Конспект логопедического занятия для младших школьников по теме "Дифференциация С–Ц"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2

Ключевые слова: нарушения письменной речи, младшие школьники


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).

Задачи

Коррекционно-обучающие:

1. Закреплять представления о правильной артикуляции звуков [c] -[ц].

2. Закреплять представления о фонетической характеристике звуков [c] -[ц].

3. Учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [с]-[ц].

4.  Закреплять зрительный образ букв С-Ц.

5. Отрабатывать правильное четкое чтение слогов и слов.

6.  Отрабатывать запись слогов, слов и предложений с проговариванием.

7. Совершенствовать звуко-буквенный синтез.

8. Закреплять умение составлять правильно грамматически оформленные предложения 9. 9. Учить самостоятельно формулировать цель занятия.

10. Учить самостоятельно делать выводы.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать фонематическое восприятие на материале дифференциации звуков [с]-[ц]).

2. Развивать квази-пространственные представления.

3. Формировать навык самопроверки.

Воспитательные:

1. Закреплять умение внимательно слушать речь педагога и других детей.

2. Воспитывать чувство уважения ко всем участникам образовательного процесса.

Оборудование: простые карандаши, ручки, тетради, три листа бумаги А4 на каждого ребенка, карточки с индивидуальными заданиями, презентация к занятию, настольные зеркала, техническое оборудование (компьютер, проектор, экран).

Ход занятия

I. Организационный момент

Упражнение «Зеркальное рисование». Слайды 2,3,4.

Логопед: Ребята, возьмите два карандаша. Один в правую руку, другой в левую. Одновременно двумя карандашами на листе бумаги нарисуйте два круга.

Дети рисуют круги.

Логопед: Теперь возьмите второй лист и нарисуйте двумя руками два квадрата.

Дети рисуют квадраты.

Логопед: На третьем листе нарисуйте два ромба.

Дети выполняют задание.

Логопед: Ребята, легко было рисовать фигуры двумя руками?

Ученик: Нет.

Логопед: Почему?

Дети перечисляют, что у них вызвало трудности (одна рука рисует быстрее, тяжело следить за рисованием двух фигур и пр.)

После выполнения задания детьми выставляется слайд 5.

II. Вводная часть

1. Повторение артикуляции и характеристики звука [c].

Логопед: Я сейчас буду называть слова, а вы слушайте внимательно и скажите, какой звук есть во всех перечисленных словах. Слушайте внимательно!  Соня, ставни, стакан, песок, поясок, квас, кокос, сода. Какой звук есть в словах?

Ученик: Во всех словах есть звук [с].

Логопед: Посмотрите в зеркала и произнесите звук [с].

Дети выполняют задание.

Логопед: Что делают губы, когда вы произносите звук [с]?

Ученик: Губы улыбаются.

Логопед: Зубы открыты или закрыты, когда вы произносите звук [с]?

Ученик: Зубы немного приоткрыты.

Логопед: Где находится язык, когда вы произносите звук [с]?

Ученик: Язык находится за нижними зубами.

Логопед: Как выходит воздух изо рта при произнесении звука [c]?

Ученик: Воздух встречает преграду в виде языка и зубов.

Логопед: Звук [c] гласный или согласный?

Ученик: Согласный.

Логопед: Твердый или мягкий?

Ученик: Твердый.

Слайд 6. Показывается символ твердого согласного звука.

Логопед: Звонкий или глухой?

Ученик: Глухой.

Слайд 6. Показывается символ глухого согласного звука.

2. Повторение артикуляции и характеристики звука[ц].

Логопед: Ребята, послушайте слова. Определите, какой звук живет в этих словах: цапля, цепь, ножницы, цифра, цирк?

Ученик: В этих словах есть звук [ц].

Логопед: Посмотрите в зеркала и произнесите звук [ц].

Работа с зеркалами.

Логопед: Что делают губы, когда вы произносите звук [ц]?

Ученик: Губы немного улыбаются.

Логопед: Зубы открыты или закрыты, когда вы произносите звук [ц]?

Ученик: Зубы немного приоткрыты.

Логопед: Где находится язык, когда вы произносите звук [ц]?

Ученик: Сначала язык  стучит за верхними зубами, потом кончик языка упирается за нижними зубами.

Логопед: Как выходит воздух изо рта при произнесении звука [ц]?

Ученик: Воздух встречает преграду в виде языка и зубов.

Логопед: Звук [ц] гласный или согласный?

Ученик: Согласный.

Логопед: Твердый или мягкий?

Ученик: Твердый.

Слайд 6. Показывается символ твердого согласного звука.

Логопед: Звонкий или глухой?

Ученик: Глухой.

Слайд 6. Показывается символ глухого согласного звука.

Логопед: Чем похожи звуки [с]-[ц]?

Ученик: Это согласные, твердые, глухие звуки.

Логопед: Чем отличаются звуки [с]-[ц]?

Ученик: Когда мы произносим звук [ц] язык сначала стучит за верхними зубами, а потом опускается за нижние зубы. При произнесении звука [с]  кончик языка сразу находится за нижними зубами.

3. Постановка цели занятия.

Логопед: Как вы думаете, чему сегодня мы будем учиться?

Ученик: Мы будем сравнивать звуки [с]-[ц].

Логопед: Правильно.

III. Основная часть

 1. Упражнение «Будь внимателен». Слайд 7.

Логопед: Я буду произносить звуки (слоги, слова), если вы услышите звук [с], то должны опустить руки ладонями вниз на стол, а если услышите звук [ц] – хлопните в ладоши.

Логопед: с-ц-с-с-ц-ц-ц-ц-с-ц-с-с-с-с-… Са-ца-це-ци-сы-ас-оц-уц…Цапля, циновка, стол, аист, ананас, отец, боец, молодец, колодец.

2. Упражнение «Слушай внимательно, повторяй старательно».

Логопед: Я буду произносить слоги и слова, а вы слушайте внимательно и постарайтесь их повторить. У меня есть флажок. Кому я поставлю флажок на парту, тот повторяет. Потом я поставлю флажок на другую парту. Готовы?

Ученик: Да.

Логопед: Са-ца-са.

У: Са-ца-са.

И т.д.

Цепочки слогов:

цо-со-цо
ус-уц-ус
ес-ец-ес,
су-цу-су…

Пары слов:

сок - цок

сабля - цапля

лиса - лица

рассвет - расцвет

бас - вас

оса - овца

3. Упражнение «Слог потерялся».

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Слог потерялся». Из слов пропали последние слоги. Это слоги СА и ЦА. Я буду называть слова, а вы добавляйте пропавший слог, а потом назовите слово целиком. Если вам встретиться незнакомое слово, то попросите объяснить, что оно значит. Первое слово. Мыльни….

Ученик: Ца. Мыльница.

Слова: кузни…(ца), колба…(са), пятни…(ца), поло…(са), кури…(ца), умни…, актри…(са), грани…(ца), больни…(ца),  терра…(са), пшени…(ца).

4. Упражнение «Фантазеры».

Логопед: Мы говорили о звуках [с] и [ц]. Звуки мы слышим и произносим. А пишем и читаем мы что?

Ученик: Буквы.

Логопед: Давайте по фантазируем на что похожа буква С. (Слайд 7).

Дети перечисляют на что похожа буква С. Затем на слайде рассматриваются картинки, в которых можно найти букву С.

Логопед: А на что похожа буква Ц? (Слайд 8).

Дети перечисляют на что похожа буква Ц. Затем на слайде рассматриваются картинки, в которых можно найти букву Ц.

Слайд 9.

5. Работа с индивидуальными карточками.

Логопед: Ребята, у вас на столах лежат карточки в виде тучек. На карточках написаны слоги. Прочитайте их.

Ученик читает слоги.

Логопед: Пропишите эти слоги в тетради. Не забывайте четко их проговаривать.

Дети записывают слоги.

Логопед: Придумайте слова с этими слогами.

Ученики придумывают слова (лиса, собака, царица ….)

Логопед: Запишите эти слова в тетрадь.

Дети записывают слова. Логопед проверяет правильность написания слов.

Логопед: Выберите слово и придумайте с ним предложение.

Ученики составляются предложения. При затруднениях логопед помогает детям.

Логопед: Ребята, вы придумали много предложений. Давайте выберем одно и запишем его в тетрадь.

Дети выбирают предложение.

Логопед: Сколько слов в этом предложении?

Дети отвечают.

Логопед: С какой буквы пишется первое слово в предложении?

Ученик: С большой буквы.

Логопед: Что ставим в конце предложения?

Ученик: В конце предложения ставим точку.

Логопед: Запишите предложение в тетрадь.

Ученики записывают предложение. Логопед проверяет правильность написания предложения детьми.

6. Динамическая пауза «Веселые человечки».

Логопед: Мы сейчас поиграем в «Веселых человечков». Они любят заниматься зарядкой. Все Вы должны повторить эти упражнения. Будьте внимательны. Повторять нужно правильно. Если человечек поднял левую руку, и вы должны поднять левую руку. (Слайды 10-19).

Дети выполняют задания.

7. Работа в тетрадях с индивидуальными карточками. Слайд 20.

Логопед: Ребята, перед вами карточки. Прочитайте слова, вставляя пропущенные слоги са или ца.

Два ученика читают слова на карточке.

Логопед: Все ли слова вам понятны?

Если дети называют слова, которые не знают, то логопед объясняет их значение.

Логопед: Запишите слова в тетрадь правильно

Ученики записывают слова в тетрадь.

Логопед: Ребята посмотрите на слайд. Проверьте себя. Все ли слова вы написали правильно? (Слайд 21).

Дети проверяют правильно ли написали слова.

IV. Итог

Логопед: Чему вы сегодня научились?

Ученик: Мы научились различать звуки [с] и [ц] (буквы С и Ц).

Логопед: Чем различаются звуки [с] и [ц]?

Ученик: Когда мы произносим звук [ц] язык сначала стучит за верхними зубами, а потом опускается за нижние зубы. При произнесении звука [с] кончик языка сразу находится за нижними зубами.

Логопед: Назовите слова со звуком [с].

Дети называют слова.

Логопед: Назовите слов со звуком [ц].

Дети называют слова.

Логопед: Ребята, вы сегодня хорошо занимались. Молодцы. Занятие закончено. (Слайд 22)

Литература

1. Дисграфия. Исправление ошибок при письме: практ. методика устранения недостатков правописания у школьников мл. кл. / М.Л.Лукашенко, Н.Г.Свободина. - М.: Эксмо, 2004.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 3: Дифференциация свистящих, шипящих, африкатоф, Л-Р (340 упражнений на CD). – М.: Национальный книжный центр, 2012.

3. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей.- М.: Аквариум, 1996.