Проблемы и приемы дистанционной работы на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: дистанционное обучение


С некоторого времени все школы и образовательные учреждения страны перешли на дистанционное обучение. И если в ВУЗах такая практика была введена еще и до этого (особенно в негосударственных), то школы оказались совершенно не готовы к такому формату обучения. В экстренном порядке учителя познавали азы дистанционной работы, учебные платформы создавали виртуальные классы, а различные организации проводили курсы и вебинары по электронному и дистанционному обучению. Особенно остро стоял вопрос технической оснащенности учителей и учеников. Но справившись с этой проблемой перед учителями возник другой вопрос: «Как проводить уроки дистанционно?» Методика работы учителя начальной школы основывается на «открытии» учениками знаний, а на уроках мы привыкли видеть работу детей, контролировать процесс и помогать детям самим совершать открытия. А что же мы получаем при работе дистанционно?

  • отсутствие возможности контролировать выполнение заданий
  • отсутствие должной обратной связи
  • сокращение времени урока
  • отсутствие привычных инструментов работы и наглядных пособий

Наработки, приемы и методы оказываются бессильными перед машиной дистанционного обучения. Однако, стоит отметить, что все же курсы и вебинары, статьи и те крупицы информации, которые учителя изучали, принесли свои плоды: спустя неделю такого обучения вырисовывается методика, видно, какие приемы и методы хорошо воспринимаются детьми, становится понятно, как работать. Структура урока русского языка претерпела изменения, однако, основные этапы сохранились:

  • организационный момент, позволяющий детям подготовиться к восприятию материла
  • словарная работа
  • актуализация знаний (этот этап часто совмещен со словарной работой)
  • работа над новым материалом
  • физ. минутка (она особенно актуальна в такой период)
  • закрепление знаний
  • итоги урока

Конечно, каждый этап сократился по времени, знакомство с материалом часто проводятся не в формате открытия, а в виде готовых знаний, ввиду некорректной работы многих платформ. Однако, стоит отметить, что при корректной работе обучающей платформы успешно были реализованы уроки с самостоятельным открытием знаний учениками.

Что же стоит взять учителю на вооружение? В современных условиях просто необходим чат с учениками во время урока. Ведь это обратная связь, контроль, палочка-выручалочка. На уроке я с детьми часто общаюсь в чате. Главное заранее проговорить правила общения:

  • чат для общения только с учителем
  • недопустим спам в чате
  • недопустимы оскорбления в чате
  • чат используется только тогда, когда учитель просит
  • на любом уроке 0 - это нет, 1 - это да

Как же я использую чат на уроках русского языка:

  • закрытые вопросы
  • опрос в формате квиз (тест)
  • оповещение учителя о выполнении задания (как только списал, подчеркнул и т.д. - ребенок отправляет единицу в чат)
  • вставь пропущенную букву
  • вопросы с выбором ответа, где дети отправляют в качестве ответа первую букву правильного ответа

Таким образом, через чат налаживается контакт учителя и ученика, появляется обратная связь и каждый ребенок может ответить на вопрос.
Стоит отметить, что ученикам начальной школы очень важна наглядность. И такая возможность замечательно реализовывается на многих платформах. Показывая заранее подготовленные материалы, учитель может вносить коррективы, выполнять подчеркивания и другие привычные приемы работы, только в новом формате. Так же возможности платформ позволяют и ученикам выполнять подчеркивания на экране, что позволяет ученикам влиться в атмосферу урока, побывав «у доски».

По словам родителей, все эти «мелочи» помогают детям учиться, собраться и проникнуться школьной атмосферой.

Как итог, хочется отметить, что дистанционное обучение в начальной школе – лишь альтернатива электронному, но никак не замена традиционной системы. Нагрузка на учителя возросла. Нет единой платформы для работы, а те что есть часто саботируют уроки. Нет системы проверки, нет объективности отметок. Учителя готовят уроки, пишут конспекты, подбирают материалы, которые можно адаптировать в современных условиях, что разы увеличивает время подготовки к урокам. Тем не менее, дети получают знания, отрабатывают основные навыки, и получают отметки.