Родительское собрание в 3-м классе "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями

Класс: 3

Ключевые слова: родительское собрание


Задачи: обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье; доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.

Форма проведения: беседа.

Ход собрания

Сегодня мы с вами поговорим о семейных традициях, в частности о способности наших детей трудиться. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшие в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении - умении иметь семью и быть счастливым.

Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, не спать ночами, качая ребёнка - такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?

Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов, на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того, чтобы добросовестно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела делать быстро и качественно.

Учим ли мы своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?

Фронтальный опрос родителей по следующим вопросам:

  1. Любит ли ваш ребёнок трудиться?
  2. Что он любит делать по дому?
  3. Может ли выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?
  4. Работа выполняется увлечённо или неохотно?
  5. Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы?
  6. Поощряете ли вы ребёнка за выполненную домашнюю работу?
  7. Наказываете ли вы его, если он выполнил работу плохо?
  8. Интересуетесь ли трудовым участием ребёнка в жизни класса?
  9. Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни класса и школы?

Анализ ситуаций

1. Третьеклассница Надя взялась подметать дома пол. Но у неё нет сноровки: метёт медленно, оставляет местами сор. Мать начинает нервничать, делает дочери бесконечные замечания повышенным тоном. Нервозность предаётся Наде. Она начинает мести ещё хуже. Мать отбирает у дочери веник и заканчивает уборку, ворча: «Лучше самой сделать, чем от тебя ждать помощи.»

В чём состоял педагогический просчёт матери? Как поступили бы вы в этой ситуации?

2. Сын часто помогал маме на кухне: мыл посуду, нарезал хлеб. Однажды отец увидел, как сын моет посуду, и сказал: «Что это ты занимаешься женской работой?» С тех пор сын перестал помогать маме.

Как вы оцениваете действия отца? Следует ли мальчиков приобщать к «женскому труду?

3. В семье растёт девочка. Мама с большим трудом заставляет её помогать ей по дому. Девочка аргументирует своё нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с охотой выполняет всё за внучку и даже обижается, если мама даёт поручение дочке, а не ей.

Как быть в этой ситуации?

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителями, сами - ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки - тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей; сдерживать себя, проявлять по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не так просто. Сегодня не так просто. Проще будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

Основная цель домашнего труда ребёнка - воспитательный эффект. Необходимо помочь ему ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим.

Анализ детских анкет

Анкета №1.

1. С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
2. Что тебе нравиться больше всего из домашних дел?
3. Что тебе не нравиться делать по дому?
4. Хвалят ли тебя за выполненную работу?
5. Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают?
6. Бывает ли так, что хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?
7. Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?
8. Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?
9. Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?

Анкета №2.

Дома я:

всегда

часто

иногда

никогда

Убираю свою постель

Убираю свою комнату

Мою посуду

Хожу в магазин

Стираю свои вещи

Помогаю в уборке квартиры

Ухаживаю за младшими

Умею кое-что готовить

Помогаю родителям по их просьбе во всех делах

Помогаю родителям на даче (огороде, саду)

Памятка для родителей

  1. Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок?
  2. Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
  3. Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?
  4. Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше?
  5. Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека?

Памятка для учеников. Как развить в себе желание выполнять домашние дела

  1. Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей.
  2. Приступая к делу, возьми себе в помощники песню. Если у тебя есть такая возможность, включи свои любимые мелодии. С ними работа идёт веселее. Можешь даже мурлыкать себе под нос.
  3. Выполнив какую-то часть работы, оцени её и похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.
  4. Если немного устал, потанцуй и чуть-чуть передохни.
  5. Закончив работу, ещё раз посмотри, как у тебя всё получилось, исправь огрехи, похвали себя за сделанное дело.
  6. Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали они свою квартиру или нет.
  7. Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное - ты сумел преодолеть себя, свою лень, своё нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя всё всегда получится!

Залогом в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определённые обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребёнком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей - помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.

Собрание наше хочу закончить словами К.Д.Ушинского: "Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия".