Введение
На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, речи, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что у детей, поступающих в дошкольное учреждение, выявляется неблагополучное речевое развитие.
Условно детей можно разделить на три группы:
- Дети, у которых речь совсем отсутствует.
- Дети, которые говорят отдельными, а порой облегченными словами.
- Дети, которые говорят словами, частично фразами, но их речь невнятная и наблюдаются грамматические ошибки.
И лишь несколько детей, поступающих в детский сад, имеют речь, соответствующую нормам орфоэпии и понятную окружающим.
Данные показывают, то, что в период раннего возраста, а это возраст от рождения до 3 лет, в семье не уделяется должного внимания речевому развитию ребенка. Как правило, все сводится к соблюдению режима: сон, питание и гигиена. А ведь уже доказано, что развитие ребенка, психическое, умственное начинается ещё во внутриутробный период жизни.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка уже в раннем и дошкольном возрасте. Поэтому процесс всестороннего развития ребенка рассматривается в современном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Но, начинается оно, как мы уже отметили значительно раньше.
Более подробно в нашей работе мы остановимся на речевом развитии. Психологи и педагоги отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б.Эльконин, Р.Е.Левина, А.П.Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, семья, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
К.Д.Ушинским было замечено, что в семьях все меньше общаются. Очень важно, чтобы ребенок рос в звучащей речи. В наши дни данное явление становится еще актуальнее. Наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста. Это обусловлено негативными факторами, влияющими на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное уменьшение общения родителей и детей; снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. А ведь речь - это основное средство общения с окружающими. Поэтому, начинать эту работу необходимо уже в раннем возрасте.
Одним из действенных средств речевого развития речи детей раннего возраста является речевое общение, которое сопровождает все этапы роста и развития ребенка, также речевому развитию способствуют специальные интегрированные занятия с ребёнком, которые будут удовлетворять его потребности, помогут качественно развивать познавательные процессы: восприятие, мышление, памяти, воображения и речь.
Интегрированные занятия включают в себя знакомство с художественной литературой (колыбельные, пестушки, потешки, загадки, сказки). Рассматривание картинок и иллюстраций. Игры с ребенком (дидактические игры, игры-инсценировки). Развитие мелкой моторики. Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить. Развитие сенсорных способностей. Сенсорное развитие ребенка - это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.
Для возникновения желания у малышей, активно участвовать в речевом общении, должны создаваться эмоционально благоприятные условия работы.
В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: родителям и близким - в семье, воспитателю - в детском саду. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи ребенка в усвоении языка.
Для развития речи детей раннего возраста также важно организовывать специальные занятия с применением интеграции областей. Эти занятия должны решать следующие задачи речевого развития:
- формировать словарь;
- развивать звуковую культуру речи и связную речь;
- формировать грамматический строй речи;
- развивать речь, как средство общения.
Образовательную деятельность необходимо строить на основании: требований ООП ДО (основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ).
Важно при этом руководствоваться следующими нормативными документами:
Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Указом президента РФ от 01.06.2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Cанитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами Сан-ПиНа 2.4.1.3049-13.
Необходимо разрабатывать перспективный план работы с воспитанниками и их семьями с опорой на целевые ориентиры.
В связи с этим проблема нашей квалификационной работы: каковы педагогические условия развития речи детей раннего возраста в процессе проведения интегрированных занятий.
Цель: Разработать сборник интегрированных занятий по развитию речи детей раннего возраста.
Достижение цели осуществляется решением следующих задач проектной деятельности:
- Рассмотреть особенности развития речи детей раннего возраста как проблему исследования в теории и методике развития речи.
- Определить роль интегрированных занятий с детьми раннего возраста. Проанализировать содержание и методику развития речи детей раннего возраста посредством интегрированных занятий.
- Подобрать и разработать материалы для интегрированных занятий с детьми раннего возраста.
Пояснительная записка
1.1. Теоретические основы развития речи детей раннего возраста
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций.
Проблемами развития речи занимались такие ученые как Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Е.И.Тихеева, С.Л.Рубинштейн, О.И.Соловьева и др.
С.Л.Рубинштейн пишет: «Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания».
А.А.Леонтьев рассматривает речь следующим образом: «Деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики.
Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий».
Речь представляет собой разные формы применения языка в различных ситуациях общения. Она трактуется как деятельность, включенная в общую систему деятельности человека.
Психологический аспект развития речи опирается на положение Л.С.Выготского, что развитие речи тесно связано с развитием мышления и сознания.
Большое значение взаимодействию речи и мышления придавал А.В.Запорожец. Приводя примеры исследований речи детей раннего возраста, он подчеркивал, что уже в раннем возрасте складывается сложная система речевых связей. Запорожец отмечал, что «речь, слово, лишенное смысловой функции, не связанное с мыслью, перестает быть речью, словом превращается в пустой звук. Речь и мышление находятся в единстве, и без учета этого не могут быть правильно поняты ни мышление, ни речь».
Опираясь на идеи Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского Е.И.Тихеева - стала основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи - значит владеть орудием умственного развития человека.
В современной психологии и педагогике разработано учение о функциях речи.
Коммуникативная функция речи. Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств.
Функция познания. Усваивая новые слова, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.
Регулирующая функция. Речь является средством мышления, носителем памяти, информации, носителем сознания. Слово имеет предметную отнесенность и значение - является носителем общения. Речь является средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.
Таким образом, в речи человека можно выделить различные функции, но они не внешние друг другу аспекты; они включены в единство, внутри которого они друг друга определяют и опосредуют. Так, речь выполняет свою функцию сообщения на основе ее смысловой, семантической, обозначающей функции. Но не в меньшей, а в еще большей степени и обратно - семантическая функция обозначения формируется на основе коммуникативной функции речи.
1.2. Особенности речевого развития детей раннего возраста
Исследование, проведенное белорусским психологом Р.И.Водейко, показало, что развитие словаря ребенка представляет собой процесс неравномерного накопления различных категорий слов: «Слов-предметов у ребенка всегда больше, чем слов-действий; слов-отношений больше, чем слов-признаков».
В словаре детей раннего возраста, по данным В.В.Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2-1,3 раза. На протяжении раннего возраста словарь ребенка усложняется - многозначность слова сменяется более высокой устойчивостью, ярко выражена предметная отнесенность слова.
Кроме быстро растущего словаря конец 2-го года жизни характеризуется усвоением грамматического строя предложений. В этом процессе А.Н.Гвоздев выделяет два периода: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев и от 1 года 10 месяцев до 3 лет.
Первый - это период предложений, состоящих из аморфных слов - корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. Здесь отчетливо выделяется стадия однословного предложения (1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев) и стадия двух-трехсловных предложений.
Первые предложения ребенка являются однословными и имеют несколько разновидностей:
- предложение - наименование предмета типа назывного (дядя, папа);
- предложение - обращение, выражающее преимущественно просьбу, желание (баби-баби-баби, тэта-тэта, тата);
- предложение, выражаемое каким - либо междометием или автономным словом (чик-чик, ам-ам). Очень часто это глагольные формы (спать, кушать).
А.Н.Гвоздев отмечал, что слова-предложения по своему значению представляют законченное целое, выражающее какое-либо сообщение. Но высказывание тем отличается от слова, что слово только называет предмет, а высказывание отражает ситуацию. Дети говорят о том, что делают, видят, что в данный момент происходит. Таким образом, однословные предложения можно отнести к ситуативной речи. Она понятна собеседнику только при учете жестов, движений, мимики, интонации.
Появление двухсловного предложения вызвано новыми потребностями, возникшими как результат противоречия между прежней формой речевого общения и необходимостью ребенка более точно выразить свои желания. М.И.Лисина описывает такой случай. Девочка (1 год 7 месяцев) просит мать поиграть с ней, выражая это словами «ма-ми..., мами..., мами!». И когда ее просьба остается без ответа, ребенок неожиданно говорит: «Мами, игай!» (играй), «Мами, гиди!» (гляди).
Второй период в овладении грамматикой - это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, усвоением служебных слов. К трем годам ребенок овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются. Например: Где моя мама? Почему слон живет в лесу? Я сегодня купила в магазине для Кати не зеленые, не синие, не желтые, а прямо красные туфельки! (из дневника А.Д.Салаховой).
На первом этапе развития речь ребенка ситуативная. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего (80%, по данным Т.Слава-Казаку) протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.
Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.
Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком. По данным М.Ляминой, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.
На третьем году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту («Репка», «Три медведя», «Курочка Ряба»).
Совершенствуется в раннем возрасте и звуковая сторона языка. Она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков речи. Сначала, как мы указывали, ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а в конце второго, на третьем году жизни строится правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Очень важно, чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи - не слишком быстрым. Если речь ухаживающего за ребенком взрослого имеет дефекты - картавость, шепелявость, заикание, то эти дефекты будут воспроизводиться ребенком. Вся огромная работа, которую проделывает ребенок, учась отличать одно слово от другого, является, прежде всего, работой над материальной, звуковой стороной языка. Дети любят произносить какое-нибудь слово, часто искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся звуки этого слова. К.И.Чуковский (1983) собрал большой материал по усвоению ребенком звуковой оболочки языка. Рифмотворчество, отмечают специалисты, является неизбежной и очень рациональной системой упражнений в фонетике.
В раннем возрасте возникает ещё одна важнейшая функция речи - регулятивная. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2-х лет действия ребёнка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребёнка посредством речи, т.е. выполнение речевых инструкций взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап развития произвольного поведения, когда действия ребёнка опосредованы речевым знаком, который направлен на своё поведение. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля.
Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи - на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Улыбка рождает покой и устанавливает взаимопонимание. Она - приглашение к общению, выражение положительных эмоций. С улыбкой пробуждается психика ребенка, улыбка предваряет его речь, улыбкой он как бы сообщает о его готовности к общению. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысления произносимых и понимаемых слов.
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению.
Таким образом, в развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: родителям и близким - в семье, воспитателю - в детском саду. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь - это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое общение - это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Взрослый в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений.
Исходя из этого раннее детство - период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится - предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.
Важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой, поэтому рассмотрим особенности речевого развития детей раннего возраста.
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: родителям и близким - в семье воспитателю - в детском саду. Очень важным является то, как общаются с ребенком. Ведь с годами потребность в общении возрастает все больше. Речь - это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится. Следует понимать, как правильно всестороннее развивать, воспитывать ребенка, общаться с ним. Какие действенные формы, методы, средства, приемы при этом использовать.
1.3. Задачи и методика работы по организации работы по развитию речи детей раннего возраста в процессе проведения интегрированных занятий
Изучив ФГОС программу «От Рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой мы пришли к выводу о том следует развивать предпосылки активной речи у детей. Учить подражать новым звукосочетаниям: да-да и др. (к 8 месяцам), разным интонациям взрослого (к 8-9 месяцам). Развивать и поддерживать стремление детей взаимодействовать со взрослыми в играх-развлечениях: «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», «Прятки» и др.; поддерживать эмоционально положительное состояние каждого ребенка. Проводить игры-занятия.
Развивать активную речь. Учить подражать новым словам (10 месяцев), пользоваться облегченными, обозначающими названия знакомых предметов и действий (собачка - ав-ав, спит - бай-бай) и первыми полными словами (мама, папа, дядя, баба и т.д.).
Проводить игры-занятия. Организовывать показы сюжетных игрушек, механических и заводных игрушек, наблюдения за живыми объектами (котенок, цыпленок), давать детям поручения («Возьмите мячики!» и т.д.).
С детьми в возрасте от года до 2 лет расширять запас понимаемых слов. Учить по слову взрослого находить и показывать на картинках игрушки, предметы одежды, посуды. Учить понимать слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши); бытовые и игровые действия (умываться, гулять); цвета предметов (красный, синий), контрастные размеры (большой, маленький), формы (кубик, кирпичик).
Приучать детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия.
Совершенствовать умение детей подражать звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь названиями известных действий (спи, иди, упал и т.п.). Учить показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении (к 1 году 3 месяцам) и их же в действии (к 1 году 6 месяцам).
Приучать детей отвечать на вопросы «Что это?», «Что делает?».
Побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.
Учить произносить по подражанию предложения из двух слов.
Организовывать эту работу в повседневной жизни и на специально организованных занятиях.
Ребенок от рождения до трех лет - открыт ко всему новому. Его предпочтения быстро меняются, он не может долго заниматься каким-либо одним делом.
Сознание крохи не направленно на будущее - он ничего не предвидит, и не опирается на опыт прошлого - даже на свой собственный опыт. И мыслить для малыша - не значит - думать и вспоминать - а значит действовать здесь и сейчас, с конкретными, воспринимаемыми им предметами и игрушками. Никакие абстрактные буквы и цифры ему не интересны и просто не нужны. Ребенок учится преимущественно и через подражание взрослому.
Все новое входит в жизнь крохи постепенно, мелкими шажками. Главной опорой для малыша в его развитии являются взрослые. А главным источником развития - предметная, игровая деятельность.
Одной из успешных форм работы по развитию и воспитанию ребенка являются на наш взгляд интегрированные занятия.
Интегрированные занятия - это занятия, которые направленны на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.
Такие занятия, проводимые в игровой форме на равных стоят рядом с трудом, познанием, общением, творчеством.
Интегрированные занятия дают положительный результат при условии планомерности их проведения. Педагог, предварительно хорошо изучивший содержание соответствующего раздела «Программы воспитания в детском саду», распределяет материал по занятиям, соблюдая последовательность от простого к сложному. От одного занятия к другому усложняется и требования к детям. Так постепенно у детей накапливаются знания об окружающем, в том числе и о сенсорных эталонах.
Например, в дидактической игре «Чудесный мешочек», которую мы используем в свободной игровой деятельности так и на занятиях для того чтобы научить ребенка различать величину, на одном занятии могут быть использованы большие и маленькие шарики, а на другом - большие и маленькие матрешки или собачки.
Разнообразие занятий достигается также усложнением заданий.
К концу раннего детства на основе накопленного опыта ребенок стремится к самостоятельной деятельности. В свободное от занятий время без побуждения повторяет какое-нибудь действие, движение, усвоенное на занятии.
Таким образом, встает вопрос и о длительности занятий. Она зависит от характера детской активности на занятии и от эмоционального состояния детей. Если по ходу занятия ребенок имеют возможность подвигаться, например, встать со стульчика и принести требуемый предмет, занятие может, не утомляя его, продолжаться 8-10 минут. А если идет постоянная смена деятельности и более продолжительно. Большая заинтересованность ребенка содержанием занятия, возникающие эмоции, которые в этом возрасте выражаются обычно открыто, непосредственно, вызывают иногда необходимость продлить занятие на некоторое время.
Если взрослый замечает появление у ребенка признаков утомления (снижается активность, он становятся вялым, начинает отвлекаться, вертеться), занятие следует закончить и дать возможность свободно подвигаться, поиграть. Но и это также будет являться частью занятия.
Исходя из задач первых лет жизни ребенка важно подбирать методы и приемы, направленные на его общее развитие и развитие речевой активности.
Выделяются три группы методов:
- словесные,
- наглядные,
- практические.
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.
Наглядные методы:
- наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т.д.;
- наблюдения в природе;
- экскурсии на участок, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.;
- рассматривание игрушек, предметов и картин;
- изобразительная наглядность.
Практические методы:
- дидактические игры;
- дидактические упражнения;
- хороводные игры;
- игры - драматизации; инсценировки;
- игры - сюрпризы;
- игры с правилами.
Словесные методы:
- чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности;
- чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.
С самых первых месяцев жизни ребенка нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к нему речь. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста - это использование малых форм фольклора. Использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: "Петушок - петушок…", "Ладушки - ладушки…", "Идет коза рогатая…", "Пошел котик на торжок", "Чики - чики - чикалочки".
Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Звукоподражание - эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет - чух-чух-чух; петушок поет - ку-ка-ре-ку; часы идут - тик-так и т.д.
Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных детских поэтов начинается с малых лет. А.Барто "Игрушки", З.Александрова "Раз, два, три, четыре, пять!", В.Берестов "Большая кукла"; Е.Чарушин "Курочка"; Л.Толстой "У Розки были щенки"; Л.Павлова "У кого какая мама?" В раннем возрасте происходит знакомство со сказкой: "Курочка Ряба", "Репка", "Теремок".
В работе с малышами можно использовать упражнения на развитие речевого дыхания, например: «Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
Самыми эффективными, на наш взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой - маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.
Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Этот пальчик - дедушка…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.
Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей, играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь. Исходя из вышесказанного, мы переходим к практической части нашей работы.