Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности у старших дошкольников в процессе театрализованных игр

Разделы: Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: театрализованная игра, старшие дошкольники


Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ детский сад №19 «Березка» комбинированного вида». Детский сад работает по программе «От рождения до школы». В детском саду 8 групп. В ДОУ один музыкальный зал, где проводятся музыкальные занятия. Музыкальные занятия ведет, музыкальный руководитель высшей категории Толмачева Марина Ивановна, один спортивный зал где проводятся физкультурные занятия.

Экспериментальная работа проходила в ортопедической группе. Списочный состав – 14 детей. В данной группе есть театрализованный уголок, в котором есть атрибуты различных видов театра, как заводского производства, так же  сделанные руками самими воспитанниками.  Детям очень нравится играть ими в свободное время, обыгрывая различные русские народные сказки, под руководством воспитателей. Воспитатели ортопедической группы 1-й категории: Лукашова Маргарита Викторовна и высшей категории: Миронова Людмила Владимировна. Для эксперимента были взяты 10 детей, которых разделили на две подгруппы по пять человек. Наблюдение проходило в течение 1 месяца: с февраля 2020 по март 2020 года включительно, методика  заимствована у Н.Я.Михайленко.

В основу исследования положена гипотеза: если в работе с детьми старшего дошкольного возраста при развитии творческих способностей  использовать театрализованную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее, если соблюдать следующие условия:

  1. создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;
  2. гарантии свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
  3. специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной игре.

Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

  1. Выявить особенности проявления креативности у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выяснить условия, используемые педагогом в работе по развитию креативности.
  3. Создать специальные педагогические условия по развитию креативности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной игре.
  4. Провести сравнительный анализ результатов исследования.

Программа проведения экспериментальной части нашей работы предусматривает три главных этапа:

1) констатирующий

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня развития креативности экспериментальной и контрольной группах.

2) формирующий

На этом этапе при проведении творческой игры в экспериментальной группе, использовались специальные приемы, направленные на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста. С контрольной группой на формирующем этапе психологического эксперимента проводились занятия, предусмотренные воспитательным планом. Дети, составлявшие, данную группу не включались в творческую игру.

3) контрольный

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня развития креативности в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.

Опытно-экспериментальная работа.

Для решения первой задачи нам необходимо выявить уровень развития игры детей и особенности проявления креативности в ней.

Было необходимым провести обследование игры с целью выявления уровня ее развития и проявления творческих способностей.

С этой целью  использовались  игровые умения, представленные в методике Н.Я.Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействие, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет.

Задача констатирующего этапа психологического эксперимента состояла в определении уровня развития креативности старших дошкольников в обеих группах.

Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития креативности, разработанные Торренсом и Гилфордом:

  • оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;
  • быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;
  • гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;
  • вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для аналитической обработки результатов исследования  были выделены три уровня развития креативности у дошкольника в игре:

I уровень - высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.

II уровень - средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел, изменить сюжет, строго действует в соответствии с первым вариантом сюжета. Затрудняется в предложении нового использования предметов.

III уровень - низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче). Использует известный вариант сюжета.

Для подведения результатов исследования весь материал необходимо было представить в форме таблицы . В таблице фиксировали оценки умений детей проявлять себя творчески. Для этого была выбрана трехбалльная система:

  • низкий уровень – 1 балл;
  • средний уровень – 2 балла;
  • высокий уровень – 3 балла.

Для определения уровня креативности в игре, мы предложили детям следующие задания:

Задание № 1 "способность оригинально обыграть игрушку". В группу вносилась игрушка "лиса Алиса" и воспитатель предлагал ребенку обыграть ее. Например: "К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса. Ей очень скучно и она хотела бы поиграть с тобой".

Для оценки этого задания были выделены три уровня:

  • I уровень - высокий - соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к ней особым образом, включает ее в особый свой собственный сюжет.
  • II уровень - средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет предложенный взрослым или другими детьми.
  • III уровень - низкий. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, новых вариантов сюжета не придумывает, быстро устает от игрушки и оставляет ее.

Оценка уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития креативности, описанным выше, показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего - двумя, низкого - одним баллом.

Задание № 2. Детям предлагалось придумать сюжет по условию: "Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?"

Для оценки задания были выделены три уровня:

  • I уровень - высокий. Умение придумать оригинальный сюжет. Оценивается тремя баллами.
  • II уровень - средний. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов - два балла.
  • III уровень - низкий. Неумение придумывать сюжет. Оценивается одним баллом.

Для наиболее точной постановки уровня мы использовали критерии развития креативности, описанные выше, результаты также вносили в таблицу 1.

Для решения второй задачи исследования нам необходимо провести беседу с воспитателями. Разработанные вопросы для беседы позволят выяснить:

  • Понимают ли воспитатели значимость игры для психического и физического развития ребенка.
  • Особенности методики педагога по развитию театрализованной игры.
  • Специфику работы педагога по развитию креативности у дошкольника.
  • Роль педагога в игре: роль стороннего наблюдателя или прямого участника.

На формирующем этапе исследования необходимо создать эмоционально-благополучную атмосферу для детей. Понятие "эмоционально-благополучная атмосфера" включает в себя: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений.

Для этого следует внести необходимые изменения в воспитательный процесс. Отказаться от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использование средств литературы и искусства; в непосредственном общении большое  внимание уделять становлению нравственных качеств. "Ты знаешь, какой доброй была  Золушка, ты можешь поступить также хорошо, как поступала она".

Участвовать в играх детей в качестве партнера. В игре брать на себя одну из ролей (не обязательно главную) и выполнять игровые действия в соответствии с ней. Например: "Я – бабушка. Я приехала к вам из Москвы. Внучка, чем ты меня угостишь? А у вас есть клубничный пирог? Нет? Тогда давайте сходим в магазин за продуктами и испечем его…"

Не навязывать детям свое мнение о развитии сюжета и поведении героев, но принимать участие в обсуждении и планировании дальнейшего хода игры. Например: "А можно я буду играть с вами в "больницу". Я буду пациентом. У меня заболит голова, и врач выпишет мне лекарства. Я пойду за ними в аптеку…"

В ходе формирующего эксперимента нам следует вовлекать в игру малоактивных детей, которые предпочитают отмалчиваться, придерживаться того, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения и правильными могут оказаться разные ответы, иногда не похожие друг на друга. Стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, но, прежде всего, поощрять оригинальные, творческие решения.

В работе с этими детьми выявлять их особенности, попытаться вывести их из состояния малоактивности путем организации совместной с педагогом игровой деятельности. Предложить ребенку поиграть с набором с игрушками из "киндер–сюрприза". Главным условием проведения формирующего эксперимента и развития творчества у дошкольников явилось руководство игрой со стороны воспитателя и при этом предоставление детям свободы и самостоятельности в игре.

В процессе творческой игры от педагога требуется внесение следующих элементов в игру и решение соответствующих задач:

  • Развития ролевого диалога.
  • Развитие сюжетосложения у дошкольников.

Для развития диалога ввести "телефонные" разговоры персонажей. Например:

Ситуация №1. "Здравствуйте, вам звонит доктор. (А у нас ни кто не болен). Я знаю, но вашей дочери пора сделать прививку. (А когда мы к вам должны прийти?) Завтра утром…"

Ситуация №2. "Здравствуйте! Вам звонит ваша бабушка. Как у вас дела? (хорошо). Может быть, вы приедете ко мне в гости в деревню? Там отдохнете на природе, попьете парного молока….

Для развития сюжетосложения провести с детьми старшего дошкольного возраста игру – придумывания. При этом поставить следующий вопрос: "Что и как придумывать?"

В совместной игре с детьми мы будем постепенно переводить их к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Для этого сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Предложить "вспомнить" вместе известную сказку. Пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Важного чтобы ребенок передал общий смысл очередного события. После его изложения предложить передать "ход" другому ребенку. Если дети забыли часть сказки, можно включиться вне очереди: "Я вспомнила, дальше было так…"

Тем же детям предложить новую игру. "Давайте играть по-новому. Будем вместе придумывать общую сказку, про Ивана Царевича и Серого Волка, но немного не такую".

Игра – придумывания каждый раз должна занимать не более десяти - пятнадцати минут. Желательно участников посадить так, чтобы они видели друг друга. Постепенно в игру можно включать до 3-х детей. Большее число участников пока не целесообразно, т. к. дети не могут долго ждать своей очереди высказаться, теряют нить сюжета, и в результате их интерес падает.

По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события стимулировать детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием. С этой целью включить детей в игру, где участником предложить роли, принадлежащие разным смысловым сферам – разно-контекстные роли (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба Яга и продавец…). Чтобы не "закрывать" предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру осуществить в форме "телефонных" разговоров персонажей.

В дальнейшем предложить придумывать настоящие истории. При этом опираться на детские интересы, но одновременно стимулировать участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов. Придумывание историй осуществлять в группах по четыре – пять человек. Обсудив с детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуацию, в которой он оказался, цель и т.д.), в дальнейшем уменьшить свой вклад в игру.

Для снятия эмоционального напряжения у старших дошкольников использовать:

1) метод мозгового штурма,

2) метод гирлянд.

  1. Перед началом мозгового штурма поставить задачу – начинать высказывание идей с самых молчаливых, с самых малоактивных детей, чтобы не давил страх перед авторитетом. Последним будет высказываться руководитель. При этом запрещается критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощряется любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Мозговой штурм можно будет провести, не запланировано при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной), во время игры занятие, при обсуждении какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения. Например. Мебель для кукол есть, но очень большая, места для нее нет. Необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы. Противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтобы куклы в ней помещались, и мебель должна быть маленькая, чтобы она помещалась в игровом уголке. Дети сами, по ходу, обсуждая, будут корректировать высказанные идеи, анализировать их (что хорошего и что плохого в них, какую идею можно реализовать наиболее быстро, легко…).
  2. Гирлянды аналогий будут формироваться, в виде списка слов – это могут быть все части речи, а также сочетания слов. Отталкиваясь от исходного слова, необходимо составить цепочку (каждая новая ассоциация находится не по первому, а по последнему слову). Цепочка слов может закончиться произвольно или тем словом, от которого "тянули" гирлянду. Например: дорога – извилистая – крутая – яйцо – скользкая – горка – снег – пустыня – сахар – вкусно – компот – фрукты – много – заболеешь – больница – лекарства –горькая – лук – грядка – огород – дорога…

Играть индивидуально или с двумя – тремя детьми, так как в большой группе дети склонны подхватывать высказывания товарищей, отвлекаясь от своих ассоциаций.

Для решения четвертой задачи необходимо провести контрольный этап эксперимента, который предполагает повторное измерение уровня креативности и сравнительный анализ полученных результатов проведенного психолого-педагогического исследования в экспериментальной и контрольных группах.

Приемы по развитию креативности у детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей  показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

Творческая игра детей старшего дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития. Это задерживает сюжетосложение как перспективного уровня развития игры. Игровая тематика однообразна. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

У детей ролевой диалог не всегда удается. В играх дошкольников редки ролевые диалоги, которые предполагают общение детей из своей роли. Поэтому задачей на формирующем этапе эксперимента является развитие ролевого диалога.

В предложенных заданиях: "Способность оригинально обыграть игрушку" и "Придумай сюжет по условию" дети в основном используют сюжет, предложенный взрослым и другими детьми; редко предлагают новые варианты игры, новое использование для известного объекта; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Лишь некоторые дети самостоятельно выбирают тему; способны домысливать предложенный вариант сюжета; могут увлечь своими идеями остальных детей; быстро адаптироваться к игровой задаче; могут предложить не один вариант сюжета.

В результате проведенной работы на констатирующем этапе исследования  было отмечено, что 20% детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей.

Ко второму (среднему) уровню креативности было отнесено 60% из всех детей, задействованных в эксперименте, детей. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей - лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 20% дошкольников. Эти дети малообщительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца. 

Приведенные выше данные оценки уровня креативности представлены в таблице 2 и диаграмме 2.

Показатели уровня развития креативности в экспериментальной группе на констатирующем этапе психологического эксперимента.

Таблица 2

Уровень развития креативности

Количество наблюдений

%

Низкий

1

20

Средний

3

60

Высокий

1

20

Показатели уровня развития креативности в экспериментальной группе на констатирующем этапе психологического эксперимента.

Диаграмма 2

См. продолжение статьи