягушки?
- Стенка какого желудочка в сердце у человека толще и почему?
- Как называется клапаны, отделяющие предсердия от желудочков?
- Какие сосуды называются артериями?
- Какие сосуды называются венами?
- Через стенки каких сосудов идет газообмен?
- Какая кровь называется артериальной?
- Какая кровь называется венозной?
- Что такое гипертония?
- Где быстрее движется кровь в аорте или капиллярах?
- Что можно узнать по пульсу?
- Какова причина движения крови по сосудам?
Вопросы белый сектор.
- Что происходит с воздухом в носовой полости?
- У мужчин щитовидный хрящ выступает в виде кадыка. С чем это связано?
- Почему трахея состоит из хрящевых полуколец, а бронхи нет?
- Как изменяется состав воздуха при выдохе?
- Чем опасен быстрый подъем водолаза из глубины?
- У какого спортсмена жизненная емкость легких больше; у гимнаста или пловца?
- В каком отделе мозга находиться дыхательный центр?
- Влияет ли на дыхательные движения эмоционального состояние человека?
- С каким веществом крови соединяется угарный газ?
- Как движутся легкие за изменением грудной клетки?
- К какому виду инфекции относится грипп?
- Что происходит с диафрагмой во время вдоха и выдоха?
Вопросы желтого сектора.
- Каковы функции скелета и мышц?
- Какая часть скелета и мышц участвует в дыхательных движениях?
- Назовите парные и непарные кости в скелете черепа человека?
- В какой части трубчатой кости вырабатываются клетки крови?
- Какова роль S образного изгиба позвоночника?
- Назвать кости верхних конечностей?
- Где в скелете человека располагаются мимические мышц?
- Что такое утомление?
- Назовите мышцы сгибатели и разгибатели?
- Вредно носить тесную обувь. К чему это приведет?
- Для чего человеку нужна правильная осанка?
- Какой палец руки состоит из 2 фаланг?
Задание 3. Решение практических задач. Выбирают, задачи по секторам зачитывают ответы, если ответ не полный другая команда может его дополнить и получить дополнительное очко.
Задача 1. Известно, что у здорового человека, количество крови составляет 6-8% от массы тела. Рассчитать, сколько крови будет в организме, если масса составляет 78кг.
Задача 2. При анализе крови индейцев Перуанских Анд (высота над уровнем моря около 1000м) было установлено, что в одном миллилитре крови содержится до 8 мл эритроцитов. Объясните полученные результаты медицинских исследований.
Задача 3. «Зеркалом организма» назвал кровь французский физиолог XIX века К. Бернар. Поясните утверждение ученого.
Задача 4. Если в пробирку с кровью человека, перенесённого дифтерию, добавить микробов дифтерии, то они погибнут, а если их добавить в кровь человека, не болевшего этой болезнью, этого не случиться. Почему?
Задача 5. В художественной литературе встречается словосочетание «Голубая кровь». Призванное характеризовать высокое происхождение человека. Как вы понимаете смысл этих слов. Могут ли быть люди с голубой кровью?
Задача 6. В поликлинике была консервирована кровь 2, 3 и 1 групп. Когда привезли человека, потерявшего много крови, исследования показали, что у него 4 группа. Какую группу крови ему можно переливать?
Задание 4. Задачи синего сектора.
Задача 1. Повреждена кисть правой руки, из раны течет ярко-алая кровь. Первые несколько минут она бьет фонтаном. Определить тип кровотечения и указать меры первой помощи.
Задача 2. У вас взяли кровь из пальца. Кровь текла тонкой струйкой темно-красного цвета. Определить вид кровотечения, указать меры первой помощи.
Задача 3. Из поврежденного сосуда вытекает темно - красная кровь широкой струей. Определить вид кровотечения, указать меры первой помощи.
Задача 4. Сердце нетренированного человека в состоянии покоя за одно сокращение выталкивает в аорту 50-70 мл крови. Сколько крови в среднем за 1 минуту может поступить в большой круг кровообращение?
Задача 5. Сердце нетренированного человека в состоянии покоя обычно совершает 80 ударов в минуту, у тренированного - 50. Чьё сердце будет выталкивать больше крови в аорту и почему?
Задача 6. Человеку исполнилось 50 лет. Сколько лет суммарно сердце находилось в фазе расслабления. Ответ обоснуйте.
Задание белого сектора.
Задача 1. Врачи уже давно заметили, что, например, оперные певцы, а также спортсмены практически не болеют туберкулезом легких, чем можно объяснить такую закономерность?
Задача 2. Объяснить, почему после гипервентиляции легких частота дыхания уменьшается и человек испытывает головокружение и слабость. Гипервентиляция преднамеренно глубокое дыхание.
Задача 3. Человек, как и любое млекопитающие, нормально дышит, когда пища пережевывается во рту. Дышит ли он вовремя проглатывание пищи?
Задача 4. Известно, что потребление человеком кислорода в течение года неравномерно и составляет от общего потребления в % летом 24%, осенью 25%, зимой 26% и весной 25%. Как можно объяснить, что на протяжении года отмечается постепенное увеличение потребления кислорода от минимума в июле до максимума в январе?
Задача 5. Известно, что давления в плевральной полости низкое. Будет ли функционировать легкое, если давление в плевральной полости сравняется с атмосферным? Ответ пояснить.
Задача 6. Однажды в больницу был доставлен пациент. Его грудная клетка с двух сторон была прострелена, а пули прошли навылет, однако легкие при этом осталось нетронутыми. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему такое могло произойти, если учесть, что кровотечение в этом случае было минимальным?
Задание желтого сектора.
Задача 1. Прием детей в большинство спортивных секций проводится в возрасте 6-8 лет. Однако есть такие виды спорта, занятия которыми начинаются гораздо позже. Как вы думаете, с чем связан такой поздний прием?
Задача 2. У легкоатлетов хорошо развиты не только мышцы ног, но также мышцы грудной клетки и сердца. Как это можно объяснить?
Задача 3. Чем объяснить, что иногда человек, случайно схватившийся за оголенный электрический провод, бывает не в силах оторвать от него руку?
Задача 4. Как изменяются с возрастом свойства костей человека в зависимости от изменений их химического состава?
Задача 5. Рассчитайте, сколько килограммов от массы тела приходиться на опорно-двигательную систему человека и сколько отдельно на скелет, если масса человека 75кг, на опорно-двигательную систему приходиться 40%, на кости 10%.
Задача 6. Почему во время длительной работы руками при неизменном положении тела, например, при прополке грядки, очень быстро появляется боли в области поясницы?
Задание 4. Придумать свои вопросы команде соперников.