Основы методики развития быстроты
В системе дополнительного образования в филиале НВМУ (Севастопольское ПКУ) в секции «Мини-футбол» присущи четыре основных вида скоростной работы:
- ациклический — однократное проявление концентрированного «взрывного» усилия;
- стартовый разгон — быстрое наращивание скорости с нуля с задачей достижения максимума за минимальное время;
- дистанционный — поддержание оптимальной скорости передвижения;
- смешанный — включает в себя все три указанных вида скоростной работы.
Для развития скоростных способностей необходимо применять упражнения, которые должны соответствовать следующим основным условиям:
- возможность выполнения с максимальной скоростью;
- освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения.
Во время тренировки не должно происходить снижения скорости выполнения упражнений. Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества и о том, что в данном случае уже начинается работа над развитием выносливости.
В методике, направленной на повышение скорости произвольных движений, используются два основных методических приема:
- воспитание быстроты в целостном движении;
- аналитическое совершенствование факторов, определяющих максимальную скорость движений при выполнении упражнений.
В ходе тренировок по развитию скоростных способностей необходимо работать не только над быстротой сокращения работающих мышц, но и над быстротой их расслабления [7]. Добиться этого можно путем постоянного контроля за быстрым расслаблением работающих мышц в скоростных движениях, а также тренировкой самой способности к релаксации мышц.
Добиться увеличения скорости движений можно двумя различными путями:
- увеличением уровня максимальной (или предельной) скорости движений;
- увеличением максимальной силы работающих мышц.
Существенно повысить максимальную скорость движений чрезвычайно сложно, поэтому в практике для увеличения скорости используют второй путь — увеличение силы. Скоростно-силовые упражнения необходимо применять в сочетании с собственно силовыми, то есть при развитии скорости движений надо как бы «опираться» на уровень максимальной силы.
В учебно-тренировочных занятиях в системе дополнительного образования надо развивать все возможные формы проявления быстроты, необходимые для успешной профессионально-прикладной подготовки. Следует всегда помнить, что работу над развитием быстроты и совершенствованием скоростных способностей не рекомендуется проводить в состоянии физического или эмоционального утомления [1; 5].
Обычно скоростные тренировки сочетаются с работой технической или скоростно-силовой направленности, а в некоторых случаях и с развитием отдельных компонентов скоростной выносливости. Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными. В процессе физической подготовки для развития быстроты и скорости движений могут быть использованы разнообразные упражнения. Отличные результаты достигаются при занятиях подвижными играми (футбол, баскетбол, ручной мяч). В самостоятельных занятиях можно применять упражнения с партнером и без партнера, групповые упражнения для развития и совершенствования быстроты и скорости движений. Некоторые из таких достаточно простых и эффективных упражнений приведены ниже.
Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции наиболее эффективны повторный, расчлененный и сенсорный методы.
Повторный метод заключается в максимально быстром повторном выполнении тренируемых движений по сигналу. Продолжительность таких упражнений не должна превышать 4—5 секунд. Рекомендуется выполнять 3—6 повторений тренируемых упражнений в 2—3 сериях.
Расчлененный метод сводится к тренировке в облегченных условиях быстроты реакции и скорости последующих движений.
Сенсорный метод основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью к различению микроинтервалов времени и направлен на развитие способности различать отрезки времени порядка десятых и даже сотых долей секунды. Тренировка по этому методу подразделяется на три этапа:
Упражнения для развития быстроты
Упражнение | Дозировка |
Общие методические указания |
И.П. — сидя, лежа лицом вниз или вверх, в упоре лежа, лежа головой в противоположную сторону (бег со старта из различных положений) |
5—6 раз |
Интервалы отдыха 1—1,5 мин по 3—4 серии через 2—3 минуты отдыха; упражнения рекомендуется выполнять по сигналу, в группе или самостоятельно; с контролем времени |
И.П. — низкий старт (бег с максимальной скоростью) |
3—5 раз |
Выполнить 1—3 серии; отдых до полного восстановления дыхания |
И.П. — высокий старт (бег с предельной скоростью с «ходу») |
3—5 раз |
С 30-метрового разбега; выполнить 1—3 серии; отдых до полного восстановления дыхания |
И.П. — высокий старт (быстрый бег под уклон (до 15 градусов)) |
3—5 раз |
С 30-метрового разбега; выполнить 1—2 серии; с установкой на достижение максимальной скорости и частоты движений на дистанции |
И.П. — в беге (передвижения в различных стойках: вперед-назад; вправо-влево; вверх-вниз) |
3—4 раза |
Выполнить 2—3 серии через 1—2 минуты отдыха, который заполняется упражнениями на гибкость и расслабление |
И.П. — упор присев (передвижение на четвереньках с максимально возможной скоростью) |
2—4 раза |
Стараться выполнять в соревновательной форме, в эстафетах |
И.П. — в беге (бег вверх по лестнице с максимальной частотой и скоростью) |
4—6 раз |
Упражнение выполняется по ступенькам лестницы на стадионе |
И.П. — ноги полусогнуты на ширине плеч, руки отведены назад (однократные прыжки в длину с места) |
4—6 раз |
Упражнение выполнять с подхода или с разбега; выполнить 2—4 серии |
Упражнения для подготовки в беге на 60, 100 м
Упражнение | Дозировка |
ОМУ |
Общая разминка: |
||
1.Медленный бег |
600-1000 м |
Следить за дыханием |
2.Общеразвивающие упражнения |
5—8 мин |
Выполнить 8—10 упражнений |
3.Упражнения на растягивание мышц ног |
4—6 мин |
Следить за амплитудой движений |
Специальные беговые упражнения |
||
-бег с высоким подниманием бедра |
25—30 м |
Активно работать руками; выше производить вынос бедра |
- бег с захлёстыванием голени назад |
25—30 м |
Активно работать ногами с медленным продвижением вперед |
- семенящий бег |
50—60 м |
Руки расслаблены |
- бег на прямых ногах |
25—30 м |
Руки на поясе; ноги прямые; спина отклонена назад |
- прыжки с ноги на ногу |
25—30 м |
Больше делать вынос бедра |
- прыжки на одной ноге |
25—30 м |
Отталкивание перекатом с пятки на носок |
Специальная разминка: |
||
1. Бег с ускорением |
5—6 раз |
Скорость бега постепенно увеличивать |
2. Бег с высокого старта на технику |
4—6 раз |
Следить за стартовым разгоном |
3. Бег со старта под команду в полную силу |
4—6 раз |
Отдых 1—2 минуты |
4. Бег со старта за «лидером», в полную силу |
4—6 раз |
Отдых 2—3 минуты |
5. Повторный бег |
4—6 раз |
Скорость бега каждую неделю необходимо постепенно повышать, отдых 3—5 минут |
6. Встречная эстафета |
2—4 раза |
Отдых 3—4 минуты |
7. Быстрый бег |
1—2 раза |
Следить за ритмичной, незакрепощенной, согласованной работой рук и ног и в целом за техникой бега; отдых между пробежками 4—6 минут |
8. Быстрый бег |
1 раз |
С контролем времени пробегания дистанции; скорость бега постепенно увеличивать |
Силовая тренировка: |
||
1. Полуприседы со штангой или с партнером на плечах |
8—10 раз |
Более подготовленные занимающиеся могут выполнять выпрыгивание вверх из полуприседа; сделать 2—3 серии |
2. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса |
4—6 мин |
Выполнить 2—3 упражнения |
Заминка: |
||
1. Медленный бег |
400-1000 м |
Дыхание произвольно |
2. Упражнения на расслабление и восстановление дыхания |
6—10 мин |
Следить за интенсивностью движений; дыхание произвольно |
Список использованной литературы
- Антипов А.В. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 13-15-летних футболистов в период полового созревания [Текст] / А.В.Антипов. - М., 2002.
- Белоцерковский З.Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов [Текст] / З.Б.Белоцерковский // Советский спорт. - 2005. - № 7. – С. 43.
- Верхейн Р. Периодизация в детско-юношеском футболе [Текст] / Р.Верхейн // Тезисы материалов научно-методического семинара РФС 2011г. – С. 8–10.
- Годик М.А. Комплексная оценка атакующих действий как метод контроля соревновательной и тренировочной деятельности в футболе [Текст] / М.А.Годик, П.П.Черепанов, Р.З.Галеев. : метод. рекомендации. - М., 1984.
- Годик М.А. Контроль и управление нагрузками в футболе [Текст] / М.А.Годик: Ежегодник. – М.: Физкультура и спорт,1981. - С.74–77.
- Голомазов С. Футбол: Тренировка специальной работоспособности футболистов [Текст] / С.Голомазов, И.Шинкаренко. - М., 1994.
- Мирзоев О.М. Восстановительные средства в системе подготовки спортсменов [Текст] / О.М.Мирзоев // Физкультура и спорт. - 2005. - № 9. – С. 12–14.