Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 утверждены «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования) Проблема преемственности в дошкольном и начальном общем образовании является актуальной на сегодняшний день и обусловлена поиском оптимальных способов обеспечения единства образовательного пространства. Дошкольное и начальное образование - единый развивающийся мир. В последние годы в развитии дошкольных учреждений и начальной школы в связи с актуализацией в нашей стране инновационной концепции образования появляются новые тенденции не только структурного, но и содержательного характера. Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований (Л.И.Божович, Л.А.Венгер, Г.М.Гуткина, И.В.Дубровина, Е.Е.Кравцова, А.А.Люблинская, В.С.Мухина, Н.Н.Поддъяков, К.Н.Поливанова, Е.О.Смирнова и др.). На данном возрастном этапе жизни ребенка игра как ведущая деятельность постепенно сменяется учебной деятельностью. Эта смена должна носить сглаженные формы и обеспечить построение содержания образования в целостную систему. Сложившаяся ситуация зачастую порождает неоднозначную позицию в области подготовки детей к обучению в школе, что приводит к увеличению психической нагрузки детей в дошкольных образовательных учреждениях, форсированию темпов индивидуального и нормативного возрастного развития ребенка. Учебная деятельность не дается ребенку в готовой форме, и потому должны быть сформированы ее предпосылки в старшем дошкольном возрасте и в начальной школе. Подобный подход позволяет разрешить существующие противоречия в аспекте преемственности дошкольного и начального образования.
Для начального звена школы выделена приоритетность развития целостной личности ребенка в процессе формирования его как субъекта учебной деятельности, владеющего способами собственного учения. Предметные знания, умения и навыки при таком подходе становятся средством освоения ребенком умения учиться. В связи с введением ФГОС перед школой встает задача в применении различных педагогических технологий. Сегодня при рассмотрении вопроса о преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и школой первой ступени обучения одной из ведущих на данном этапе становится игровая технология.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх. Причем детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
С поступлением ребенка в школу в число ведущих деятельностей наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. Иными становятся и детские игры. Они приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе, дома и имел время для занятий ими. Игра в этом возрасте занимает второе место после учебной деятельности и существенно влияет на развитие детей1. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
_______________
1 Немов Р.С. Психология образования – с. 135.
В начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В играх, особенно коллективных, проводимых в детских садах формируются нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Именно в дошкольном возрасте формируются эти качества, а в младшем школьном возрасте мы продолжаем их развивать и усовершенствовать.
Применяя игровые технологии, учитель и воспитатель делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Таким образом, игровая технология является актуальной проблемой процессов воспитания и обучения детей.
На современном этапе развития образования перед учителем и воспитателем ставится задача поиска средств и способов преодоления негативного процесса - падения интереса к обучению. Изучая в течение 2 лет игровые технологии в школе, мы с коллегами-единомышленниками пытались выяснить принципы организации (и конечно, самоорганизации) игровой деятельности, которая является изначально свободной, с тем, чтобы в дальнейшем придерживаться этих принципов при организации уже школьной деятельности. Взятые мной для развития воображения игровые формы были выбраны с учетом микросреды и наиболее полно, с моей точки зрения, удовлетворяли свойствам игровой деятельности, перечисленные ниже (амбивалентности, свободы, фантазии). Эти формы можно расположить по возрастающей процесса становления самой игры в таком порядке:
4. Режиссерские
3. Имитационные
2. Конструктивные (ролевые)
1. Предметные (символические)
Если проиллюстрировать эту «лесенку», то получиться, что вначале мы выбираем для игры какой-то предмет, знак, символ нашей деятельности. Это может быть как примитивная палочка в руках ребенка, которая, как в известном примере Л.С.Выготского, может быть и лошадкой, и вообще всем чем угодно, так и сложные символические знаки2. Например, мы рисуем на доске вместе с ребятами сложные взаимоотношения героев литературных произведений (символы подбираем вместе). Затем составляем из этих символов-знаков некий конструкт; скажем, рисуем с ребятами графики, сложные конструкты, как бы вынося литературное произведение в «план доски», сочиняем вместе с ребятами фантастические произведения, выбирая героев, досконально прорабатывая символы-элементы эпохи, географическое положение и т.п., рисуют карты - некие конструкты, в которых будет происходить жизнь их героев, в роль которых они удивительно вживаются и потом уже существует в пространстве игровой действительности по законам жизни своих героев3. В имитационных сюжетно-ролевых играх на совершенно конкретном материале, тексте, имитируют реальный процесс жизни, и, наконец, в режиссерских играх доводят (учитель+ ученик являются режиссерами данной игры) своих участников до видения событий как СОБЫТИЯ, до режиссерского видения мира как некоего сложного, построенного вместе. При этом в подготовке каждой игровой формы различают следующие фазы:
- концептуальную (создаю образ игры);
- проективную (проектирую игру);
- организационную (готовлю игру вместе с учениками);
- собственно игровую (если игра идет на уроке, то это ход самого урока);
- рефлексивную (когда я обсуждаю сразу после игры, как она шла, что получилось, а что – нет, что нового узнали, кто проявил себя и как и т.п.);
- пострефлексивную («Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии».) Игра как событие осмысляется в этой фазе. После обсуждения игрового урока все постепенно становиться отчетливее: мои удачи и мои ошибки; затем, после осознания, снова идет фаза концептуальная (новый образ игры) и т.д.
_______________
2 Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» с. 20.
3 Стрелкова И.А, «Игра – это серьезно!» 2001 г., с. 15.
Но есть у игры двойник, Это - ПСЕВДОИГРА.
Что такое «псевдоигра» и почему ее надо бояться? «Живая» игра отличается от «мертвой» - от псевдоигры - по крайней мере, тремя аспектами:
- аффективным (от «аффект» - переживание). Если есть это переживание момента игры, значит, ребенок в нее включился;
- когнитивным (познавательным). Если игра идет на познавательном уровне и не несет в себе инноваций (нового), - это не игра;
- социализующим (освоение культурных форм существования в социуме - обязательное условие существования игры).
Таким образом, это доказывает, что игра требует к себе от учителя серьезного отношения.
Известный психолог Немов Р.С. выделил следующие виды игры4:
- Игра предметная - детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.
- Игра ролевая – совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т.п. В школе данный вид игры усложняется введением инсценирования.
- Игра символическая - вид игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков (какое-либо условное изображение, представляющее действительность), а игровые действия выполняются в абстрактной символической форме.
- Игра сюжетная – детская игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п.
_______________
4 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн., 2001 г. Психология образования. - 308с.
Я начала наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и пришла к выводу, что она носит свободный игровой характер, что именно игра оказывает благотворное влияние на процесс обучения, является стимулом к познанию
Детям, для которых обучение, оказывается, по началу непосильным, игра помогает преодолеть это состояние, постепенно включая их непосредственно учебную деятельность,
Старший дошкольник находится на стыке двух форм жизнедеятельности - игры (основной формы жизнедеятельности дошкольника) и учебной деятельности (основной формы жизнедеятельности младшего школьника).
Первой он, в принципе, в достаточной мере уже владеет, второй ему предстоит овладеть, и к началу обучения в школе ребенка необходимо подготовить к этому: он должен освоить мыслительные операции, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать деятельность, осуществлять самоконтроль. Не менее важным для успешного овладения учебной деятельностью является также положительное отношение ребенка к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для выполнения поставленных учебных задач.
Однако далеко не все дети приходят в школу, владея всем этим, т.е. достигнув достаточной степени школьной зрелости. Её развитие продолжается – в непосредственных учебных действиях, в овладение учебными предметами, а также в игре. Но не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания; веселые шутки - минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.
Изучив труды ведущих педагогов, психологов, проведя практический эксперимент, я пришла к выводу: игра оказывает благотворное влияние на процесс обучения. Является не только стимулом к познанию, саморазвитию для ученика, но и главной сферой общения детей. В ней приобретается огромный опыт, помогающий ребенку адаптироваться в окружающей среде.
Список использованной литературы
- Былевская В.Н. «Развитие творческих возможностей младших школьников». // Начальная школа № 5 1994. – с.14 - 16.
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». – М.: Просвещение. 1990.- с. 15 - 27
- Коновалова Е.И. «Нетрадиционные уроки математики». 1 класс. - 2-е изд., Волгоград, Учитель–АСТ, 2002. - с. 81 - 87.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.- 4 изд. - М.: Тума-кит. Изд. Центр ВЛНДОС, 2001. - Кн. 2: Психология образования. - 608с.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технология игры в обучении и развитии». - М.: Просвещение, 1996.
- Стрелкова И.А, «Игра – это серьезно!» // Начальная школа: плюс минус № 4 2001. - с.15-19.
- Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М.Прохоров. – 4-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989.- 1632с.
- Чутко Н.Я. «Игра и учебная деятельность детей» // Начальная школа: плюс минус № 4 2001. – с.8-12.