ВВЕДЕНИЕ
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения (АМО). Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей образовательного мероприятия.
В других случаях, авторы сужают понятия АМО, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи, как, например, в определении, размещенном в глоссарии федерального портала российское образование.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать проблемы, но этим цели и задачи АМО не ограничиваются, и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов тоже. Помимо диалога, активные методы используют и полилог, обеспечивая многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса. И, конечно же, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, другое дело, что для достижения качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка учителя.
1. Что такое АМО?
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Образовательная активность методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. В данной технологии можно выделить две составляющих – структуру и содержание.
По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия.
Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы: инициация (приветствие, знакомство) вхождение или погружение в тему (определение целей урока) определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной
образовательной среды)
Фаза 2. Работа над темой
Этапы: закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания) интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации) проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой урока)
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этапы: эмоциональная разрядка (разминки) подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)
Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей мероприятия. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид образовательному мероприятию, создают надежную базу для формирования всех образовательных эффектов.
Для каждого этапа ОМ используются соответствующие активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В ходе проектирования образовательного мероприятия с использованием АМОпедагог подбирает методы с учетом специфических целей этапа, всего ОМ и метапредметных целей.
Внутреннее содержание активных методов заключается в создании с их помощью свободной творческой обстановки, наполнении каждого действия участников ОМ смыслом, пониманием и мотивацией, вовлечении в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, придания этому процессу личностной значимости для каждого его участника, обеспечении самостоятельности обучающихся в постановке целей и определении путей их достижения, организации командной работы и построении истинных субъект-субъектных отношений
Суть - ценностное ядро данной технологии состоит в том, что обучающиеся, благодаря АМО, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить учителю или родителям, не целью получить пятерку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося. И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.
2. «Структура урока биологии»
Больше распространены комбинированные уроки, т.е. уроки со сложной структурой. Структура урока - совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей. Структура зависит также от целей, содержания, методов и средств обучения, уровня подготовки учеников.
Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям.
В дидактике доказано, что злейший враг учения – это скука. Поэтому в работе учителя на занятие должны быть интегрированы знание предмета, профессиональное мастерство.
В то же время при обучении биологии видно расслоение учащихся по степени заинтересованности и по уровню подготовленности. Следовательно, нужен индивидуальный подход к каждому школьнику; система индивидуальных заданий для практических работ по биологии.
Особенности современного урока биологии. Урок остается основной организационной формой обучения и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. В настоящее время все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.
Образовательная функция связана с формированием системы знаний, компонентом которых являются предметные специальные понятия, специальные и общеучебные умения и навыки. Современный урок требует от учителя биологии организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации, которые выступают в качестве источника знаний. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т.е. на современном уроке реализуется деятельностный подход. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.
Самообразование на уроках естественноучного цикла - это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями. Формированием умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты.
Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность учителя в системе уроков, темы, раздела, предмета в целом. Воспитывает содержание предмета, методы и средства его подачи, личность учителя, его стиль общения с учащимися.
Развивающая функция направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности.
Особенности содержания естественнонаучных предметов, новые научные факты, разнообразные средства обучения, как и личность учителя, его коммуникабельность могут выполнять стимулирующую функцию.
Характерная особенность современного урока – активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся: использование наглядности и в первую очередь натуральной.
Организация учебной деятельности в классе включает все формы работы: фронтальную, индивидуальную, в парах и малых группах.
При планировании обратной связи необходимо учитывать возможности различных форм в их разумном сочетании, задания, способствующие развитию: монологической речи, умения вести диалог, поиску информации из различных источников и ее интерпретации, навыков выполнения тестовых заданий.
Современный урок должен быть технологичен, поставленные цели и задачи выполнены.
3. «Разработка урока биологии по технологии АМО»
Каждый из этапов урока необходимо наполнить активным методом обучения с учетом специфических целей этапа, всего урока. Все, используемые в процессе урока АМО, должны соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения.
Виды АМО:
1. «Поздороваемся глазами»
Цель: Эмоционально разрядить учащихся. Снять напряжение и усталость, расслабить или восстановить энергией.
Технология проведения: Учитель обращается к ученикам: «сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваемся не словами, а молча - глазами. И вы тоже при этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. Пожелайте глазами друг другу удачи. Улыбнитесь друг другу! Помашите друг другу!» (эти же действия выполняет и сам учитель).
2. «120 секунд»
Цель: подвести детей к необходимости изучения способов образования прилагательных.
Технология проведения: учитель переворачивает песочные часы (можно создать с помощью ИКТ) и предлагает детям за короткий промежуток времени (2-3 мин) распределить данные слова на 2 группы. Задаёт вопросы по материалу, изученному на предыдущем уроке, сталкивает учащихся с неизвестной информацией, фиксирует проблему на доске в виде схемы и отображает на слайде презентации. Ответы учащихся и столкновение с неизвестным подведут шаг за шагом к самостоятельному формулированию цели урока.
3. Транспорт
Цель: заинтересовать, вовлечь учащихся в учебный процесс.
Технология проведения: Учитель просит класс разделиться на 4 группы, выбрать капитанов. Капитаны подходят к учителю и вытягивают карточку с названием транспорта.
Предварительная подготовка: Подготовить 4 карточки с названием вида транспорта.
4. «Прогноз погоды»
Цель: определить ожидания и опасения от предстоящего урока.
Технология проведения: учитель предлагает обучающимся в группах определить, что они сегодня планируют узнать для достижения цели (ожидания) и чего опасаются (какие прогнозирую ошибки). Ожиданий и опасений может быть несколько. Свои ожидания участникам каждой группы предлагается записать на солнышках, а опасения - на тучках. Те, кто записал, подходят к доске и прикрепляют свои ожидания и опасения при помощи магнитов. После того, как все группы прикрепят свои солнышки и тучки, обсуждается «прогноз» на урок. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. После обсуждения, систематизации ожиданий и опасений, озвучиваются критерии оценки за работу на уроке, которые отображаются в большом солнышке. Его учитель прикрепляет на доску в последнюю очередь.
5. «Инфо-карусель»
Цель: предоставление нового материала, анализ материала в малых группах, оживление внимания учащихся.
Технология проведения: учитель показывает участникам групп схемы, просит предложить задание для работы (нужно определить задание, которое поможет достичь цели). Далее предлагает игру «Инфо-карусель». По первому звонку учителя в колокольчик каждая группа за своим столом выполняет поставленное задание, оформляет свои соображения на листочке. По истечении отведённого времени учитель даёт второй звонок. В это время каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому (по часовой стрелке). Задача каждой группы при переходе к другому столу познакомиться с информацией и выводами других групп, проанализировать её. Группы работают по звонку до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. Вернувшись за свой стол, каждая группа сопоставляет свои выводы с информацией других групп, приходит к единому мнению, показывает знак готовности (взявшись за руки), определяет участника группы, который записывает результаты работы на доске. После этого группы презентуют результаты работы. В завершение учитель резюмирует сказанное, при необходимости вносит коррективы, подводит итоги работы, демонстрируя слайд презентации.
6. «Кластер»
Цель: концентрация внимания учащихся, структурирование информации.
Технология проведения: учащимся предлагается составить схему.
7. «Билет»
Цель: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения.
Технология проведения: Модератор вручает каждому участнику входной билет на транспортное средство. Билет состоит из двух частей. На одной части участники семинара пишут свои ожидания от предстоящей работы, а на другой (зона контроля) – свои опасения. Модератор отрывает область контроля (опасения) и забирает себе, а часть билета, на которой написаны ожидания, остается у участника. Все участники прикрепляют свои ожидания на планшет своей группы. После этого модератор обобщает полученный результат.
8. «Гостиница»
Цель: Определить ожидания и опасения у учащихся. Обеспечить у учащихся чувство ответственности за результат обучения, создать психологически-комфортную обстановку.
Технология проведения: поисках тайной долины и магических сокровищ АМОзонии. Для этого каждый участник туристической группы делегируется в одну из гостиниц:
1. Открытие
2. Возможность
3. Успех
4. Надежда
Вновь образовавшаяся группа, совместно формулирует продолжение фразы, соответствующей названию гостиницы.
- Я хочу узнать…
- Я хочу научиться…
- Я хочу проявить себя …
- Я хочу применить …
После этой работы участники-делегаты возвращаются в свои группы и совместно формулируют цель предстоящей работы (и соответственно выбирают гостиницу для проживания).
9. «Шахматы»
Цель: Закрепить изученный материал на прошлом уроке (домашнее задание).
Контроль и коррекция ЗУН.
Технология проведения: Участникам предлагается обсудить достоинства и недостатки позиций «Я – автор проекта!» и «Я – организатор проектной деятельности детей». Достоинства записываются на стикеры и размещаются на белой клетке шахматной доски, а недостатки – на черной. Команды по очереди озвучивают свои варианты и размещают их на шахматной доске. Главное условие – достоинства и недостатки не должны повторяться. По цвету стикеров можно отслеживать какая команда была более активной.
10. «По порядку становись»
Цель: Сообщить учащимся новый материал.
Технология проведения: Группам предлагаются слова, которые являются элементами проекта. Участникам необходимо наклеить их на листе в хронологическом порядке. Планирование, Портфолио (оформление), Проблема, Продукт, Поиск информации, Презентация.
11. «Восстанови рассказ»
Цель: Проработать содержание новой темы. Изучить новый материал, продолжить развивать ЗУН.
Технология проведения: Участникам предлагаются фрагменты текста в разрозненном виде. Эти фрагменты текста нужно расположить в нужном порядке (приклеить на лист бумаги), чтобы получился связанный рассказ.
12. «Снежки»
Цель: Эмоционально разрядить учащихся. Снять напряжение и усталость, расслабить или восстановить энергией.
Технология проведения: Участникам раздаются по 2 листа бумаги, из которых «лепятся» снежки (бумага плотно скатывается в комок), после чего все участники встают в две шеренги, друг напротив друга на некотором расстоянии и начинают забрасывать команду соперников снежками. Побеждает та команда, которая больше всего снежков забросила через разделительную линию.
13. «Четыре Я»
Цель: Получить эмоциональную и содержательную оценку процесса и результаты обучения.
Технология проведения: Модератор предлагает разместить на круге в соответствующем секторе, стикеры с фразами, которые участники продолжают самостоятельно:
- Я узнал…
- Я научился…
- Я проявил себя …
- Я смогу применить …
4. Как оценить АМО-урок?
Каждый активный метод обучения, который вы используете в своем уроке может быть оценен по различным критериям.
Критерии оценки урока отвечают современным требованиям, предъявляемым к образовательному процессу согласно новым государственным образовательным стандартам.
Естественно, что качественные АМО, в конечном итоге работают на качество всего урока в целом. Такой подробный самоанализ разработанного АМО-урока, позволит внести коррективы и избежать ошибок еще до проведения урока. Начинающему педагогу рекомендуется анализировать свои АМО-уроки для того, чтобы глубже понять суть технологии и эффекты ее применения.
5. Технология АМО и отличительные особенности урока биологии
Влияние друг на друга со знаком "+" |
Влияние друг на друга со знаком "-" |
активизации мыслительной деятельности обучаемых, вызывая интерес к изучаемой дисциплине, что в свою очередь способствует более глубокому и осмысленному усвоению изучаемого материала. |
применение активных методов обучения требует значительного времени для подготовки к проведению конкретного урока, если учитывать нагрузку учителя. |
увеличивает долю самостоятельной работы ребёнка |
Опора на имеющиеся знания (требуется индивидуальная отработка навыков, знание определений, свойств, признаков). |
значительно повышает не только мотивацию ребёнка, но и влияет на качество и результативность учебного занятия. |
Неотделимость от практики (выполнение практических и лабораторных работ во многом затруднено из-за отсутствия оборудования). |