Развитие быстроты в комплексной подготовке у нахимовцев 16–17 лет в филиале Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище) в системе дополнительного образования секции «Мини-футбол»

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Дополнительное образование

Ключевые слова: физическая нагрузка, мини-футбол


Основы методики развития быстроты

В системе дополнительного образования в филиале НВМУ (Севастопольское ПКУ) в секции «Мини-футбол» присущи четыре основных вида скоростной работы:

  • ациклический — однократное проявление концентрированного «взрывного» усилия;
  • стартовый разгон — быстрое наращивание скорости с нуля с задачей достижения максимума за минимальное время;
  • дистанционный — поддержание оптимальной скорости передвижения;
  • смешанный — включает в себя все три указанных вида скоростной работы.

Для развития скоростных способностей необходимо применять упражнения, которые должны соответствовать следующим основным условиям:

  • возможность выполнения с максимальной скоростью;
  • освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения.

Во время тренировки не должно происходить снижения скорости выполнения упражнений. Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества и о том, что в данном случае уже начинается работа над развитием выносливости.

В методике, направленной на повышение скорости произвольных движений, используются два основных методических приема:

  • воспитание быстроты в целостном движении;
  • аналитическое совершенствование факторов, определяющих максимальную скорость движений при выполнении упражнений.

В ходе тренировок по развитию скоростных способностей необходимо работать не только над быстротой сокращения работающих мышц, но и над быстротой их расслабления [7]. Добиться этого можно путем постоянного контроля за быстрым расслаблением работающих мышц в скоростных движениях, а также тренировкой самой способности к релаксации мышц.
Добиться увеличения скорости движений можно двумя различными путями:

  • увеличением уровня максимальной (или предельной) скорости движений;
  • увеличением максимальной силы работающих мышц.

Существенно повысить максимальную скорость движений чрезвычайно сложно, поэтому в практике для увеличения скорости используют второй путь — увеличение силы. Скоростно-силовые упражнения необходимо применять в сочетании с собственно силовыми, то есть при развитии скорости движений надо как бы «опираться» на уровень максимальной силы.

В учебно-тренировочных занятиях в системе дополнительного образования надо развивать все возможные формы проявления быстроты, необходимые для успешной профессионально-прикладной подготовки. Следует всегда помнить, что работу над развитием быстроты и совершенствованием скоростных способностей не рекомендуется проводить в состоянии физического или эмоционального утомления [1; 5].

Обычно скоростные тренировки сочетаются с работой технической или скоростно-силовой направленности, а в некоторых случаях и с развитием отдельных компонентов скоростной выносливости. Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными. В процессе физической подготовки для развития быстроты и скорости движений могут быть использованы разнообразные упражнения. Отличные результаты достигаются при занятиях подвижными играми (футбол, баскетбол, ручной мяч). В самостоятельных занятиях можно применять упражнения с партнером и без партнера, групповые упражнения для развития и совершенствования быстроты и скорости движений. Некоторые из таких достаточно простых и эффективных упражнений приведены ниже.

Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции наиболее эффективны повторный, расчлененный и сенсорный методы.

Повторный метод заключается в максимально быстром повторном выполнении тренируемых движений по сигналу. Продолжительность таких упражнений не должна превышать 4—5 секунд. Рекомендуется выполнять 3—6 повторений тренируемых упражнений в 2—3 сериях.

Расчлененный метод сводится к тренировке в облегченных условиях быстроты реакции и скорости последующих движений.

Сенсорный метод основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью к различению микроинтервалов времени и направлен на развитие способности различать отрезки времени порядка десятых и даже сотых долей секунды. Тренировка по этому методу подразделяется на три этапа:

Упражнения для развития быстроты

Упражнение

Дозировка

Общие методические указания

И.П. — сидя, лежа лицом вниз или вверх, в упоре лежа, лежа головой в противоположную сторону (бег со старта из различных положений)

5—6 раз
(10—15 м)

Интервалы отдыха 1—1,5 мин по 3—4 серии через 2—3 минуты отдыха; упражнения рекомендуется выполнять по сигналу, в группе или самостоятельно; с контролем времени

И.П. — низкий старт (бег с максимальной скоростью)

3—5 раз
(30—60 м)

Выполнить 1—3 серии; отдых до полного восстановления дыхания

И.П. — высокий старт (бег с предельной скоростью с «ходу»)

3—5 раз
(10—30 м)

С 30-метрового разбега; выполнить 1—3 серии; отдых до полного восстановления дыхания

И.П. — высокий старт (быстрый бег под уклон (до 15 градусов))

3—5 раз
(10—30 м)

С 30-метрового разбега; выполнить 1—2 серии; с установкой на достижение максимальной скорости и частоты движений на дистанции

И.П. — в беге (передвижения в различных стойках: вперед-назад; вправо-влево; вверх-вниз)

3—4 раза
(10—30 м)

Выполнить 2—3 серии через 1—2 минуты отдыха, который заполняется упражнениями на гибкость и расслабление

И.П. — упор присев (передвижение на четвереньках с максимально возможной скоростью)

2—4 раза
(10—20 м)

Стараться выполнять в соревновательной форме, в эстафетах

И.П. — в беге (бег вверх по лестнице с максимальной частотой и скоростью)

4—6 раз
(10—20 м)

Упражнение выполняется по ступенькам лестницы на стадионе

И.П. — ноги полусогнуты на ширине плеч, руки отведены назад (однократные прыжки в длину с места)

4—6 раз

Упражнение выполнять с подхода или с разбега; выполнить 2—4 серии

Упражнения для подготовки в беге на 60, 100 м

Упражнение

Дозировка

ОМУ

Общая разминка: 

1.Медленный бег

600-1000 м

Следить за дыханием

2.Общеразвивающие упражнения

5—8 мин

Выполнить 8—10 упражнений

3.Упражнения на растягивание мышц ног

4—6 мин

Следить за амплитудой движений

Специальные беговые упражнения

-бег с высоким подниманием бедра

25—30 м

Активно работать руками; выше производить вынос бедра

- бег с захлёстыванием голени назад

25—30 м

Активно работать ногами с медленным продвижением вперед

- семенящий бег

50—60 м

Руки расслаблены

- бег на прямых ногах

25—30 м

Руки на поясе; ноги прямые; спина отклонена назад

- прыжки с ноги на ногу

25—30 м

Больше делать вынос бедра

- прыжки на одной ноге

25—30 м

Отталкивание перекатом с пятки на носок

Специальная разминка:

1. Бег с ускорением

5—6 раз
(50—80 м)

Скорость бега постепенно увеличивать

2. Бег с высокого старта на технику

4—6 раз
(10—20 м)

Следить за стартовым разгоном

3. Бег со старта под команду в полную силу

4—6 раз
(20—25 м)

Отдых 1—2 минуты

4. Бег со старта за «лидером», в полную силу

4—6 раз
(30—50 м)

Отдых 2—3 минуты

5. Повторный бег

4—6 раз
(100-150 м)
2—3 раза
(200 м)

Скорость бега каждую неделю необходимо постепенно повышать, отдых 3—5 минут

6. Встречная эстафета

2—4 раза
(50—80 м)

Отдых 3—4 минуты

7. Быстрый бег

1—2 раза
(100 м)

Следить за ритмичной, незакрепощенной, согласованной работой рук и ног и в целом за техникой бега; отдых между пробежками 4—6 минут

8. Быстрый бег

1 раз
(200-300 м)

С контролем времени пробегания дистанции; скорость бега постепенно увеличивать

Силовая тренировка:

1. Полуприседы со штангой или с партнером на плечах

8—10 раз

Более подготовленные занимающиеся могут выполнять выпрыгивание вверх из полуприседа; сделать 2—3 серии

2. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса

4—6 мин

Выполнить 2—3 упражнения

Заминка:

1. Медленный бег

400-1000 м

Дыхание произвольно

2. Упражнения на расслабление и восстановление дыхания

6—10 мин

Следить за интенсивностью движений; дыхание произвольно

Список использованной литературы

  1. Антипов А.В. Формирование специальных скоростно-силовых способностей 13-15-летних футболистов в период полового созревания [Текст] / А.В.Антипов. - М., 2002.
  2. Белоцерковский З.Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов [Текст] / З.Б.Белоцерковский // Советский спорт. - 2005. - № 7. – С. 43.
  3. Верхейн Р. Периодизация в детско-юношеском футболе [Текст] / Р.Верхейн // Тезисы материалов научно-методического семинара РФС 2011г. – С. 8–10.
  4. Годик М.А. Комплексная оценка атакующих действий как метод контроля соревновательной и тренировочной деятельности в футболе [Текст] / М.А.Годик, П.П.Черепанов, Р.З.Галеев. : метод. рекомендации. - М., 1984.
  5. Годик М.А. Контроль и управление нагрузками в футболе [Текст] / М.А.Годик: Ежегодник. – М.: Физкультура и спорт,1981. - С.74–77.
  6. Голомазов С. Футбол: Тренировка специальной работоспособности футболистов [Текст] / С.Голомазов, И.Шинкаренко. - М., 1994.
  7. Мирзоев О.М. Восстановительные средства в системе подготовки спортсменов [Текст] / О.М.Мирзоев // Физкультура и спорт. - 2005. - № 9. – С. 12–14.