Модульный урок литературы в 6-м классе. Проблемный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». Философская баллада

Разделы: Литература

Класс: 6

Ключевые слова: анализ стихотворения, М.Ю.Лермонтов, М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»


Цели урока:

  • Обучающая: расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о средствах изобразительности; формировать умения анализировать стихотворения; составлять план;
  • Развивающая: развивать читательские навыки учеников, умение видеть и интерпретировать художественные детали; навыки самооценки;
  • Воспитывающая: побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.

Оборудование урока:

  • портреты М.Ю.Лермонтова, репродукции картин Айвазовского «Караван в оазисе. Египет», Поленова «Три пальмы», фотография трех пальм в пустыне.
  • Аудиозапись актерского прочтения стихотворения.
  • Рабочие карты, карточки для индивидуальной работы, оценочные листы, листы для обратной связи.

Методические приёмы: рассказ учителя, объяснение теоретических понятий, обсуждение стихотворений, игровые приемы, работа с клише.

Формы работы: работа в парах и группах, фронтальные виды работы.

Методы деятельности: репродуктивные, исследовательские, творческие.

Словарная работа (записи на доске):

  • Баллада - стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное.
  • Роптать – негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.
  • Философия - вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.
  • Караван - группа людей, путешествующих вместе с торговыми, паломническими или иными целями и объединившихся для взаимной помощи и защиты в суровой или опасной местности, а также их вьючных животных: верблюдов, ослов, мулов или лошадей.
  • Оазис - место среди пустыни, покрытое растительностью, у источника.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

УЭ 0.

Организационный момент. Постановка целей и задач урока: расширить и углубить представления о балладе, о средствах изобразительности; формировать умения анализировать стихотворения
- О каком поэте говорили на прошлом уроке?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке?

Демонстрируют готовность к уроку.
Определяют цели и задачи урока.
- Читать и анализировать его стихотворения, продолжать знакомство с его творчеством.

1 минута

УЭ 1.

1. Проверка домашнего задания: чтение наизусть стихотворения «Тучи»

1 человек читает стихотворение «Тучи» наизусть, обсуждаем и оцениваем чтение.
Остальные читают друг другу стихотворения в парах, ставят оценки в оценочные листы.
Те, кто не готов или уже рассказал, берут карточки со словом «Разминка» и выполняют задания на них.

3 минуты

УЭ 2.

 

2. Разминка. Мотивационный этап. Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение интереса к получению новой информации. Проверка индивидуальной работы с литературоведческими терминами. 1-2 ученика отвечают по карточкам:
Кто ответил, ставят оценки в оценочные листы по схеме: 5 правильных ответов – «5». 4 ответа «4» и т.д.
3 минуты
Карточки для разминки:
1 вариант:
Закончите предложения, используя слова для справок:
А) __________ - главная обобщающая мысль
Б) __________ - группа строк (стихов), составляющая единство, с определенным, повторяющимся расположением рифм
В) __________ - один из основных родов литературы отражает внутренние переживания героя
Г) _________ - противопоставление характеров, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста
Д) _________ - повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков
Слова для справок: аллитерация, антитеза, лирика, строфа, идея
Ответы:
1 вариант:
А - идея
Б – строфа
В – лирика
Г – антитеза
Д – аллитерация
 
2 вариант:
Закончите предложения, используя слова для справок:
А) __________ - род литературы, отражающий жизнь подробно, в форме детального повествования
Б) __________ - стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
В) __________ - художественное определение предмета или явления, помогающее живо его представить
Г) __________ - изображение неживых предметов в виде живых существ
Д) __________ - последовательность и связь событий в художественном произведении
Слова для справок: баллада, олицетворение, сюжет, эпитет, эпос
2 вариант:
А – эпос
Б – баллада
В – эпитет
Г – олицетворение
Д – сюжет
 

3. Беседа
Вопросы учителя:
– К какому литературному роду – эпосу, лирике, драме – относится баллада?
– Какая баллада М.Ю.Лермонтова вам известна?

Ответы учащихся:
- Баллада – лиро-эпический жанр.
- Нам известна баллада М.Ю.Лермонтова «Бородино».( в ней соединяется рассказ об историческом событии – бородинском сражении – авторскими чувствами любви к родине. Гордости за русских солдат, сожаления к павшим)

1 минута

– Каков основной мотив творчества М.Ю.Лермонтова? – Основной мотив творчества Лермонтова – это одиночество, трагическое восприятие действительности.

УЭ 3

1. Постановка собственных целей обучения.
- Ребята, вопросы  указали направление нашей деятельности.
- О чем будем говорить на уроке?
- Посмотрите на иллюстрации. О чем пойдет роль в балладе? Чем закончится встреча с людьми для пальм? (прием «Дерево предсказаний»)

 

- Проверим, верны ли наши предположения:

Формулируют цели:
1.Мы будем разгадывать загадку еще одной баллады.
2.Будем читать балладу М.Ю.Лермонтова и анализировать ее.
3.Будем отмечать особенности баллады как лиро-эпического жанра.
4.Может быть, определять, есть ли мотив одиночества и в этой балладе. Такая ли она грустная, как и другие его произведения.

1 минута

2. Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
- В балладе не все так просто. Обязательно есть какая-то тайна. Эту тайну нам поможет разгадать текст. Любое слово, используемое автором, - это ключ к разгадке.
Знакомятся с текстом баллады 5 минут
3. Проверка восприятия:
Понравилось ли стихотворение?
Работа с иллюстрациями:
Какая из них, на ваш взгляд, больше соответствует стихотворению?
Цель: Проанализируем стихотворение.
  2 минуты

 

4.Осмысление содержания.
Организация деятельности по рабочим картам.
1. Почему Лермонтов даёт подзаголовок «Восточное сказание»?
В чем еще связь с фольклором? (число три)

2. К какому жанру мы отнесём данное стихотворение?

3. Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении?

4. Каков сюжет этой баллады?

5. Почему стали роптать на Бога три пальмы?

6. Обратите внимание на значение слова РОПТАТЬ. Почему не использует слово «ворчать», «кричать», например?

7. Почему пальмы были погублены?

8. Что значит выражение «питомцы столетий»?

9. «Пали»… Когда уместно употребление этого слова?

10. Какие чувства скрывает это слово? А восклицательный знак?

11. Почему так печален конец стихотворения? Ведь их мольба была услышана. Они принесли пользу. Их срубили, разожгли костер, и огонь согрел уставших путников.

12. К чему же привело их своеволие, их ропот на волю Творца? Зачитайте.

Отвечают на вопросы в рабочих картах:
1. автор определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий,    предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания (как фольклорного произведения)
2. баллада, т.к. это стихотворение, написанное на легендарную тему, соединяющее фантастическое и реальное
3. Фантастика: ропот гордых пальм на Бога, обращение к нему); реальность: караван описан очень детально, подробно - пёстрые ковры, вьюки, вереница верблюдов, походные шатры, в которых находятся восточные красавицы («смуглые ручки», «чёрные очи»). Выписаны даже складки белой одежды всадника, его копьё, лука седла. Реалистична и картина привала каравана
4.Пересказ сюжета (коротко)
5. «На то мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы…» Пальмы считают, что у них несправедливая участь, их приговорили, за что-то наказали, поэтому они ропщут. Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать - таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зелёных листов» холодную воду родника
6. Значит, пальмы ничего не требовали от Бога, они просто смутно ощущали неудовлетворенность жизнью. Это чувство знакомо любому человеку. Но чтобы быть услышанным богом, не надо громко кричать
7. Они возроптали на  Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова, и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором сиюминутного
8. Пальмы веками росли в пустыне, столетия словно вынянчили, взрастили их. Это выражение придаёт особый трагизм гибели пальм: под ударом топора диких людей мгновенно погибает то, что воспитывалось, выращивалось столетиями
9. Так говорят о погибших на поле боя воинах).
10. Скорбь, печаль, боль…
11. Но оказалось, что их предназначение было другое: хранить источник жизни в знойной пустыне. Трем пальмам не было дано постигнуть этот высший смысл, как человеку не дано постичь Промысел Божий. Своеволие порой приносит смерть, гибель
12. И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним

4 минуты

Дававшим ответы назвать отметки Выставляют в оценочные листы  
Физкультминутка: игра в воображаемый мяч с эпитетами к словам РУЧЕЙ, ПАЛЬМА, ПУСТЫНЯ Поймать воображаемый мяч, назвать эпитет и бросить мяч кому-нибудь другому. Назвавший эпитет садится. Кто не может назвать, бросает мяч дальше, но продолжает стоять, пока не назовет. 2 минуты
  Аналитический этап
1. Работа по группам.
Цель: проанализируем художественно-изобразительные средства стихотворения:
Работа по группам.  
  1 группа: Найдите в стихотворении олицетворения. Почему автор их употребляет? 1.Пальмы напоминают заколдованных людей – караван не разглядел, да и не захотел разглядеть в пальмах живую душу:
Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом…
 
2 группа: Найдите в стихотворении аллитерацию. С какой целью она употреблена?
По корням упругим топор застучал
И пали без жизни питомцы столетий!
2. По корням упругим топор застучал
И пали без жизни питомцы столетий!
Аллитерация помогает услышать тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев
 

3 группа: Найдите в стихотворении антитезу. Зачем она нужна?

Если родник – символ жизни, то коршун - … ? (символ чего?) Картина смерти усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу

3. Перечитаем первую и последнюю строфы стиха. Как они соотносятся?
(Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. АНТИТЕЗА ПОМОГАЕТ ОСТРЕЕ ПОЧУВСТВОВАТЬ ПЕЧАЛЬ О РАЗОРЕНИИ ПРЕКРАСНОГО УГОЛКА ЗЕМЛИ
 
4 группа: Найдите в стихотворении эпитеты к данным существительным. Что они подчеркивают? Пальмы _____ (гордые, а гордыня - это смертный грех)
Приговор _____(святой, нельзя оспаривать)
Земля ________(бесплодная, символизирует смерть для того, кто стал роптать на Бога, оторвался от неба, символизирующего идеальную жизнь)
Ручей ______ (Холодный, студеный, звучный (символизирует жизнь, светлую энергию; вода-отражатель неба на земле;  символизирует очищение. )Щедро поит их студеный ручей. (Ручей олицетворяет человека, чистого душой, щедрого, с добром относящегося к окружающим)
Звуки _____ (нестройные. Символ хаоса: пестрели коврами, вились в беспорядке…) В своей суете люди не замечают красоты, уничтожают все вокруг себя…
 
Беседа:
1. Какие цвета использует автор при описании людей? Что они могут символизировать?
2. Найдите эпитеты в 9 строфе. О чем они говорят?
1. Смуглые ручки, черные очи, вороной конь, белые одежды (люди - это вечная борьба тьмы и света, часто в этой борьбе одерживает победу тьма, зло)
2. И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный… Эти эпитеты говорят о настроении автора.
5 минут
Вывод учителя: Жизнь человека, лишенная божественной искры(любви), беспорядочна, хаотична и не имеет будущего… Это бесплодная пустыня. Оценки за правильные ответы в оценочные листы.  
  2. Составьте план баллады. Составляют план
Возможный план.
а) Жизнь гордых пальм в пустыне.
б) Их обращение к Богу.
в) Появление каравана.
г) Пальмы встречают гостей.
д) Гибель «питомцев столетий».
е) «Все дико и пусто кругом».
(стихотворение составляют несколько картин - эпизодов:
1. - описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм,
2. - упрёки пальм небу,
3. - описание каравана,
4. - приветливая встреча усталых путников,
5. - гибель пальм,
6. - описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм
.)
3 минуты
Соотнесите пункты плана с элементами композиции А – экспозиция; Б – ; В,Г – развитие действий; Д – кульминация, Е – развязка.
Самооценка в оценочные листы. Проверка за доской?
 
3. Выполните тест по балладе (тест прилагается)
Ответы: 1– в; 2 – б; 3 – а; 4 –а; 5 -в
Выполняют тест. Самопроверка с выставлением оценок в оценочный лист. 3 минуты

 

4. Итог урока. Заполнить клише, выбрав, если можно, слова из скобок.
Лермонтов в это… ______ (стихотворении, балладе, элегии) не только поведал нам историю _____, но и размышляет о _____, назначении _____ (человека, красоты), _______, которую может принести каждый живущий на земле. Образы природы говорят и о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях. Неудивительно, что пальмы ведут себя то как ______:«стали…на Бога роптать, «замолкли», то как _______ :«высоко росли», «стали уж сохнуть». Смысл ____ (жизни, существования, поступков) – это и есть главный вопрос философии. Поэтому мы можем сказать, что Лермонтов внес новое в развитие жанра баллады - наполнил балладу _______ ( новым, философским, глубоким, необычным, похожим на притчу) содержанием, поставил в ней вечные вопросы.

Заполняют клише. Чтение 1-2 вариантов. Оценки в оценочные листы, тем, у кого правильный вариант выбора.

Лермонтов в этой балладе не только поведал нам историю трех пальм, но и размышляет о смысле жизни, назначении красоты, пользе, которую может принести каждый живущий на земле. Образы природы говорят и о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях. Неудивительно, что пальмы ведут себя то как люди («стали…на Бога роптать, «замолкли»), то как деревья («высоко росли», «стали уж сохнуть») Смысл жизни – это и есть главный вопрос философии.
Лермонтов внес новое в развитие жанра баллады - наполнил балладу философским содержанием, то есть поставил в ней вечные вопросы
Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.
Есть в балладе Лермонтова аспект, который приобрел особое значение в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить! Ценность жизни – это тоже философская тема…

5 минут

- Какое из высказываний могло бы быть эпиграфом к нашему уроку? (На доске) Какое высказывание, на ваш взгляд, наиболее близко стихотворению «Три пальмы»? Ответы учащихся  

 

Домашнее задание
А как вы думаете, актуально ли оно?
Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с балладой Лермонтова.
(Дети обычно говорят о бесчеловечном отношении людей к природе, друг к другу, исходя из собственных наблюдений, из телепередач, газетных публикаций)

Статью Коровина в учебнике прочитать. Выразительное чтение стихотворений: «Листок», «Утес». На выбор: Нарисовать иллюстрацию к стихотворению или написать сочинение «Актуально ли стихотворение Лермонтова в наши дни?».

1 минута

 

Обратная связь

Ответы на вопросы в карточке:
- Мне понравилось …
- Я понял, что …
- Я научился …
- Я сегодня работал ….

2 минуты