«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
М.Шклярова
Вирусная инфекция (COVID-19) поставила педагогическое сообщество в нелегкие условия труда, педагогам пришлось быстро реагировать на изменения перестройкой учебного процесса, так как контактное обучение превратилось в дистанционный формат. Своих учеников можно увидеть, только через голубой экран монитора. Что в этом случае можно предложить своему подопечному? Как заинтересовать его, если дома много отвлекающих моментов? И атмосфера направлена не на обучение. Вот с такими вопросами столкнулись многие педагоги нашей страны.
Я работаю в средней общеобразовательной школе уже 4 год. В моем классе есть школьники с ОВЗ. У них наблюдается нарушение внимания, памяти, недоразвитие мелкой моторики, речи, ограниченный запас представлений об окружающем мире, что влияет на школьное обучение в целом.
В режиме дистанционного обучения я работала со школьниками на платформе Zoom…… связывалась с родителями по электронной почте, в группе вайбер.
Работая в инклюзивном классе, следую правилу: бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть школьникам свои таланты, способствовать развитию личностного роста, достигать метапредметных и предметных результатов должны мы, педагоги.
Проблемы на уроках рисования у детей с ОВЗ:
- однообразие способов изображения предметов
- неумение создавать сюжетное изображение
- нет эмоций…
Из-за несовершенства развития мелкой моторики у школьников с ОВЗ при рисовании наблюдается однообразие способов изображения предметов, отсюда узость тематики рисунков; неумение создавать сюжетное изображение; дополнительные детали в рисунках встречаются крайне редко; работы примитивны; не могут придумать название своему рисунку; не проявляют каких-либо эмоций, рассказывая об изображенном на бумаге; при штриховке предметов наблюдается выход за границы обозначенного контура; недостаточная сила нажима на карандаш; неравномерность закрашивания; отмечается сниженный интерес или вообще его отсутствие к процессу и результату деятельности; не всегда понимают, что от них требует педагог; при работе акварелью, гуашью рисунки часто выглядят неаккуратно; технические умения и навыки не соответствуют показателям возрастного развития. Использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость, создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности у детей, создают эмоционально-положительное отношение к действительности. Дети узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, солью, песком, свечой, использовать для рисования клей. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение, и активизация словарного запаса, творческих способностей, дает толчок к развитию воображения, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Также на дистанционном обучении детям предлагалось следующие техники рисования: монотипия пейзажная, пластилинография, печать по трафарету, Печать от руки, Тампонирование, Рисование кляксами. Нетрадиционная техника очень разнообразна. Можно эффективно изобразить какие-либо предметы, включая новые художественно-выразительные приёмы для изображаемого образа. К тому же данные техники рисования наиболее интересны и увлекательны для детей.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Применение нетрадиционных техник в обучении детей с ОВЗ способствует развитию изобразительных и технических умений и навыков.