В условиях современной реальности мировое образовательное сообщество во многом базируется на информационно-коммуникационных технологиях. Одной из задач каждой образовательной организации в Российской Федерации стало решение вопроса о внедрении информационно-коммуникационной среды в учебную деятельность, обеспечение ее непрерывного функционирования. Информационно-коммуникационная образовательная среда включает не только использование устоявшихся технических средств, но и инновационные методы преподавания, а также современные подходы к процессу обучения между учителем и обучающимися.
Одной из задач внедрения информационно-коммуникационной среды в образовательную деятельность является совершенствование иноязычной стороны речи через образовательные технологии посредством деятельности учителя и обучающихся, особенно в условиях языковой гимназии. Обучение иноязычной грамматике является одним из наиболее значимых лингводидактических аспектов. «Невозможно отрывать грамматику от речи, без грамматики не мыслится овладение какой-либо формой речи, так как грамматика представляет собой материальную основу речи. Грамматике принадлежит организующая роль» [3].
Тем не менее, несмотря на всю очевидную важность информационно-коммуникационной образовательной среды в обучении грамматике в условиях языковой гимназии, с другой стороны, наблюдается ее неразработанность в контексте обучения непосредственно иноязычной грамматике.
Следуя путем от общего к частному необходимо, прежде всего, остановиться на понятии «информационно-коммуникационная среда». Информационно-коммуникационнаяреда в самом общем смысле понимается как интегративный набор инструментальных механизмов, средств, ресурсов, основанных на информационно-коммуникационных технологиях, которые обеспечивают требования для осуществления образовательной деятельности. Информационно-коммуникационная образовательная среда представляет собой единое пространство, где сосредоточены и систематизированы компьютерные средства, применяемые с определенной целью. Данное понятие не раскрывает своего замысла без определения информационно-коммуникационных технологий. В обобщенном плане под информационно-коммуникационными технологиями понимается «совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации.
Среди существующих информационно-коммуникационных средств, используемых в формировании грамматических навыков обучающихся в условиях языковой гимназии можно выделить следующие:
1. Coursera, Google Classroom, Yandex Classroom, Moodle
платформы демонстрируют различные возможности внедрения информационно-коммуникационной среды в образовательный процесс.
2. Skype, Zoom, Discordит.д.
Каждый интернет-сервис создает вокруг себя информационно-коммуникационное пространство, в котором обучающиеся могут общаться со своими учителями и иностранными друзьями.
3. Языковая лаборатория (компьютерная языковая лаборатория)
Языковая лаборатория имеет много аспектов: обучающиеся могут слушать аудио и понимать различный используемый грамматический материал, школьники могут говорить и даже могут записывать свои голоса [4].
4. Проектор
Проектор поможет создать информационно-коммуникационную среду и внедрить необходимые элементы в урок иностранного языка.
5. Радио и телевидение
С помощью радио можно слушать лекции видных и выдающихся ораторов, изучая грамматические конструкции, использующиеся в их речи. Телевидение обеспечивает полное аудиовизуальное моделирование.
6. Фильмы
Фильмы обращаются к ученикам, повышают их интерес и удерживают их в сохранении усвоенных грамматических материалов. Фильмы выгодно используются для демонстрации грамматических конструкций и справочной информации [2].
7. YouTube
Возможности хостинга безграничны. На данной ютуб-платформе и учитель и обучающиеся смогут найти множество образовательных материалов по любой интересующей их теме, в том числе и по обучению грамматическим навыкам.
8. Блоги
Блог - это еще один вид информационно-коммуникационной среды, реализуется через создание личного или профессионального журнала, часто обновляемого для общественного потребления. Данный вид изучения иностранного языка является отличным способом усовершенствовать свои грамматические навыки, применяя их на практике [1].
9. Мобильный телефон
Используется, в том числе, для самообразования. Учащиеся могут искать новые слова с помощью словаря в мобильных телефонах, проверить правильность написания, использовать телефон в интерактивных упражнениях, а также использовать службу коротких сообщений для проверки их правильности написания.
Необходимо затронуть особенности обучения грамматике в языковой гимназии. Известно, что основной целью обучения грамматическим явлениям иностранного языка является формирование и совершенствование грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. По мнению Е.Н.Солововой, «недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции».
С целью формирования грамматических навыков обучающихся в условиях информационно-коммуникационной среды языковой гимназии мы остановились на выявлении педагогических условий эффективного осуществления данного процесса. К данным педагогическим условиям относятся:
- отбор информационно-коммуникационных средств обучения согласно возрастному этапу и поставленным целям;
Принцип соответствия возрасту обучаемых характеризуется тем, что учитель должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ребенка. Говоря о формировании грамматических навыков по иностранному языку у обучающихся в рамках информационно-коммуникативной среды необходимо учитывать данные принципы, которые непосредственно влияют на результативность использования информационно-коммуникационной среды в обучении грамматическому аспекту иноязычной речи. В противном случае, не применяя специально отобранные методические и дидактические наработки согласно возрасту и этапу обучения, а также согласно целям обучения, снижается вероятность положительной фиксации грамматических навыков.
- разработка алгоритма работы с информационно-коммуникационными лингводидактическими средствами;
Наряду с конкретными алгоритмами использования ИКТ-средств - существует общий алгоритм, который состоит из следующих этапов:
- Селективный этап. Выбор средства в соответствие с возрастным этапом.
- Инструктивный этап. Инструкции с обручающимися по работе с данным средством.
- Организационно-деятельностный этап - организация работы со средством.
- Рефлексивно-оценочный этап. Осознание эффективности, достоинств и недостатков.
- использование в работе интерактивных грамматических упражнений.
Интерактивные упражнения создаются онлайн или посредством специальных программ (learningapps.org, wordwall.net и др). Использование интерактивных упражнений сегодня становится все более популярным в силу их инновационности и полифункциональности, возможности использования как в контексте реального урока, так и в дистанционном формате. Достоинствами таких интерактивных упражнений можно выделить их современность, доступность, красочность и наглядность.
Подводя итог, можно сделать вывод, что внедрение информационно-коммуникационной среды в процесс обучения позволяет доступно и быстро объяснить тот материал, который раньше давался школьником весьма долго и сложно, и который в последствии, ввиду некачественной отработки на практике, забывался обучающимися. Современный способ учебно-воспитательного процесса зависит от грамотно созданных условий для ее реализации. Таким образом, повсеместное использование информационно-коммуникационной среды благоприятно влияет на развитие всех аспектов изучения языка.
Список использованных источников
- Parab, V.V. Innovative Techniques, Methods & Trends in English Language Teaching / V.V. Parab - Text : direсt // IOSR Journal Of Humanities And Social Science (IOSR-JHSS). - 2015. - Volume 20. - P. 40-44.
- Raval, M.R. Use of ICT in English Language Teaching / M.R. Raval - Text : direсt // International Journal of Research in all Subjects in multi Languages. - 2019. - Vol. 2. - P. 21-24.
- Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в школе / Г.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, Т.Е.Сахаров. - М.: Просвещение, 1991. ‒ 224 c. - Текст : непосредственный.
- Спичко, Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам / Н.А.Спичко - Текст: непосредственный // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 5. - С. 44-48.