Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей раннего возраста с ОВЗ с использованием оборудования сенсорной комнаты «Путешествие с Петушком»

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ОВЗ, сенсорная комната


Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  • Расширять представления детей о домашних птицах (петухе, курице, цыпленке). («Познавательное развитие»);
  • Формировать понятия «вверху», «внизу», «много», «один» через использование оборудования сенсорной комнаты. Формировать способность различать, называть и показывать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Соотносить предметы по цвету через использование элементов цветотерапии. Закреплять представление о шаре. («Познавательное развитие»);
  • Уточнять и расширять словарный запас детей раннего возраста по теме: «Домашние птицы». Способствовать активизации в речи детей слов, обозначающих характеристики цвета «красный», «желтый», «зеленый», «синий», названия домашних птиц «петушок», «курочка», «цыплята», звукоподражанию («кукареку», «ко –ко –ко», «пи-пи-пи»), активизировать в речи слова, обозначающие действие (спит, машет крыльями, ищет червячков, клюёт) («Речевое развитие»);
  • Побуждать детей включаться в совместную игровую деятельность со взрослым. Развивать у детей доброжелательность, эмоциональную сферу («Социально-коммуникативное развитие»);
  • Развивать способности лепить из пластической массы предметы округлой формы. Использовать музыкальное произведение как стимул для создания творческой работы («Художественно-эстетическое развитие»);
  • Проявлять двигательную активность по средствам физминутки. Развивать общую координацию движений, тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук посредством использования элементов «песочной терапии» и «сухого бассейна» («Физическое развитие»).

Методы и приемы:

  • Практические: работа с раздаточным материалом, лепка зернышек для петушка, конструирование с использованием логопедической мозаики, физминутка, нахождение гребешков в мини-песочнице, совместные действия педагога и детей.
  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, предметов, использование дидактических пособий, электронной игры.
  • Словесные: беседа, вопросы к детям, дидактические игры.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, планшеты, пучок фиброотических волокон с боковым сечением «Звездный дождь», пузырьковая колонна, емкость с песком, сухой бассейн, компьютерная игра «Кто как кричит?», цветные тарелочки, тесто для лепки.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы
организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка «Петушок», психогимнастика в сухом бассейне «Цветные зернышки», игра «Дождик» с пучком фиброоптических волокон.

Игровая

Дидактическая игра «Подбери гребешок», электронная игра «Кто как кричит?»

Познавательно-исследовательская

Электронная развивающая игра с использованием интерактивной доски «Что умеет делать петушок», упражнение «Пузырьковая колонна»

Изобразительная

Лепка зернышек, выкладывание из логопедической мозаики.

Коммуникативная

Беседа, ответы на вопросы, рассуждения.

Музыкальная

Прослушивание музыкального произведения

Логика образовательной деятельности


п/п

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Введение в игровую ситуацию:
«Встреча с петушком»
Педагог обращает внимание детей на интерактивную доску.
Вопросы:
Кто сегодня к нам пришел в гости?
- Кто это? (петушок).
- А какой он? (Красивый).
- Как петушок песенку поет?
Педагог показывает части тела петушка и предлагает их назвать (голова, клюв, туловище, гребешок, хвост, а дети называют)
Предлагает вместе с петушком отправиться в путешествие.

Рассматривают на экране петушка. Отвечают на вопросы.

Проявляют интерес к игровой ситуации. Ориентируются в названии частей тела петуха: голова, туловище, хвост, клюв, крылья.

2

Игра «Что умеет делать петушок?»
Предлагает посмотреть на интерактивную доску и назвать действия петушка (кукарекает, клюет, ходит, хлопает крыльями, ищет червячков).

Определяют, кому принадлежат голоса. Обобщают, что это домашние птицы.

Называют действия петушка: кукарекать, клевать, ходить и т.д.

3.

Упражнение «Угощение для петушка»
Говорит, что петушок устал и хочет есть. Предлагает слепить для него зернышки.
Обращает внимание на прием лепки: раскатывание между ладонями круговыми движениями. Обращает внимание на цвет зернышек.

Участвуют в совместной деятельности, раскатывают тесто, круговыми движениями катают шарики.

Проявляют творчество, фантазию, работают с тестом, проговаривают какого цвета и размера зернышки.

4.

Рассматривание картины «Петушок с семьей»
Проводит игру «Кто как кричит?»
Спрашивает, как кричит петушок, курочка, цыплята.
Предлагает сравнить, кто больше петушок или курочка?

Рассматривают картину на планшетах.
Определяют, кому принадлежат голоса. Обобщают, что это домашние птицы.

Различают и называют домашних птиц, звукоподражают. Называют их характерные особенности.

5.

«Составь картинку»
Педагог предлагает детям составить разрезную картинку (индивидуально) из 2-х частей.

Складывают разрезную картинку из 2 частей.

Внимательно рассматривают части картинки, соотносят изображение, складывают правильно.

6

Физминутка «Петушок»
Предлагает детям пройти вокруг сухого бассейна.
Петушочек встрепенулся,
(шагают вокруг бассейна друг за другом)
Раз нагнулся, два нагнулся,
(повернулись к бассейну лицом, наклоны, руки на край бассейна)
Крыльями похлопал,
(руки через стороны вверх-вниз) Ножками потопал,
(топают ногами)
Шею вытянул, согнул
(вытягивают шею вперед)
И по улице шагнул
(идут по кругу).

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Проявляют двигательную активность. Координируют речь с движениями.

7

Проводит упражнение «Цветные зернышки».
Предлагает найти в сухом бассейне шарики основных цветов по показу педагога.
Показывает зернышки синего, красного, зеленого цвета.
Предлагает превратиться в петушков: помахать крылышками, ножками искать зернышки, покричать как петушок.

Подходят к сухому бассейну, подбирают шар по цвету.

Ориентируются в название геометрической формы, называют основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Выполняют движения (ручками машут, ножками двигают).

8

Упражнение «Пузырьковая колонна»
Говорит, что петушок захотел пить. Предлагает отправиться с петушком к речке по волшебной дорожке
(контролеру).
Спрашивает, кто плавает в речке? (рыбки).
Предлагает поиграть с ними:
Рыбки плещутся, играют
В светлой, тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке.
Вопросы к детям:
А сколько, рыбок здесь плавает? (много).
Рыбка, какого цвета плавает вверху (красного),
Рыбка, какого цвета плавает внизу? Какие рыбки большие или маленькие?

Идут по волшебной дорожке (контролеру).
Рассматривают плавающих рыбок.

Выражают эмоции, сохраняют равновесие, выполняют пальчиковую гимнастику, ориентируются в понятии «вверху», «внизу», «один», «много».

9

Проводит упражнение «Дождик»
Обращает внимание на пучок фиброоптических волокон, предлагает рассмотреть и пройти сквозь него.
Проговаривает потешку:
«Дождик, дождик,
Глянь, глянь!
Дождик, дождик
Грянь, грянь!
Ждут тебя в саду цветы,
Дождик, дождик
Где же ты?
Предлагает взять по одному волокну, посмотреть, куда побежал огонек (вверх, вниз).

Рассматривают светящиеся нити, проходят сквозь пучок фиброоптических волокон.

Проявляют интерес к выполнению заданий педагога, прослеживают направление светящихся огоньков.

10

«Подбери гребешок»
Сообщает детям, что петушки потеряли свои гребешки, пока играли в песке.
Предлагает помочь петушкам найти их гребешки в песочнице. Расставить гребешки по цвету петушков.

Работают в песочнице. Отвечают на вопросы. Прикручивают «гребешки».

Подбирают гребешки по цвету, проявляют самостоятельность.

11

Педагог предлагает сделать портрет петушка.
Спрашивает, понравилось ли детям путешествие с петушком?
Предлагает выложить (дополнить) из логопедической мозаики петушка.

Подходят к столу, рассматривают картинку, выбирают детали, дополняют картинку.

Дополняют картинку недостающими элементами. Ощущают чувство радости от проделанной работы.

12.

Рефлексия
Ребята, вам понравилось наше путешествие? Давайте попрощаемся с петушком, помашем ему ручкой и скажем «До свидания!». Дается положительная оценка деятельности ребенка.

Прощаются с петушком, машут ему ручкой.

Отвечают на вопросы педагога и прощаются с петушком.