Особенности организации учебного процесса в форме дистанционного обучения. Из опыта работы на уроках биологии

Разделы: Биология

Ключевые слова: биология, дистанционное обучение


Дистанционное обучение, также называемое дистанционным образованием, электронным обучением и онлайн-обучением, форма обучения, в которой основными элементами являются физическое разделение преподавателей и студентов во время обучения и использование различных технологий для облегчения общения обучающийся-преподаватель и ученик-ученик. Истоки дистанционного образования, по-видимому, восходят к XVIII веку. В 1728 году в объявлении, опубликованном в бостонской газете, говорилось о самоучителе для студентов с возможностью переписки с репетитором. Некоторые люди даже утверждают, что такой способ обучения можно проследить до библейских времен с псевдонимом дистанционного обучения, даже упоминаемым в посланиях апостолов!

Дистанционное образование, как мы его знаем сегодня, по-настоящему начало развиваться только в 1980-х гг. Несмотря на это, только в начале 2000-х годов, с появлением и широким использованием компьютеров, дистанционное обучение действительно начало расширяться.

С тех пор количество школ и учебных заведений, предлагающих дистанционное обучение через онлайн-курсы, резко возросло. Как правило, в этих случаях речь идет о сочетании аудиторного обучения и дистанционного обучения. Однако появились университеты и школы, такие как Открытый Университет, которые предлагают исключительно дистанционное обучение.

Преимущества дистанционного обучения

Преимущества виртуального образования многочисленны как для школ, так и для студентов. Среди них есть такие:

  • Устранение географических барьеров
  • Гибкий график занятий в школе
  • Снижение затрат (жилищные, транспортные и материальные затраты)
  • Развивая у студента чувство ответственности, дисциплину и целеустремленность - они сами управляют своим обучением
  • Включение технологии в учебный процесс

Конечно, все это было бы невозможно без эволюции образовательных технологий, которую мы наблюдаем в последние годы. Это может показаться странным, но это было не так давно, что идея иметь персональный компьютер дома была немыслима. За короткий промежуток времени мы перешли от ручных коленчатых машин к чрезвычайно продвинутым электронным устройствам, подключенным к интернету днем и ночью.

Помимо разработки компьютеров и мобильных устройств, у нас также есть виртуальные обучающие платформы, которые помогают распространять виртуальные классы более простым способом. Распространение всех этих технологий значительно расширило доступ к качественному образованию. Это привело к демократизации образования, позволив студентам со всего мира заниматься новыми идеями и концепциями на своих собственных условиях.

Образование — это область, которая должна включать в себя технологические достижения, чтобы полностью вовлечь современных студентов и помочь им полностью раскрыть свой потенциал.

Интернет полон ресурсов, способствующих переходу к "образованию 2.0". Сегодня у каждого преподавателя и студента есть бесплатные ресурсы, такие как форумы для обмена вопросами, инструменты онлайн-обучения, бесплатное программное обеспечение для видеоконференций и хранения ресурсов в облаке, и это лишь некоторые из них.

Онлайн-платформы обучения, такие как ExamTime, предоставляют все инструменты, необходимые студенту для обучения в своем собственном темпе, организации своего времени и создания динамичных образовательных ресурсов, которыми можно поделиться с другими.

Дистанционное обучение — это логический шаг в эволюции образования. Как мы видели на протяжении всего этого поста, его преимущества неоспоримы, и большая часть технологии уже находится в свободном доступе. Однако последний шаг, необходимый для дистанционного обучения, заключается в том, чтобы оно расширилось и стало нормой, а не исключением. дистанционное обучение.

Образование — это очень традиционная отрасль, которая практически не изменилась за последнее столетие по сравнению с другими отраслями. Однако, возможно, мы видим начало конца.

С новым поколением учителей эти «туземцы технологии» возьмут командование на себя. Для них внедрение технологий — это дефолт, и именно поэтому мы можем ожидать еще более взрывного роста дистанционного обучения в ближайшие годы.

В чем разница между онлайн-обучением и дистанционным обучением?

1. Расположение

Онлайн-обучение может включать в себя использование онлайн-инструментов и платформ, все еще находясь в обычной обстановке класса. Дистанционное обучение, однако, является дистанционным и не включает в себя никакого личного взаимодействия между учеником и учителем.

2. Взаимодействие

Онлайн-обучение, как было показано выше, может включать в себя взаимодействие с учителями и сверстниками, в то время как дистанционное обучение не имеет личного взаимодействия.

3. Намерение

Онлайн-обучение может быть использовано в качестве дополнения для учителей в их курсах, в то время как дистанционное обучение заменяет учителей инструкцией, которая заранее задана на учебной платформе.

Онлайн-обучение также помогает учителям сэкономить время на подготовку к занятиям. С помощью онлайн-образовательных инструментов учителя могут тратить больше времени на оценку работ, уделяя индивидуальное внимание студентам и, возможно, даже получая некоторое свободное время для себя в своем напряженном рабочем графике.

Поскольку дистанционное образование является дистанционным, оно может соединять студентов с университетами по всему миру, делая его более доступным для студентов в разных странах. Он также известен как более доступный, что является еще одним фактором, который помогает сделать образование более доступным для многих студентов во всем мире и на различных социально-экономических уровнях.

Как уже упоминалось выше, студенты могут учиться в университетах по всему миру, даже если они не могут путешествовать по своей предпочтительной программе. Это позволяет лучшим университетам быть доступными для студентов, которые в противном случае не смогли бы посещать их из-за расстояния, финансов или других обстоятельств.

Дистанционное обучение чрезвычайно важно для тех, кто не может посещать программы из-за осложнений со здоровьем, серьезной социальной тревоги, напряженного графика работы или требований родителей или любых других ситуаций, которые делают необходимым быть ограниченным домом.

Многие различные типы технологий используются для улучшения онлайн-обучения. Специальные компьютерные программы, высокоскоростной интернет и технология веб-трансляции — это лишь некоторые из современных технологий, используемых в дистанционном обучении. В результате люди, живущие в отдаленных или сельских районах, могут получить высшее образование или специализированную профессиональную подготовку, которой никогда не существовало

Учащиеся часто взаимодействуют с преподавателями с помощью видеоконференцсвязи, спутниковых и интернет-технологий. Они также могут общаться с другими студентами, обучающимися на том же курсе, используя современные телекоммуникационные технологии.

Поскольку студенты могут пройти курсы везде, где есть доступ к Интернету, многие часто тратят время во время рабочего перерыва или во время пребывания в отеле во время деловой поездки, чтобы завершить свою школьную работу. Гибкость дистанционного обучения является одним из главных достоинств этих программ.

Поскольку дистанционное обучение постепенно становится популярным способом завершения обучения в колледже или на рабочем месте, многие люди все еще сомневаются в этом. Подробности, приведенные ниже, дадут тем, кто рассматривает дистанционное обучение, представление о том, что это такое:

Обучающиеся обычно взаимодействуют с одноклассниками и учителями в чатах и других службах обмена мгновенными сообщениями. Это дает возможность задавать вопросы и обмениваться комментариями, не сидя в классе. Лекции преподавателей часто транслируются в режиме онлайн, и многие студенты и преподаватели поддерживают связь с помощью технологии конференцсвязи.

Групповая работа завершается в чатах и специальных комнатах на сайтах. Студенты также используют электронную почту, мгновенные сообщения и технологии веб-вещания для обсуждения проектных идей с одноклассниками.

Для организации процесса дистанционного обучения по биологии существует множество цифровых ресурсов, которые отвечают требованиям ФГОС ОО.

Синхронное обучение осуществляется посредством специализированных приложений для организации видеоконференций, среди которых наиболее удобными и простыми в использовании являются Zoom, Hangouts, Google Meet. Причем, приложение Zoom отвечает всем требованиям и качеству связи, и временным ограничением, возможностью записи видео, обменом файлами и использования экрана для создания надписей, выделения информации и т.п.

Для реализации смешанного обучения наиболее удобным ресурсом стала платформа Google Classroom, которая объединяет полезные сервисы Google, организованные специально для учёбы. Дает возможность:

  • создать свой класс/курс;
  • организовать запись учащихся на курс;
  • структурировать материал;
  • делиться с учениками необходимым учебным материалом;
  • предложить задания для учеников с указанием сроков сдачи, инструкций и критериев оценивания;
  • оценивать задания учащихся, сохранять и комментировать ответы;
  • организовать общение учащихся.

Большим плюсом также является наличие специального приложения Google Classroom, адаптированного для работы с планшетов и смартфонов, которое также бесплатно скачивается в PlayMarket.

Для эффективной организации работы незаменимым помощником стал Google Calendar, в котором отображаются не только все запланированные уроки в приложении Zoom (необходимо открыть доступ при планировании конференции), но и все действия с заданным сроком в Google Classroom.

Для учителей биологии нет острой необходимости для создания собственных видеоуроков, т.к. существует множество российских сайтов и YouTube-каналов с готовыми видеоуроками, которые практически полностью соответствуют программному материалу.

Хотелось бы выделить основные из них:

Для изучения тем по биологии в 6-7 классах и познанию мира в 5-м классе необходимо тщательно отбирать материал, чтобы он строго соответствовал единицам субкомпетенций, которые должны быть сформированы в результате конкретного урока.