Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...
Бернард Шоу
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.
Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время приводит к формированию у школьников умений ориентироваться в расширяющимся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
В процессе реализации учебных проектов успешно решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В процессе работы учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, умение планировать работу, контролировать и регулировать свои действия.
Проект является продуктом межпредметной интеграции. Поэтапная организация деятельности ребят по освоению метода проектов, типы проектов, критерии их оценки делают каждый этап работы логически завершенным, то есть ученический проект может рассматриваться как этап подготовки к последующей работе на следующем этапе.
Актуальность проектной деятельности учащихся заключается:
- возросшие требования к универсальности знаний учащихся:
- необходимость в образовательных технологиях, реализующих обучающихся с жизнью и формирующих активную, самостоятельную позицию учащихся.
Метод проекта обеспечивает активную деятельность учащихся, развитие познавательного интереса, что является весьма важным. Активная деятельность учителя в процессе обучения не имеет большой эффективности. Знания, добытые самостоятельно, являются наиболее крепкими, прочными. И такой процесс является эффективным. Проектная методика развивает познавательный инстинкт к предмету потому, что при использовании метода проекта, мы так или иначе выходим за рамки школьного курса.
Я считаю, если в организации исследовательской деятельности в центре внимания находится новое знание, то в проектной – все больше основывается на уже имеющихся знаниях учащихся по какой – то проблеме, по какому – то вопросу, по какой – то теме, и нам необходимо эти знания углубить и придать знаниям универсальный характер.
Метод проекта обеспечивает формирование обще учебных умений, навыков и компетенций, а также обеспечивает связь с жизнью.
В процессе работы, пришла к выводу, что у многих учащихся прослеживается положительная мотивация к изучению истории. Но какими бы разными не казались цели учителя и учеников, имеются общие позиции, именно они и позволили выйти на проектную деятельность.
Я разработала план сетку учебных проектов по истории в 6-8 классах. Начала применять на практике проектную деятельность. Пришла к выводу, что проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему, как новая технология обучения более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, само утверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.
В ходе работы, стало очевидно, что школьники при создании учебных проектов учатся развивать свой творческий потенциал, организовать сотрудничество (с учителем, с родителями), что усиливает воспитательный момент, вызывает мотивацию для дальнейшего освоения предмета. Это развивает ключевые компетенции учащихся: предметные, общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные; служит приобретению ими социального опыта.
На уроках истории и во внеклассной работе применяю мини-проекты, недельные проекты, годичные проекты выполняются в группах и индивидуально. И все-таки наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности.
На основе продуктов проектной деятельностей учащихся мной были составлены интерактивные модули по истории, которыми учащиеся могут пользоваться при подготовке к ВПР, ОГЭ, контрольным работам.
За период работы с учащимися мной были сделаны следующие выводы:
- работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения,
- работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;
- целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;
- ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.
Вследствие этого наблюдается повышение уровня и качества знаний учащихся, их заинтересованности на уроках истории.
За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.
В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.
Специфика предмета истории заключается именно в том, что любая тема – это бесконечная мозаика событий, ситуаций, предметов быта, лиц, человеческих стремлений и амбиций – та живая жизнь, которая не только обучает, но и воспитывает. Проектная деятельность способна обогатить личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.
Практика работы доказала эффективность проектного метода в обучении школьников. Достигнуто повышение качества педагогического процесса, произошло расширение сферы деятельности, возросла мотивация на эффективную деятельность.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обеспечивает возможность слияния теории и практики; активизацию самостоятельной, творческой, исследовательской деятельности; возможность самостоятельного конструирования собственных знаний; развитие рефлекторного или критического мышления, а также формирование навыков работы с информационными ресурсами, источниками информации.
Кроме того, создаются условия для формирования навыков работы (парной, групповой, командной, коллективной), в результате которой отношение между участниками приобретают характер межличностного общения и сотрудничества. Появляется возможность межпредметной и многоуровневой интеграции, заключающейся в совершенствовании взаимодействия и сотрудничества с внутренними и внешними партнерами (учащимися, преподавателями, специалистами, родителями).
В заключении хочу отметить, что все рассмотренный метод обучения будет приносить плоды только в том случае, если учитель будет выполнять свою работу с любовью и уважением к детям, всячески поддерживать и развивать в них трудолюбие, тягу к знаниям и творческие возможности. Только если учитель сам заинтересован в результатах своего труда, возможен процесс обучения и воспитания подрастающего поколения.