Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).
Задачи
Коррекционно-обучающие:
1. Закреплять представления о правильной артикуляции звуков [c] -[ц].
2. Закреплять представления о фонетической характеристике звуков [c] -[ц].
3. Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [с]-[ц].
4. Закреплять зрительный образ букв С-Ц.
5. Отрабатывать правильное четкое чтение слогов и слов.
6. Отрабатывать запись слогов, слов и предложений с проговариванием.
7. Совершенствовать звуко-буквенный синтез.
8. Закреплять умение составлять правильно грамматически оформленные предложения 9. 9. Учить самостоятельно формулировать цель занятия.
10. Учить самостоятельно делать выводы.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематическое восприятие на материале дифференциации звуков [с]-[ц]).
2. Развивать квази-пространственные представления.
3. Формировать навык самопроверки.
Воспитательные:
1. Закреплять умение внимательно слушать речь педагога и других детей.
2. Воспитывать чувство уважения ко всем участникам образовательного процесса.
Оборудование: простые карандаши, ручки, тетради, три листа бумаги А4 на каждого ребенка, карточки с индивидуальными заданиями, презентация к занятию, настольные зеркала, техническое оборудование (компьютер, проектор, экран).
Ход занятия
I. Организационный момент
Упражнение «Зеркальное рисование». Слайды 2,3,4.
Логопед: Ребята, возьмите два карандаша. Один в правую руку, другой в левую. Одновременно двумя карандашами на листе бумаги нарисуйте два круга.
Дети рисуют круги.
Логопед: Теперь возьмите второй лист и нарисуйте двумя руками два квадрата.
Дети рисуют квадраты.
Логопед: На третьем листе нарисуйте два ромба.
Дети выполняют задание.
Логопед: Ребята, легко было рисовать фигуры двумя руками?
Ученик: Нет.
Логопед: Почему?
Дети перечисляют, что у них вызвало трудности (одна рука рисует быстрее, тяжело следить за рисованием двух фигур и пр.)
После выполнения задания детьми выставляется слайд 5.
II. Вводная часть
1. Повторение артикуляции и характеристики звука [c].
Логопед: Я сейчас буду называть слова, а вы слушайте внимательно и скажите, какой звук есть во всех перечисленных словах. Слушайте внимательно! Соня, ставни, стакан, песок, поясок, квас, кокос, сода. Какой звук есть в словах?
Ученик: Во всех словах есть звук [с].
Логопед: Посмотрите в зеркала и произнесите звук [с].
Дети выполняют задание.
Логопед: Что делают губы, когда вы произносите звук [с]?
Ученик: Губы улыбаются.
Логопед: Зубы открыты или закрыты, когда вы произносите звук [с]?
Ученик: Зубы немного приоткрыты.
Логопед: Где находится язык, когда вы произносите звук [с]?
Ученик: Язык находится за нижними зубами.
Логопед: Как выходит воздух изо рта при произнесении звука [c]?
Ученик: Воздух встречает преграду в виде языка и зубов.
Логопед: Звук [c] гласный или согласный?
Ученик: Согласный.
Логопед: Твердый или мягкий?
Ученик: Твердый.
Слайд 6. Показывается символ твердого согласного звука.
Логопед: Звонкий или глухой?
Ученик: Глухой.
Слайд 6. Показывается символ глухого согласного звука.
2. Повторение артикуляции и характеристики звука[ц].
Логопед: Ребята, послушайте слова. Определите, какой звук живет в этих словах: цапля, цепь, ножницы, цифра, цирк?
Ученик: В этих словах есть звук [ц].
Логопед: Посмотрите в зеркала и произнесите звук [ц].
Работа с зеркалами.
Логопед: Что делают губы, когда вы произносите звук [ц]?
Ученик: Губы немного улыбаются.
Логопед: Зубы открыты или закрыты, когда вы произносите звук [ц]?
Ученик: Зубы немного приоткрыты.
Логопед: Где находится язык, когда вы произносите звук [ц]?
Ученик: Сначала язык стучит за верхними зубами, потом кончик языка упирается за нижними зубами.
Логопед: Как выходит воздух изо рта при произнесении звука [ц]?
Ученик: Воздух встречает преграду в виде языка и зубов.
Логопед: Звук [ц] гласный или согласный?
Ученик: Согласный.
Логопед: Твердый или мягкий?
Ученик: Твердый.
Слайд 6. Показывается символ твердого согласного звука.
Логопед: Звонкий или глухой?
Ученик: Глухой.
Слайд 6. Показывается символ глухого согласного звука.
Логопед: Чем похожи звуки [с]-[ц]?
Ученик: Это согласные, твердые, глухие звуки.
Логопед: Чем отличаются звуки [с]-[ц]?
Ученик: Когда мы произносим звук [ц] язык сначала стучит за верхними зубами, а потом опускается за нижние зубы. При произнесении звука [с] кончик языка сразу находится за нижними зубами.
3. Постановка цели занятия.
Логопед: Как вы думаете, чему сегодня мы будем учиться?
Ученик: Мы будем сравнивать звуки [с]-[ц].
Логопед: Правильно.
III. Основная часть
1. Упражнение «Будь внимателен». Слайд 7.
Логопед: Я буду произносить звуки (слоги, слова), если вы услышите звук [с], то должны опустить руки ладонями вниз на стол, а если услышите звук [ц] – хлопните в ладоши.
Логопед: с-ц-с-с-ц-ц-ц-ц-с-ц-с-с-с-с-… Са-ца-це-ци-сы-ас-оц-уц…Цапля, циновка, стол, аист, ананас, отец, боец, молодец, колодец.
2. Упражнение «Слушай внимательно, повторяй старательно».
Логопед: Я буду произносить слоги и слова, а вы слушайте внимательно и постарайтесь их повторить. У меня есть флажок. Кому я поставлю флажок на парту, тот повторяет. Потом я поставлю флажок на другую парту. Готовы?
Ученик: Да.
Логопед: Са-ца-са.
У: Са-ца-са.
И т.д.
Цепочки слогов:
цо-со-цо
ус-уц-ус
ес-ец-ес,
су-цу-су…
Пары слов:
сок - цок |
сабля - цапля |
лиса - лица |
рассвет - расцвет |
бас - вас |
оса - овца |
3. Упражнение «Слог потерялся».
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Слог потерялся». Из слов пропали последние слоги. Это слоги СА и ЦА. Я буду называть слова, а вы добавляйте пропавший слог, а потом назовите слово целиком. Если вам встретиться незнакомое слово, то попросите объяснить, что оно значит. Первое слово. Мыльни….
Ученик: Ца. Мыльница.
Слова: кузни…(ца), колба…(са), пятни…(ца), поло…(са), кури…(ца), умни…, актри…(са), грани…(ца), больни…(ца), терра…(са), пшени…(ца).
4. Упражнение «Фантазеры».
Логопед: Мы говорили о звуках [с] и [ц]. Звуки мы слышим и произносим. А пишем и читаем мы что?
Ученик: Буквы.
Логопед: Давайте по фантазируем на что похожа буква С. (Слайд 7).
Дети перечисляют на что похожа буква С. Затем на слайде рассматриваются картинки, в которых можно найти букву С.
Логопед: А на что похожа буква Ц? (Слайд 8).
Дети перечисляют на что похожа буква Ц. Затем на слайде рассматриваются картинки, в которых можно найти букву Ц.
Слайд 9.
5. Работа с индивидуальными карточками.
Логопед: Ребята, у вас на столах лежат карточки в виде тучек. На карточках написаны слоги. Прочитайте их.
Ученик читает слоги.
Логопед: Пропишите эти слоги в тетради. Не забывайте четко их проговаривать.
Дети записывают слоги.
Логопед: Придумайте слова с этими слогами.
Ученики придумывают слова (лиса, собака, царица ….)
Логопед: Запишите эти слова в тетрадь.
Дети записывают слова. Логопед проверяет правильность написания слов.
Логопед: Выберите слово и придумайте с ним предложение.
Ученики составляются предложения. При затруднениях логопед помогает детям.
Логопед: Ребята, вы придумали много предложений. Давайте выберем одно и запишем его в тетрадь.
Дети выбирают предложение.
Логопед: Сколько слов в этом предложении?
Дети отвечают.
Логопед: С какой буквы пишется первое слово в предложении?
Ученик: С большой буквы.
Логопед: Что ставим в конце предложения?
Ученик: В конце предложения ставим точку.
Логопед: Запишите предложение в тетрадь.
Ученики записывают предложение. Логопед проверяет правильность написания предложения детьми.
6. Динамическая пауза «Веселые человечки».
Логопед: Мы сейчас поиграем в «Веселых человечков». Они любят заниматься зарядкой. Все Вы должны повторить эти упражнения. Будьте внимательны. Повторять нужно правильно. Если человечек поднял левую руку, и вы должны поднять левую руку. (Слайды 10-19).
Дети выполняют задания.
7. Работа в тетрадях с индивидуальными карточками. Слайд 20.
Логопед: Ребята, перед вами карточки. Прочитайте слова, вставляя пропущенные слоги са или ца.
Два ученика читают слова на карточке.
Логопед: Все ли слова вам понятны?
Если дети называют слова, которые не знают, то логопед объясняет их значение.
Логопед: Запишите слова в тетрадь правильно
Ученики записывают слова в тетрадь.
Логопед: Ребята посмотрите на слайд. Проверьте себя. Все ли слова вы написали правильно? (Слайд 21).
Дети проверяют правильно ли написали слова.
IV. Итог
Логопед: Чему вы сегодня научились?
Ученик: Мы научились различать звуки [с] и [ц] (буквы С и Ц).
Логопед: Чем различаются звуки [с] и [ц]?
Ученик: Когда мы произносим звук [ц] язык сначала стучит за верхними зубами, а потом опускается за нижние зубы. При произнесении звука [с] кончик языка сразу находится за нижними зубами.
Логопед: Назовите слова со звуком [с].
Дети называют слова.
Логопед: Назовите слов со звуком [ц].
Дети называют слова.
Логопед: Ребята, вы сегодня хорошо занимались. Молодцы. Занятие закончено. (Слайд 22)
Литература
1. Дисграфия. Исправление ошибок при письме: практ. методика устранения недостатков правописания у школьников мл. кл. / М.Л.Лукашенко, Н.Г.Свободина. - М.: Эксмо, 2004.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3: Дифференциация свистящих, шипящих, африкатоф, Л-Р (340 упражнений на CD). – М.: Национальный книжный центр, 2012.
3. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей.- М.: Аквариум, 1996.