Ничто так не радует и не вдохновляет учителя, как хороший конечный результат его работы. Несомненно, путь к нему долог и труден. Но необходим. Поэтому предметом особой гордости для словесника являются позитивные сдвиги в успеваемости тех ребят, кому учёба даётся с особым трудом.
Работа с отстающими учениками – составная успешной работы учителя в целом. Помочь таким ребятам повысить орфографическую зоркость, избавиться от грамматических и речевых ошибок – важнейшая задача словесника. Результат этой работы зависит от регулярности и системности занятий, причём в каждом отдельном случае желателен индивидуальный подход. Чтобы достичь ощутимых результатов, я организую работу с отстающими учениками следующим образом:
- Каждый слабоуспевающий ученик имеет в классе консультанта, к которому может обратиться за помощью. Консультант по мере возможности в течение урока проверяет записи в тетради своего подопечного. Исправлять ошибки консультантам не рекомендуется, однако они должны побудить своего подопечного самостоятельно проверить написанное.
- Регулярно проводятся словарные (до 20 слов) и текстовые (до 50 слов) мини-диктанты с предварительной подготовкой. Подготовка к диктантам проводится самостоятельно или с помощью консультанта: правописание слов объясняется устно и графически, потом заучивается. Этот вид работы даёт хороший результат.
- Вырабатывать орографическую зоркость помогают диктанты со взаимопроверкой. В данном случае более эффективным мне кажется соседство за одной партой учеников примерно одинакового уровня грамотности. Желание найти ошибку в работе соседа по парте активизирует мыслительную деятельность учащихся, что приводит к положительному результату.
- Часто проводятся зрительные диктанты, на них отводится разумный максимум времени. Это помогает не механически, а осознанно запомнить правописание слов.
- Диктанты с самопроверкой, помимо обучающей задачи, выполняют ещё и воспитательную: честность и объективность самооценки.
Эти виды работы проводятся на уроках. На дополнительных занятиях, которым отводится один час в неделю, я предлагаю такие задания, которые занимательной формой и содержанием помогают повысить интерес учащихся к изучению предмета.
Вот некоторые из них:
- Работа по карточкам с текстами, требующими редактирования (от 5 до 10 ошибок – 1 степень трудности, от 1 до 4 ошибок – 2 степень). Количество ошибок оговаривается заранее. Исправление ошибок аргументируется.
- Упражнения на внимательность. Данный вид работы направлен на отработку грамотного списывания отдельных слов, словосочетаний и предложений. Возможные варианты работы:
-
Запоминание и запись слова, открытого на 1-2 секунды;
- Запоминание и запись ряда однокоренных слов, открытых на 3-5 секунд (в зависимости от количества слов);
- Списывание предложения, перевёрнутого «вверх ногами».
При всей внешней несерьёзности данных упражнений они вырабатывают внимательность, зрительную «цепкость», что позитивно отражается на дальнейшей работе слабоуспевающих учащихся.
Очень часто ошибки, которые допускают отстающие ученики, в процессе анализа подсказывают новые формы работы.