Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.
Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?
Как гласит китайская притча:
«СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ;
ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ;
ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
Не секрет, что мы запоминаем:
- 10% того, что мы читаем,
- 20 % того, что мы слышим,
- 30 % того, что мы видим,
- 50% того, что мы видим и слышим,
- 70% того, что мы говорим,
- 90% того, что мы говорим и делаем.
Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
На уроках ребенку бывает трудно ответить на вопрос, грамотно, последовательно передать содержание текста, построить предложение, а уж тем более – составить текст на заданную тему. Чем вызваны эти трудности?
- не развиты представления о смысловой стороне слова;
- не сформированы умения отбора слов и точность их употребления;
- не сформированы умения строить предложения, устанавливать смысловые связи, умения раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;
- не развита монологическая речь.
Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Так что же такое активные методы обучения? Это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.
Каковы же отличительные признаки активных методов обучения?
- принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
- достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия).
На чем же основываются АМО?
- практической направленности;
- игровом действе и творческом характере обучения;
- интерактивности;
- разнообразных коммуникациях;
- использовании знаний и опыта обучающихся;
- групповой форме организации их работы;
- вовлечении в процесс всех органов чувств;
- деятельностном подходе к обучению;
- движении и рефлексии.
Применять активные методы обучения можно на разных этапах уроков в начальных классах.
Пример АМ начала образовательного мероприятия
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами, поздороваться локтями и т.д.
Эти методы нужны для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы.
Метод «Поздоровайся локтями»
Цель: встреча друг с другом, приветствие, знакомство.
Численность – весь класс.
Время – 10 минут.
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.
Проведение: Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
Метод «Поздороваемся ладошками»
Дети поворачиваются друг к другу, смотрят в глаза, улыбаются. Они должны развернуть ладони друг к другу, но не прикасаться. Затем соединить пальцы со словами: Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во всем (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью).
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений.
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод:
Метод «Фруктовый сад»
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Дети на яблоках записывают свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. Зачитывают вслух свои ответы (по желанию).
АМ организации самостоятельной работы над темой.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?!
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек.
Численность: весь класс.
Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
АМ подведения итогов занятия.
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы:
Метод «В кафе»
Цель: выяснить и получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки.
Проведение: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь директор кафе просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Активные методы релаксации
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5–10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель: повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут.
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить разные состояния – это воздух, земля, огонь и вода.
"Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если говорит "земля" - дети приседают на корточки и дотрагиваются руками до пола. Если "вода" - то вытягивают руки вперед и совершают плавательные движения. Если "воздух" - то поднимаются на носочки и поднимают руки вверх, глубоко вдыхают. Если "огонь" - то вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.
Проблемы использования активных методов обучения.
- Даже интерактивные методы обучения иногда не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения;
- Для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт;
- Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.
Для некоторых учеников работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать. Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную
анархию.