Цель: знакомство родителей и детей с опытами и экспериментами с водой.
Материал и оборудование: Стаканы стеклянные – 4 шт, таз с водой – 3шт, пластмассовые рыбки, резиновые уточки, ракушки, камешки, лейки, емкости с отверстиями, сачки, совочки, соломинки, аквариум, резиновая груша, пипетки, крахмал, йод, бумажные цветы по количеству детей, картонные лодочки с отверстием по количеству детей, ледяные кораблики.
Беседа «Кому и для чего нужна вода?»
В.: Ребята, а кому нужна вода? (Ответы детей) Она нужна растениям? (Ответы детей) А для чего? (Ответы детей) А нужна ли вода животным? (Ответы детей) А человеку? (Ответы детей) А для чего она нам нужна?(Ответы детей). Правильно, мы используем воду для приготовления пищи и для утоления жажды, мы умываемся с помощью воды и стираем вещи.
- Посмотрите, ребятки, у меня есть соломинки, и мы будем дуть в стакан с водой, смотрите, получаются пузырьки. (Даю детям попробовать поиграть с пузырьками).
1. Опыт №1. «Вода имеет вес»
В.: Итак, перед вами два стаканчика - один пустой, другой с водой! Поднимите по очереди стаканчики и скажите, что тяжелее? Вода или пустой стаканчик? (Ответы детей) Верно, вода тяжелее. Значит, мы какой можем сделать вывод? (дети высказывают свои мысли, формулируют вывод)
Вывод: вода имеет вес.
2. Опыт №2. «Вода - жидкость»
В.: Ребята, теперь возьмите стаканчик с водой и попробуйте аккуратно перелить воду в пустой стаканчик. Почему вода льется? (Ответы детей). Вода жидкая, поэтому она льется. Значит, мы можем сделать следующий вывод, какой? (Ответы детей)
Вывод: вода – это жидкость.
- Дети, а у меня есть камушки, посмотрите, они плавают или тонут. Давайте опустим их в воду, что произошло?
Дети: камушки утонули.
В.: а сейчас я опущу в тазик с водой рыбок и уточек, они утонули или плавают?
Дети: они плавают в воде.
В.: правильно дети, рыбки и уточки легкие, поэтому они плавают в воде, а а камушки тяжелые – они тонут в воде.
3. Опыт №3 «Вода не имеет вкуса»
В.: А сейчас, давайте попробуем на вкус нашу водичку. Что скажите, вода имеет вкус? (Ответы детей). Вода вкуса не имеет. И мы делаем следующий вывод, что вода …(Ответы детей)
Вывод: вода безвкусная.
4. Опыт №4 «Вода не имеет запаха»
В.: А сейчас я вам предлагаю понюхать водичку. Чем она пахнет? (Ответы детей)
Вода не пахнет, она не имеет запаха.
Вывод: вода не имеет запаха.
5. Опыт №5 «Вода прозрачная, бесцветная»
В.: Ребята, у вас на столе у каждого есть ложечки и еще по стаканчику с молоком. Опустите сначала ложечку в стаканчик с водой, а потом в стаканчик с молоком. В каком случае, ложечку было видно, а в каком не видно? (Ответы детей). Все верно, ложечку видно в воде, но не видно в молоке. Следовательно, какой мы делаем вывод? (Рассуждения детей)
Вывод: Вода – прозрачная, бесцветная.
7. Опыт №6 «Вода – растворитель. Придаем воде цвет»
В.: В одном из опытов, мы с вами определили, что вода бесцветная. Скажите, а мы можем изменить цвет воды? (Предположения детей)
Верно, мы можем ее окрасить в разные цвета. Для этого у нас есть кисточки и краски. Выберите себе, пожалуйста, цвет краски, назовите, какой цвет выбрали? (Ответы детей). Теперь аккуратно обмакните кисть в баночку с краской, а затем промойте кисть в стаканчике с водой. На этот раз пробовать не нужно, это не безопасно! Что у вас получилось? (Ответы детей).
Вывод: вода – растворитель, ее можно окрасить в любой цвет.
- А теперь приглашаю родителей поэкспериментировать!
«Цветы в банке»
Воспитатель предлагает родителям с детьми положить бумажные ромашки в банку с водой, но предварительно нужно загнуть лепестки вверх. Некоторое время цветы будут плавать на поверхности, а когда намокнут, то опустятся на дно. Но в процессе этого каждый цветочек будет расправлять лепестки – красивое и завораживающее зрелище.
«Лодочка на мыльном двигателе»
В центр картонной лодки попадает жидкое мыло (средство для мытья посуды), которое вступает во взаимодействие с водой и изменяет силу поверхностного натяжения. Из-за разных химических характеристик двух жидкостей их молекулы приходят в движение. А поскольку внутри лодки из круглого пространства в центре есть только один выход, то по поверхности воды они устремляются к корме, отталкивая от себя легкую лодку в противоположную сторону.
«Легкая сталь»
Бумага с иголкой помещена на поверхность воды. Сначала оба предмета держатся на воде, но постепенно бумага опускается на дно, а иголка продолжает держаться на поверхности воды.
Здесь мы наглядно видим эффект поверхностного натяжения воды. Сила этого натяжения может спокойно удерживать небольшой веси не давать предметам утонуть. Бумага же тонет как раз потому, что набирает в волокна воду и становится тяжелее. Стальная иголка не поглощает воду и не становится тяжелой. Поверхностное натяжение воды используют водомерки и жуки – плавунцы: они беспрепятственно скользят по водной глади и не тонут.
«Сила бумаги» (опыт лучше проводить над тазом)
Стакан с водой. Накрываем листом бумаги, плотно прижав ее к стакану, переворачиваем всю конструкцию вверх тормашками. Немного ждем. А теперь, держа стакан за донышко, убираем руку, которая придержиаает бумагу. Удивительно, но вода в стакане не будет выливаться. Ее будет удерживать тоненький лист бумаги. Внутри стакана с водой давление оказывается меньше, чем снаружи. Чуть намокшая бумага приклеивается и надежно герметизирует стакан. Вода стремиться вниз под воздействием силы тяжести, но не может вылиться из-за отрицательного атмосферного давления и герметизации стакана.
«Батискаф из винограда»
Наливаем в стакан газированную воду. Опускаем в стакан виноградинку. Она тяжелее воды и поэтому быстро утонет. Но когда она достигнет дна, ее сразу же облепят пузырьки газа. А поскольку углекислый газ стремиться вверх (потому что он легче воды), то под воздействием этой силы виноградинка всплывает на поверхность. Когда пузырьки поднимутся, они лопнут, сделав виноградинку снова тяжелой.
«Синяя вода»
Наливаем полстакана воды. Всыпаем в воду 1 чайную ложку крахмала и тщательно размешиваем. Получился раствор беловатого цвета. Теперь аккуратно капаем йод в стакан. Вода становится синей! Чем больше добавить йода, тем насыщенней синий цвет воды. В результате соединения двух веществ, происходит реакция включения – молекулы йода встраиваются в структуру молекул крахмала.
- Ребята и уважаемые родители, вам понравилось? Что вам запомнилось? (ответы детей). Благодарю всех за участие!