Одной из важнейших целей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование функциональной грамотности населения, основы которой закладываются в начальной школе. При этом на первый план выходят задачи реализации содержания стандарта, направленные на формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетенции, общего речевого развития, расширение читательского кругозора и литературоведческих представлений, овладение техникой чтения, приемами интерпретации и анализа, развитие нравственных и эстетических чувств, читательских умений, способностей к творческой деятельности и самостоятельности. Предмет «Литературное чтение» в Федеральном государственном образовательном стандарте рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика и обеспечивающее понимание литературы «как явления национальной и мировой культуры».
Именно в начальной школе решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным, умеренно-активным, умеренно пассивным или пассивным. В дошкольном образовании образец общения с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методами чтения-рассматривания книги и активного слушания. Начальная школа как следующая ступень общего образования призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника и становление его как ученика-читателя.
Компетентностный подход наиболее полно обеспечивает активное отношение младших школьников к читательской деятельности и их социально-личностную ориентацию, связанную с детским чтением, актуализирует при этом проблему выявления педагогических условий формирования основ читательской компетентности младших школьников.
Характеризуя читательскую компетенцию младших школьников, мы отмечаем ее деятельностную основу и интеллектуальную направленность. Следовательно, на личностное развитие младшего школьника значительное влияние оказывает окружающая его среда, личность учителя и учебный материал, способные инициировать познавательную деятельность учеников, оказывать благоприятное влияние на их эмоциональное развитие и полноценное восприятие литературных произведений.
Традиционная образовательная среда при всех хороших программах обучения не может обеспечить развитие компетенций обучающихся, т. к. предполагает лишь исполнительскую роль учителя в реализации учебного материала. Поэтому перед нами встала задача максимального изменения образовательной среды на уроках литературного чтения путем моделирования учебного процесса, развития взаимосотрудничества субъектов, ориентации уроков на сущностные знания и умения, контроль и рефлексию. Подобная среда должна обладать вариативностью и быть направленной на формирование читательской компетенции у младших школьников. Мы определяем образовательную среду как систему воспитательных воздействий на личность младшего школьника и как одно из значимых педагогических условий обучения чтению.
В учебно-познавательной деятельности ученик с самого начала находится в деятельностной позиции, поскольку чтение в нашей системе обучения представлено как предмет учебной деятельности. Во время обучения включается весь потенциал активности ученика от уровня восприятия мира детских книг и учебных хрестоматий с набором программных произведений до уровня социальной активности по принятию совместных решений; знания усваиваются в процессе моделируемых учебных ситуаций, что обусловливает развитие познавательной мотивации, личностный смысл процесса учения. Ученик накапливает опыт использования учебной информации, что обеспечивает превращение объективных знаний, содержащихся в этой информации, в личностные смыслы, в его читательскую компетентность. В результате обучения в такой среде происходит формирование читательского кругозора и потребности в чтении, умения пользоваться справочной литературой и словарями; развитие устной и письменной речи, умение участвовать в диалоге, строить монологические высказывания. Формы занятий на принципе сотрудничества и книжное окружение способствуют развитию коммуникативной инициативы, умения анализировать и формированию эстетического чувства, художественного вкуса.
Создание классно-книжного, библиотечно-информационного и мультимедийного окружения, которое обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, является фундаментом процесса формирования читательской компетенции в начальной школе.
Готовность учителя к многоаспектной деятельности – следующее условие формирования читательской компетенции у младших школьников, предполагающее самопознание и саморазвитие личности, требующее знания структуры сознания личности младшего школьника, умения планировать развитие, определять его уровень, как в своей личности, так и в личности учащихся [18].
Готовность учителя к обучению младших школьников чтению выражается в умении смоделировать педагогический процесс чтения в информационно-развивающей образовательной среде так, чтобы стало возможным развитие активности учащегося как субъекта читательской деятельности, направленной на его самопознание, самоизменение и самореализацию.
Следующим педагогическим условием формирования читательской компетенции у младших школьников является поэтапное формирование читательских умений от первого до четвертого класса. Рассмотрим каждый этап подробнее.
Первый этап – этап адаптации, который совпадает с периодом обучения грамоте. Его цель – развитие мотивации чтения. На этом этапе ученики изучают основные учебные действия первоклассника, учатся любить книгу методом слушания-рассматривания детских книг. Учитель на адаптационно-мотивационном этапе формирования читательской компетенции у младших школьников создает для детей доступное книжное окружение.
Второй этап – познавательно-деятельностный. Учитель формирует у учащихся навыки выразительного чтения, что позволяет разнообразить источники чтения классической детской литературой художественного типа, научно-познавательными книгами, прикладной детской литературой, справочниками, брошюрами и др. На уроках внеклассного чтения дети учатся применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг, осваивается алгоритм работы с книгой.
Третий этап – коммуникативной активности, непосредственного формирования навыков, характеризующих читающего школьника, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний. Задача учителя на этом этапе обучения состоит в том, чтобы, предельно расширяя для детей возможный круг чтения, обучить их приемам отбора и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заданной теме; приучить детей к систематическому самостоятельному чтению.
Четвертый этап – этап самореализации, предполагает развитие читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать. На этапе самореализации просматриваются значительные, но закономерные качественные изменения в отношении детей к книгам и самостоятельному чтению. Это этап формирования читательской самостоятельности.
Механизмом формирования читательской компетенции на всех этапах выступает технология продуктивного чтения, интегрированная с элементами различных педагогических технологий, направленных на поэтапное формирование читательских умений и знаний. Например, из технологии развития критического мышления применяем следующие виды работы: диалог с автором текста, обсуждение идеи, поступков героев, различных точек зрения, обобщение, предугадывание продолжения чтения. Ученики ставят перед собой вопросы: что я знаю о теме занятия? что бы мне хотелось узнать? что я теперь думаю о данной проблеме? как соединить полученную информацию с тем, что я знал раньше? чему я научился на уроке? и т. д. Именно с применением элементов данной технологии происходит выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще не познанного, творческое развитие учащихся.
В методике продуктивного чтения используются элементы проектной технологии: исследование проблематики художественного произведения, где главными героями становятся учащиеся, создание условий для работы в команде, участие в дискуссии, работа с информацией, постановка цели и определение задачи. На практике это выглядит так: учитель на уроке преподносит содержание произведения таким образом, чтобы ученики встали в позицию исследователей, захотели делать открытия с использованием других информационных источников и на основе этих открытий создавали свои творческие работы. Основной метод деятельности – проведение дискуссий, представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация, выбор подходов к решению проблемы.
Таким образом, читательская компетенция младших школьников – это высокий уровень владения читательской деятельностью: глубокая мотивация, знание круга детского чтения в его жанрово-тематическом отношении, умение выполнять необходимые читателю действия с детской книгой и произведением, действенный интерес к чтению и литературе, доступной по содержанию и форме.
Успешность формирования основ читательской компетенции у младших школьников обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
- формирование положительной мотивации младших школьников к читательской деятельности путём использования активных форм и методов обучения, стимулирующих их читательскую активность;
- изменение образовательной среды на уроках литературного чтения путем моделирования учебного процесса, развития взаимосотрудничества субъектов;
- поэтапное формирование читательских умений младших школьников;
- помощь педагогам в целенаправленном управлении познавательной деятельностью младших школьников на каждом этапе формирования основ читательской компетентности средствами специальной технологии обучения.
Педагогические условия формирования читательской компетенции у младших школьников – это совокупность факторов, представляющих единство и взаимодействие субъектов образовательного процесса. Со стороны учителя – это качественная подготовка к обучению младших школьников чтению. Со стороны ученика – это активизация самостоятельной читательской деятельности, направленной на развитие способностей, интереса к литературе, совершенствование знаний, умений и навыков чтения.