Приёмы работы с текстом по развитию смыслового чтения младших школьников

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: смысловое чтение, младшие школьники


Стандарты Второго поколения определяют, что выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой.

Сегодня учитель предпочтение отдает методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности: познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные. Необходимо создать условия для развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать. Все эти условия может обеспечить работа с текстом на уроках литературного чтения.

Выделяются 3 этапа чтения:

  1. Работа с текстом до чтения
  2. Работа с текстом во время чтения
  3. Работа с текстом после чтения

Мы предлагаем рассмотреть приёмы работы по развитию смыслового чтения над стихотворением на каждом этапе чтения на примере стихотворения С. Михалкова «Мой щенок».

1. Работа с текстом до чтения

Цель работы на первом этапе - этапе работы с текстом до чтения - заключается в развитии такого умения, как АНТИЦИПАЦИЯ, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

Здесь ведётся работа с названием, эпиграфами, сносками, выстраиванием ассоциативного ряда по названию.

Один из приёмов работы называется "Эпиграф к уроку". Это могут быть пословицы, поговорки или слова известных людей. Например, эпиграфом к данному уроку могут быть слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Детям учитель говорит о том, что как эти слова связаны с произведением, они узнают в конце урока.

К этому этапу относится и работа с заголовком и с иллюстрацией. Например, можно предложить отгадать ребус.

Или использовать приём «Пропуск букв». Нужно вставить буквы гласных в слова и угадать название произведения.

М…й щ…н…к

Работу над этим стихотворением можно начать и с иллюстрации к тексту.

Учитель задаёт вопросы: - Что вы можете сказать о девочке? Почему она грустная?

После того, как дети отгадают название стихотворения или поработают с иллюстрацией, учитель просит предположить, о чём может идти речь в этом произведении.

Этот приём называется «Дерево предсказаний».

Детям предлагают поработать в группах. У них на столах лежат листочки, детям нужно написать на них свои предсказания, предположения. Далее учитель задаёт вопрос: А что надо сделать, чтобы узнать точно, что произошло? Надо прочитать текст. И таким образом мы переходим ко второму этапу - этапу работы с тексом во время чтения.

2. Работа с текстом во время чтения

На втором этапе проводится работа по обобщению частей прочитанного текста, по постановке вопросов обобщающего характера, высказыванию предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста.

Чаще всего используется приём «Чтение с остановками».

Учащиеся читают текст небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.

Например, после чтения первой строфы задаются следующие вопросы:

- Почему девочка сбилась с ног?

- Что значит это выражение? Как долго она его искала? Как чувствовала себя героиня, после потери друга?

- Как вы думаете, что будет дальше?

Следующий приём оказывает плодотворное влияние на развитие устной речи учащихся, углубление представлений и понятий, имеющихся у детей, более образное восприятие всего произведения в целом. Этот приём называется «Аудиозапись», когда учащиеся прослушивают литературные произведения в исполнении профессиональных актеров. Психологи отмечают прямую зависимость умственной деятельности от эмоциональных переживаний.

Словарную работу можно провести, используя приём «Верно / Неверно»

Например, детям выдаётся таблица, в которую внесены слова и дано их лексическое значение. Детям нужно установить правильность значения слов, используя, по необходимости, справочную литературу.

Такую работу можно проводить как индивидуально, так и в парах или группах.

Верно

Неверно

1. ЖБАН - большая кастрюля

-

2. КЛАДОВКА - заведующая складом

-

3. СБИЛАСЬ С НОГ- много ходила, устала.

+

4. ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ - лежит как пластилин, мягкий и красивый

-

5. ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ - семья пчел.

+

На начальном этапе работы с текстом, на этапе его осмысления можно использовать различные приемы маркировки текста значками по ходу чтения - такой приём назывется Инсерт (чтение с пометами), когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.

  • «!» - Я это знал.
  • «+» - Новое для меня.
  • «-» - Вызывает сомнение.
  • «?» - Вопрос.

Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Широко известен и применяется активно на любой из фаз урока прием «Толстые и тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы репродуктивного плана, а вопросы, требующие размышления, - «толстые». После прочтения текста ученики, объединившись в группы, составляют несколько вопросов. Заданные вопросы являются для учителя способом диагностики знаний ученика, так как они демонстрируют уровень погружения в текст, умение анализировать.

Например: Для этого стихотворения дети составили тонкие вопросы:

  1. Сколько часов девочка ждала щенка?
  2. Где лежит больной щенок?
  3. Какое животное впилось в хвост щенку?

Толстые вопросы:

  1. Почему девочка переживала о пропаже щенка?
  2. Что чувствовала бы девочка, если щенок не вернулся домой?

Такая классификация помогает учить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Им нравится формулировать и записывать вопросы к произведению. Данную работу можно организовать в парах, в группах и индивидуально. Дети увлекаются этим видом деятельности, да и само название приема вызывает у них радостное ощущение, на завершающем этапе стадии осмысления. В конце изучения произведения можно устроить конкурс по номинациям: на самый оригинальный, самый лёгкий, самый каверзный, самый трудный, вопрос-загадку.

Следующий прием называется «Продвинутая лекция» (конспект-опора с пропусками ключевых слов)

Такой приём уместнее проводить в парах. Во время чтения стихотворения детьми заполняется конспект-опора, затем идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем - в классе. Использование этого приема позволяет превратить работу в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.

Для данного урока можно предложить следующий конспект-опору

  1. Какая беда случилась с девочкой?________________________
  2. В какое время суток пропал щенок?______________________
  3. Что предложила мама? _________________________________
  4. Кто открыл дверь?_____________________________________
  5. Кто впился в хвост щенку?______________________________
  6. Где лежит больной щенок?______________________________
  7. Какая часть туловища забинтована у щенка?_________________

Ещё один прием - «Чтение в кружок»

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по строфам. Наша задача - читать внимательно, задача слушающих - задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он прочитанный текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

На третьем этапе «Работа с текстом после чтения» выявляются авторские позиции, идёт обсуждение, дискуссия по толкованию текста, выявляется главный смысл, идея произведения, выполняются творческие задания и т.п.)

Одним из приёмов на этом этапе будет Приём «Эссе» - письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе - прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам щенок. Со мной произошла неприятная история. Утром мне было скучно, и я решил погулять один. Я побежал в лес, чтобы найти себе друга. Я хотел подружиться с пчёлами, но они почему-то меня искусали. Я еле от них убежал и решил, что больше без спросу не буду убегать из дома.»

И еще один прием послетекстовой работы - «Узелки на память».

Это заполнение схемы-опоры по произведению.

  1. Название__________________
  2. Автор________________________
  3. Герои произведения___________
  4. Время и место действия____________
  5. Сюжет:
  6. Начало событий_____________________
  7. Поворотный пункт событий_______________
  8. Проблема_________________ ____________
  9. Решение проблемы__________________________

Детям очень нравится такой приём как "Слепой текст".

1. Заполнять «слепой» текст нужно словами или числами.

Я сегодня сбилась с _____
У меня пропал щенок.
_____ часа его звала,
_____ часа его ждала.
За уроки не садилась
И _________ не могла.

2. Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе.

3. Восстановите текст из перепутанных неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках.

Следующий интересный приём «Жокей и лошадь».

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые - с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

«Жокеи»

«Лошади»

Сбилась с ног - …

устала, измучилась

Обед - …

основное принятие пищи, обычно в середине дня

Щенок - …

детёныш собаки

Жбан - …

небольшой сосуд для жидкостей с крышкой

Кладовка - …

небольшое помещение без окон в жилом помещении для хранения вещей

Рой - …

Семья насекомых, образующих во главе с маткой отдельную группу

А вот приём «Уголки» используется при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста.

Например,

Герой

Положительные качества

Положительные качества

Девочка

Заботливая, добрая, внимательная.
Я сегодня сбилась с ног,
У меня пропал щенок.

Не стала искать щенка, не умеет воспитывать собаку
Я не знала, что мне делать
Мать сказала: - Подождём.

Щенок

Игривый, любознательный, активный
Он, увидел одеяло -
Покрываться нечем стало.

Шаловливый, непослушный
Он порвал стихи у папы
С мёдом жбан перевернул.

На всех этапах работы с текстом можно применять приём таблица «ЗХУ».

«Знаю. Хочу знать. Умею», сокращенно ЗХУ - интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе.

В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».

Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?

В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.

Таким образом, приемы и методы технологии чтения сегодня актуальны и востребованы, их можно применять при работе с любым текстом. Они соответствуют основным требованиям модернизации образования - формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов.