Специфика формирования социального опыта старшеклассников в профильном обучении

Разделы: Социальная педагогика

Ключевые слова: опыт, старшеклассники, профильное обучение


Изменение социально-экономической ситуации в стране, жизненных приоритетов молодежи, возросший интерес молодежи к получению высшего образования, в том числе к его продолжению в России и за рубежом, повышение требований вузов к базовой подготовке абитуриентов по профилирующим дисциплинам определили необходимость создания довузовской подготовки в форме предпрофильного и профильного обучения. На основе профилизации образования, дифференцированного содержания, организационных форм и методов обучения, опираясь на познавательные потребности, склонности, интересы, способности обучающихся могут быть решены и другие не менее важные для модернизации современного образования задачи: разностороннее развитие способностей, навыков самообразования, саморазвития, самореализации обучающихся, формирования у молодежи готовности и адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям жизни, компетентностей, опыта взаимодействия в социуме.

Профильное обучение обеспечивает решение других задач, таких как обеспечение поступления в вуз, обоснование и реализация мотивов обучения, обеспечение условий для непрерывного развития индивидуальных способностей личности обучающегося, удовлетворение ее познавательных интересов и запросов, реализация углубленной профессиональной ориентации школьников, формирование профессионального самоопределения, создание комфортной психологической обстановки, партнерских отношений как между обучаемыми и обучающими, так и между самими обучаемыми.

Профильное обучение старшеклассников – это взаимосвязанный процесс преподавания базовых, профильных предметов, элективных курсов, социальной и учебно-производственной практик в сети образовательных учреждений (общеобразовательных, высшего профессионального образования, дополнительного образования детей), организаций (культуры, физической культуры и спорта, социальной сферы, юридических организаций) и учения учащихся на старшей ступени школы по освоению индивидуальных образовательных программ личностного и профессионального самоопределения и дальнейшей социализации. Профильное обучение обусловлено необходимостью освоения старшеклассниками социального опыта в виде совокупности знаний, способов действия, ценностных отношений и творчества, которые позволяют реализовать собственные потребности, интересы и способности в специально организованном педагогическом пространстве с совокупностью определенных сред.

Профильное обучение призвано не только подготовить обучающихся к поступлению в высшие учебные заведения, но и обеспечить готовность продолжения обучения в системе профессионального образования. Профильная составляющая предполагает ознакомление с избранной сферой деятельности и предметную подготовку по блоку профильных дисциплин.

Специальная составляющая учебного профиля предусматривает элективную подготовку по выбору старшеклассников в одной из конкретных областей практической деятельности как уточнение их индивидуальных предпочтений. Таким образом, обучение по избранному профилю предполагает дополнительную теоретическую и практическую подготовку по предметам данного направления, трудовые практикумы прикладного характера, курсы по выбору, способствующие конкретизации и углублению основных дисциплин, а также учебно-производственные практики, направленные на получение предпрофессиональной подготовки обучающихся.

Специфика профильного обучения определяется его содержанием по набору предметов, глубиной их изучения и соотношением теоретического и прикладного разделов учебной программы, характерной особенностью которой является ее практическая направленность. Таким образом, учебные планы школы могут включать в себя блоки общеобразовательных и профилирующих дисциплин, соотношение и содержание которых определяет структуру учебного процесса. Основой профильного обучения может стать система дифференцированной предметной подготовки. Варианты планирования тех или иных профилей обучения возможны посредством различных сочетаний образовательных областей базисного учебного плана школы. На их основе возможна организация комплекса направлений подготовки старшеклассников в систему последующего профессионального обучения в принятой классификации предметов труда. 

На всех этапах обучения школьников их профильная подготовка ориентируется на реализацию системы подцелей: получение базового и специализированного образования; формирование качеств современной личности; развитие индивидуальности, включая жизненное, социальное и профессиональное самоопределение учащихся. Достижение главной цели–готовности выпускников школы к труду и получению профессии – определяет необходимость обеспечения гармоничности профильной подготовки школьников во всех сферах деятельности человека в соответствии с разнообразием предметов труда. Это положение выступает основанием развития взаимодействия различных образовательных областей и является основополагающей идеей данной концепции. Реализация этой идеи направлена на обеспечение индивидуально - ориентированного и социально - значимого подхода к профильной подготовке школьников. 

Конструирование профильного содержания основывается на принципах непрерывности и преемственности программ, дифференцированных и адаптированных по уровням сложности, на основе деятельностного и практико – ориентированного подходов к реализации содержания программ, с единой системой результатов и системой их оценивания.

Учебный процесс предусматривает: проектирование профиля обучения через интеграцию базового учебного плана и учебного плана блока дополнительного образования; формирование индивидуальных образовательных маршрутов; проектирование социально – образовательных ситуаций, моделирующих различные виды деятельности, влияющих на выбор варианта профиля обучения и деятельности; организацию проектной и исследовательской деятельности, усложняемой в соответствии с возрастом обучающихся.

Содержание системы профильной подготовки школьников может быть представлено в виде комплекса разделов по указанным сферам трудовой деятельности. Профильное обучение призвано решать вопросы учебной подготовки с учетом возрастной динамики ее целей и задач. Проблемы социально – профессионального самоопределения и развития обучающихся и специализированная подготовка школьников должны приобретать профессионально – значимый характер, начиная с уровня предпрофильного обучения обучающихся выпускных классов основной школы и последующего профильного и специализированного обучения старшеклассников. В свою очередь, каждая из социально-профессиональных сфер может быть представлена в виде интегративного комплекса областей практической деятельности в техническом, естественно - научном, эстетическом, социальном, информационном аспектах предметов труда.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что профильное обучение является фактором социализации личности в обществе, различных его группах при освоении определенного опыта как составной части культуры, включая нормы, ценности, оказывающие влияние на формирование социально значимых качеств; профильное обучение предполагает подготовку старшеклассников на основе дифференциации и индивидуализации и направлено на реализацию запросов старшеклассников в отношении продолжения образования с учетом их интересов, потребностей, способностей.

Список литературы

  1. Гурина, И.А. Развитие личности старшеклассников в условиях реализации профильного обучения / И.А. Гурина, С.Ф. Кулакова // Профильная школа.- 2008. - №5. – С. 9-14.
  2. Ерина, Т.М. Возможности и целесообразность вариативного осуществления профилизации образования / Т.М. Ерина // Профильная школа. - 2008. - №4. – С. 46-51.
  3. Методика организации социальных и социально-профессиональных практик / под ред. Кривопаловой Н.А., Ушаковой Н.Н.; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2009. – 76 с.
  4. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.
  5. Соболева, О.Б. Использование личного социального опыта старшеклассников при обучении обществознанию: автореф. … канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2004. – 25 с.
  6. Утямишева, Т.Ю. Формирование социального опыта старшеклассников: автореф. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2014. – 22 с.