Принято считать, что главным отличием дистанционного обучения является использование разнообразных возможностей интернета. Таким образом, к особенностям дистанционного химического образования добавились особенности, связанные с интернет-технологиями.
Дистанционное обучение характеризуется отсутствием непосредственного контакта преподавателя с учеником. Из этого следует, во-первых, более сильная зависимость эффективности обучения от мотивации учащегося по сравнению с очным обучением, а во-вторых, необходимость акцента на формы контроля, не связанные с воспроизведением материала.
Не секрет, что химия пугает многих школьников, в особенности только начинающих ее изучать, наваливающимися на них формулами и обилием терминов, не отличающихся наглядностью. В результате школьник теряет мотивацию к овладению химией, просто не дойдя до изучения самых «выигрышных» ее разделов – химических свойств реальных веществ, красивых и ярких реакций, изящных синтезов. Однако, подменять науку сливанием разноцветных растворов, коллекционированием любопытных фактов, ради привлечения интереса школьников, также опасно. Поэтому важная задача при создании дистанционных курсов по химии – совместить высокий уровень предлагаемого материала, с одной стороны, и привлекательность, с другой стороны.
Для решения этой задачи интернет-технологии являются великолепным инструментом, позволяя сопровождать каждый шаг ученика на пути дистанционного обучения яркими иллюстрациями – веществами и реакциями не только в описаниях и уравнениях, но также на многочисленных фотографиях и видеороликах.
Традиционное обучение во многом основывается на запоминании и воспроизведении изученного материала. Такая система морально устарела, но тем не менее поддерживается практикой ЕГЭ и ГИА, побуждая репетиторов учить детей зубрить факты и выбирать из ограниченного множества вариантов. Однако в рамках заочного образования контрольные вопросы на воспроизведение бессмысленны, ведь преподаватель не может проследить за тем, чтобы учащийся при ответе не обращался к текстам пособий и не консультировался с кем-либо. Многие преподаватели уверены, что, выполняя контрольные задания и тесты не в учебной аудитории под наблюдением, учащиеся «все списывают», и потому доверять дистанционному контролю вообще нельзя. Возможность списывания действительно существует, но недоверие к результатам контроля обоснованно именно для заданий, сводящихся к воспроизведению.
При дистанционном обучении эффективно используются расчетные задачи, задания на объяснение предложенных фактов, на построение логического вывода, творческие задачи с открытым ответом, которые могут иметь более чем одно верное решение.
Пример задания на объяснение (курс «Основы общей и неорганической химии», XI класс): Как различить соль и сахар, используя различия в типах химических связей в этих соединениях?
Примеры заданий с открытым ответом (курс «Основы общей и неорганической химии», IX класс): 1. Чем является сера – металлом или неметаллом? Почему Вы так считаете? С помощью каких экспериментов это можно доказать? Ответьте словами и напишите уравнения реакций. 2. Предложите химический способ разделения смеси веществ, состоящей из оксида углерода (IV) и оксида углерода (II). Почему физические способы малоэффективны?
К сожалению, стремление части учеников найти готовый ответ вместо того, чтобы подумать, достаточно сильно. Порой ответ подменяется куском переписанного текста, имеющего весьма опосредованное отношение к тому, о чем спрашивалось в задании, или используются готовые презентации из интернета без малейших усилий осмыслить.
Развитие интернет-технологий и увлечение поисковиками, создающее иллюзию возможности мгновенно получить ответ на любой вопрос, усугубляет проблему. Ребята, присылающие готовые презентации по теме, иногда бывают неспособны ответить на самые простые вопросы по теме самостоятельно или построить рассказ по теме, не воспроизводя дословно текст презентации.
Поэтому актуально создание таких дистанционных курсов, которые опирались бы не на заучивание материала, а на логическое и ассоциативное мышление и, в свою очередь, стимулировали бы его развитие.
Современные реалии, отводят роль запоминания на второй план, выводя вперед умение устанавливать связи между фактами и явлениями, находить зависимости, искать их настоящие причины и следствия. Однако это умение необходимо тренировать.
Упоминая о каком-то факте, мы стараемся не просто констатировать его существование, а обосновать. Пример из курса «Введение в химию», VIII класс:
Если провести диагональ примерно из левого верхнего угла таблицы Менделеева в правый нижний, то элементы главных подгрупп выше диагонали будут неметаллами, а ниже – металлами. Самые типичные металлы находятся в левом нижнем углу таблицы, а самые типичные неметаллы – в правом верхнем. Почему металлы и неметаллы располагаются в таблице именно так? Разумеется, это связано с их электронным строением. Свойства металлов определяются тем, что внешние электроны их атомов слабо притягиваются к ядру. Неметаллы, наоборот, хорошо удерживают собственные электроны и не прочь захватить чужие. От чего зависит сила притяжения электрических зарядов (в нашем случае – внешних электронов и ядра)? Вспоминаем физику – она определяется законом Кулона. Эта сила тем больше, чем больше заряд ядра (заряд электрона всегда одинаков) и чем меньше радиус атома. Радиус атома сильно зависит от числа электронных слоев. Внутри подгруппы периодической таблицы он увеличивается сверху вниз.
Дистанционное обучение дает значительно больше возможностей взаимодействия преподавателей и обучаемых, чем классическое заочное. Традиционная для заочной школы переписка преподавателя и обучаемого происходит намного эффективнее, так как не тратится время на доставку почты. Учащийся оперативно получает проверку и комментарии к своим работам, ответы на свои вопросы и пр. Кроме того, появляется возможность взаимодействия всех учащихся группы на тематических форумах, где можно как разбирать наиболее сложные задания, так и инициировать обсуждение проблемных вопросов по теме. А технология видеоконференций позволяет проводить онлайн- уроки в режиме реального времени.
Уже не первый год режим видеоконференции используется для проведения онлайн-уроков для классов, находящихся на карантине, для учащихся, по состоянию здоровья находящихся на домашнем обучении.
Онлайн-лекции дают возможность не прерывать учебный процесс у школьников, когда преподаватель находится в отъезде. Но опыт показал, что онлайн-семинар, который проходит после самостоятельного изучения темы, значительно более эффективен по сравнению с лекцией.
Школьники обучаются для того, чтобы улучшить свои знания, подготовиться к экзаменам и предметным олимпиадам. В таком формате нет смысла следить, самостоятельно ли выполняются задания, ведь результат обучения интересует прежде всего ученика.
Другая ситуация возникает, если по результатам дистанционного обучения производится аттестация за соответствующий класс средней школы. В таком случае необходимо проведение устных зачетов. В «Интернет-школе» «Просвещение.ru» разработана система полугодовой аттестации на основе оценок за онлайн-тестирование, письменных работ, проверенных учителем, работы на онлайн-уроках и устного собеседования в режиме онлайн-конференции. Такая оценка отражает достижения учащегося не менее адекватно, чем оценка в обычной «очной» школе. Кроме этого, использую ресурсы Onlain Test Pad и Я Класс.
Важной составной частью химического образования является практикум – реальная работа с веществами. Поэтому дистанционное обучение химии как единственная форма химического образования не может быть полноценным, ведь адекватный практикум без непосредственного руководства преподавателя и соответствующей материальной базы невозможен.
Чтобы хотя бы частично компенсировать этот недостаток дистанционного обучения, демонстрирую видеоролики с записями экспериментов, или использую средства для так называемого виртуального эксперимента . Однако, чем младше школьник, тем сильнее у него потребность проводить опыты самому. По этой причине в курс «Введение в химию» для VIII класса введены рекомендации по безопасным экспериментальным работам, которые школьник может проделать сам с помощью веществ и посуды, имеющихся в любом доме.
Например, при изучении темы: «Признаки химических реакций» в 8 классе, можно порекомендовать школьникам провести реакцию между содой и уксусной кислотой, последить за процессом скисания молока, проанализировать процесс горения спички, ржавления гвоздя.
Разумеется, и при обучении более старших школьников экспериментальная часть необходима. К сожалению, достаточно серьезными экспериментами невозможно руководить заочно. И переписка не заменяет личное общение с учителем, а эксперимент «на кухне» не дает полноценной возможности «почувствовать» вещество. Также в дистанционном обучении остаётся проблема несамостоятельного решения заданий.
Восполнить эти пробелы удалось только при переходе на очную форму обучения.
В первый же урок ребят тестирую по материалу, который они изучали дистанционно, а на последующих уроках проводится цикл практических работ.
Любая форма обучения имеет как свои преимущества, так и недостатки. Дистанционное обучение школьников, несомненно, менее эффективно, чем очное. Особенно это сказывается при преподавании химии, где, помимо личного общения с преподавателем, важно развитие навыков постановки и проведения эксперимента. Частично компенсировать недостатки дистанционного обучения, помогают яркие фото- и видеоролики, домашние эксперименты, а также сочетание дистанционных занятий с очными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Менделеева Е.А. Курс «Органическая химия», 10 кл. – Электронный ресурс. URL: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/himiya-10-klass-2015-16/
2. Морозова Н.И. Курс «Основы общей и неорганической химии», 9 кл. – Электронный ресурс. URL: http://internat.msu.ru/distantsionnoe- obuchenie/zaochnaya-shkola-sunts-mgu/himiya-9-klass-2015-16/
3. Морозова Н.И. Курс «Введение в химию», 8 кл. – Электронный ресурс. URL: http://internat.msu.ru/distantsionnoe-obuchenie/zaochnaya-shkola- sunts-mgu/himiya-8-klass-2015-16/
4. Менделеева Е.А. Опыт дистанционного преподавания химии школьникам в проекте «Интернет-школа «Просвещение.ru». // Всероссийский семинар учителей химии «Химия для жизни будущих поколений». Тобольск, 12-16 октября 2009 г. http://www.chemeco.ru/netcat_files/File/Mendeleeva_Tobols_2009.pdf