Формирование универсальных учебных действий в рамках математической мастерской на примере занятия «Интересная история» по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: развивающее обучение, универсальные учебные действия


Согласно действующему в настоящее время Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее – ФГОС) предъявляются определённые требования к результатам: предметным, метапредметным и личнoстным, которые включают в себя универсальные учебные действия (УУД) такие как: познавательные, коммуникативные и регулятивные.

А.Г.Асмолов в совместной деятельности с учеными-психологами рассматривает «универсальные учебные действия» так: в широком смысле УУД – это умение учиться, т.е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а в узком – совокупность способов действия, которые помогают самостоятельно найти пути к усвоению новых умений и знаний [2].

В развивающем обучении Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова универсальными учебными действиями являются семь учебных действий, выделенных В.В.Давыдовым:

  • принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;
  • преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
  • моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
  • преобразование модели отношения для изучения его свойств в чистом виде;
  • построение системы частных задач, решаемых общим способом;
  • контроль за выполнением предыдущих действий;
  • оценка усвоения общего способа как результат решения данной учебной задачи [3, с. 27].

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Прогимназия № 131 г. Красноярска сформулировало технический заказ, который заключался в следующем: «Формирование учебных действий по системе развивающего обучения на разных предметных областях (по В.В.Давыдову)». Согласно техническому заказу нами было решено, что реализация данного заказа предусматривает разработку и реализацию курса внеурочной деятельности «МастеРОк» для учащихся 4 класса, обучающихся системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова по УМК В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов.

Мы предполагаем, что формировать универсальные учебные действия возможно не только в рамках урочных занятий, но и в рамках внеурочной деятельности. Согласно ФГОС внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций [1, с. 34].

Для реализации курса внеурочной деятельности была выбрана форма мастерской. Мастерская, по мнению И.Н.Поповой, это форма добровольного объединения детей для занятий определённой деятельностью, где учитель – мастер создаёт условия для восхождения своих учеников (последователей) к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Целью данной формы организации деятельности обучающихся является совместный поиск знаний [4].

Учитель выступает в роли мастера, создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей, а также оказать помощь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития.

Основными положениями мастерской являются гуманистический, развивающий, компетентностный, деятельностный, субъект-субъектный, личностно-ориентированный подходы [4, с. 78].

Мы считаем, что формировать универсальные учебные действия возможно не только в рамках урочных занятий, но и в рамках внеурочной деятельности. Именно поэтому программа по внеурочной деятельности будет содержать в себе решение текстовых задач, построенных на основе исторических фактов города Красноярска, так как мы свою работу посвящаем к 400-летию города.

На каждом занятии будет организована виртуальная экскурсия по городу Красноярску с помощью сервиса Яндекс. Карты. Предполагается виртуально посещать различные достопримечательности города. Параллельно виртуальному путешествию будет организована работа по ознакомлению с историей создания каждой из достопримечательности.

Реализация курса по внеурочной деятельности будет осуществляться на четвероклассниках и именно поэтому предполагается, что обучающиеся самостоятельно будут составлять текстовые задачи на основе изученных данных по краеведению.

Также отметим, что для составления текстовых задач учащимся будет предложено осуществить поиск недостающей информации, используя сеть Интернет или в статьях (заранее подготовленных учителем).

Приведем пример вводного занятия «Интересная история».

Тема: «Интересная история».

Форма: мастерская – индуктор.

Предполагаемые результаты:

Предметные:

  • составляют текстовые задачи на нахождение периметра и площади;
  • решают текстовые задачи на нахождение периметра и площади;
  • переводят из одной единицы измерения длины в другую.

Метапредметные:

Познавательные:

  • осуществляет действие анализа в процессе работы с информацией;
  • осуществляет поиск и выделение необходимой информации»;
  • осуществляют работу с Яндекс Картой.

Коммуникативные:

  • строят речевое высказывание с достаточной полнотой и точностью;
  • договариваются о распределении ролей в совместной деятельности;

Регулятивные:

  • осуществляют действие самоконтроля, взаимоконтроля, взаимооценки, самооценки;
  • осуществляют действие рефлексии;
  • осуществляет действие взаимооценки в процессе представления продукта деятельности.

Личностные:

  • отстаивают собственное мнение по поводу того или иного предмета;
  • проявляют уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре родного города.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.

1. Мотивационный этап

Форма работы: фронтальная.

Деятельность учителя:

- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашей мастерской, которое имеет очень интересное название «МастеРОк». В завершении всех занятий, вы поймете, почему именно такое название носит мастерская.

- Сейчас я вам хочу показать небольшой видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=GAq9ZO6aWkI

- Какой город был представлен в видеоролике?

- Чем для вас является город Красноярск?

Деятельность учащихся: смотрят видеоролик, отвечают на вопросы учителя.

- Родина! Как много это слово значит для человека. Не зря говорят: «Родина, что мать родная!». Мать у человека одна, и Родина тоже одна. Для многих из нас город Красноярск является Родиной. Он и старый, потому что ему уже 392 года, и молодой, ведь в последнее время он изменился до неузнаваемости.

- Предлагаю открыть Яндекс. Карты и найти наш родной город. Есть желающие найти город с помощью карты?

Деятельность учащихся: желающий ученик выходит к доске и осуществляют работу с Яндекс. Карты:

https://yandex.ru/maps/62/krasnoyarsk/?ll=92.852572%2C56.010563&utm_source=main_stripe_big&z=12

Заходим в браузер Яндекс. Над строкой поиска мы видим 10 вкладок. Нам необходимо выбрать вкладку «Карты». Наводим курсив и левой кнопкой мыши кликаем.

В строке «Поиск мест и адресов» вбиваем «Красноярск».

Деятельность учителя:

- Какую огромную территорию занимает Красноярск! Посмотрите, здесь есть описание нашего города. Прочитайте его.

Один из крупнейших городов России, крупнейший культурный, образовательный, экономический и промышленный центр Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Один из крупнейших городов России, крупнейший культурный, образовательный, экономический и промышленный центр Восточной Сибири и Дальнего Востока.

- Есть желающие выйти к доске и найтисвою улицу на карте или дом?

Деятельность учащихся: желающий ученик выходит к доске и осуществляют работу с Яндекс. Карты.

Для этого необходимо увеличь масштаб, нажимая на «+» в правом стороне.

Для того, чтобы уменьшить масштаб жмем на «-».

- В ходе нашей мастерской мы будем работать с Яндекс. Картами, виртуально посещая достопримечательности города Красноярска. Будем вспоминать историю города и узнавать новые факты о нём. А также, составлять текстовые задачи на основе изученных исторических фактах города Красноярска.

2. Деятельностный этап

Форма работы: групповая, фронтальная.

Деятельность учителя:

- Сейчас мы с вами будем работать в группах.

Распределяемся по рядам.

- Мы с вами будем просматривать видеоролик об истории горда Красноярска:

https://www.youtube.com/watch?v=wGiHihl30Ts У вас на столах будет лежать текст с пропусками. Вам необходимо во время просмотра видео вписывать недостающие данные. Работу выполняем в группах.

История города Красноярск

Красноярск является одним из древнейших городов России. ________________________ с отрядом казаков было решено освоить военный острог между устьем______ и __________. Андрею Дубенскому было почти ____ лет, когда он основал Красноярск. Целью построения являлось защита границ новых владений от нападений кочевых народов, которые жили тогда в Сибири. Отряд из _______ человека отправился в путь. Годом основания считается __________, когда отряд с трудом добрался до необходимого места и начал застройку.

Острог этот назвали _________________ от местного Тюркского названия места, на которым эта крепость была построена: "Кызыл Джар", в переводе "Красный Утес" на старом русском языке.

В плане острог представлял собой неправильный _______________, стены которого строители умело вписали в обрывистый высокий мыс. Как известно, сторона Красноярского острога равна примерно 94 сажень (1 сажень = 2 м).

Наш край осваивался не с Запада, а с _____________. Первые поселенцы Красного Яра подошли из города ___________.

Шли годы, и в 18 – м веке из военной крепости Красноярск вырос в средний сибирский город. И уже в 1822 году Красноярск становится центром ________________ губернии. Наиболее значимым событием в истории города стало строительство Великой сибирской железной дороги в 1895 оду, благодаря которой Красноярск стал связан с центром России. В дальнейшем происходило строительство железнодорожного вокзала и знаменитого моста через Енисей. Всё это способствовало тому, что Красноярск стал крупным транспортным узлом Сибири.

В современном Красноярске живет ______ миллион человек.

- давайте с вами посмотрим, внимательно ли вы смотрели видео.

Деятельность учащихся: анализируют информацию в виде текста, видео; заполняют текст с пропусками, осуществляют действие контроля и оценки.

Проверка текста

ИСТОРИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСК

Красноярск является одним из древнейших городов России. Андрей Дубенский с отрядом казаков было решено освоить военный острог между устьем Качи и Енисея. Андрею Дубенскому было почти 40 лет, когда он основал Красноярск. Целью построения являлось защита границ новых владений от нападений кочевых народов, которые жили тогда в Сибири. Отряд из 303 человека отправился в путь. Годом основания считается 1628, когда отряд с трудом добрался до необходимого места и начал застройку.

Острог этот назвали «Красный Яр» от местного Тюркского названия места, на которым эта крепость была построена: "Кызыл Джар", в переводе "Красный Утес" на старом русском языке.

В плане острог представлял собой неправильный четырехугольник, стены которого строители умело вписали в обрывистый высокий мыс. Как известно, сторона Красноярского острога равна примерно 94 сажень (1 сажень = 2 м).

Наш край осваивался не с Запада, а с Севера. Первые поселенцы Красного Яра подошли из города Енисейск.

Шли годы, и в 18 – м веке из военной крепости Красноярск вырос в средний сибирский город. И уже в 1822 году Красноярск становится центром Енисейской губернии. Наиболее значимым событием в истории города стало строительство Великой сибирской железной дороги в 1895 оду, благодаря которой Красноярск стал связан с центром России. В дальнейшем происходило строительство железнодорожного вокзала и знаменитого моста через Енисей. Всё это способствовало тому, что Красноярск стал крупным транспортным узлом Сибири.

В современном Красноярске живет один миллион человек.

Деятельность учителя:

- Как известно, в плане острог представлял собой неправильный четырехугольник, стены которого строители умело вписали в обрывистый высокий мыс. Одна сторона Красноярского острога равна примерно 105 сажень, а другая 86 (1 сажень = 2 м.).

- Как вы думаете, можно ли вычислить площадь острога?

- Составьте задачу в группах. После составления задачи обменяйтесь группами, постройте чертеж (схему, рисунок) и решите задачу.

Деятельность учащихся: составляют текст задачи в группах, договариваются о распределении ролей в совместной деятельности; осуществляют обмен текстовыми задачами, строят модель (схему, рисунок и т.д.) и решают текстовые задачи на нахождение площади фигуры, переводят из одной единицы измерения длины в другую. После осуществляют действие взаимоконтроля, взаимооценки.

Деятельность учителя:

- А вы знали, что Площадь Мира возникла на месте Красноярского острога. Острог сгорел в 1773 году. Предлагаю на карте найти площадь Мира.

- Давайте еще раз вспомним, чтобы найти площадь фигуры, что необходимо знать?>

- Как вы думаете, можно ли вычислить площадь Площади Мира?

- А как нам вычислить, если мы сейчас не находимся с вами на площади?

Деятельность учеников: отвечают на вопросы учителя (для того, чтобы найти площадь фигуры необходимо знать ширину и длину этой фигуры). Высказывают свои предположения, каким образом найти площадь Площади Мира.

Деятельность учителя:

- Итак, вернемся к Яндекс. Картам. В правом верхнем углу мы с вами видим инструмент «Линейка». Давайте нажмем на линейку. Как вы уже сказали для того, чтобы найти площадь фигуры необходимо знать длину и ширину. Сейчас мы с вами и узнаем. Ставим точку там, где необходимо начать измерять и затем ставим вторую точку длины, которую мы измеряем. Что мы видим? (210 м.). Аналогичные действия мы осуществляем со второй длиной (172 м.).

- Теперь мы с вами знаем длину и ширину площади Мира и можем найти ее площадь. Посчитайте пожалуйста. Какой результат получился? Совпали ли ваши ответы?

3. Рефлексивный этап

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Деятельность учителя:

- Мы с вами сегодня продуктивно поработали. Перед вами таблица.

«П» - плюсы

«М» - минусы

«И» - интересно

 

 

 

Рефлексивная таблица

В графу «П» - «плюс» - записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо те моменты, которые, могут быть полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая по вашему мнению, оказалась не нужной, бесполезной.

В графу «И» - «интересно» - впишите все любопытные факты, о которых вы узнали на занятии, чтобы еще хотелось узнать по данной проблеме, либо вопросы ко мне.

- Кто желает рассказать нам о своих положительных моментах\ об отрицательных\интересных?

Давайте еще раз все улыбнемся, скажем спасибо и похлопаем друг другу.

- Спасибо всем. Занятие окончено.

Деятельность учащихся: осуществляют действие самооценки; осуществляют действие рефлексии; строят речевое высказывание с достаточной полнотой и точностью; проявляют уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре родного города.

Таким образом, благодаря представленному занятию мастерской формируются следующие УУД, выделенных В.В.Давыдовым:

  • Моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме. Это УУД проявлялось в построении модели к составленным обучающимися текстовым задачам. Работа с моделью выступает как процесс изучения свойств содержательной абстракции всеобщего отношения.
  • Контроль за выполнением предыдущих действий. Оно направлено на саму деятельность, фиксирует отношение учащихся к себе как к субъекту. Определялось это наличием, когда учащиеся сравнивали с образцом заполненный текст «История города Красноярск». Также это УУД наблюдалось, когда учащиеся составляли текстовые задачи на нахождение площади, после чего, обменявшись, решали эти задачи. И в конце сравнивали с образцом, представленный с помощью Яндекс. Карты.
  • Оценка усвоения общего способа как результат решения данной учебной задачи. Это УУД проявлялось на этапе рефлексии.
  • Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта. Это целенаправленное преобразование условий задачи, направленной на поиск, обнаружение и выделение вполне определенного отношения некоторого целостного объекта. Проявлялось в формулировке текстовых задач.

В своей дальнейшей деятельности планируется разработать и реализовать программу по внеурочной деятельности посредством мастерской, которая будет содержать в себе исторические факты города Красноярска, так как свою работу посвящаю к 400-летию города Красноярска.

В заключение хочу отметить, что разработанными материалами по внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов, направленных на формирование универсальных учебных действий, а также, включающиеся в себя интеграцию математики, а именно работа с текстовыми задачами, и краеведения в будущем могут пользоваться педагоги параллельных классов. Рекомендуется данные занятия проводить один раз в неделю.

Библиографический список

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009г. №373) – 41 с.
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г.Асмолов. – М.: «Просвещение», 2013. – 148 с.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и
  4. экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986 – 240 с.
  5. Попова И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013. - № 1. – С.226.