Инновации в организации и проведении современного урока математики с помощью информационно-коммуникативных технологий

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: математика, ИКТ, медиаобразование, ИКТ-компетентность, мониторинг в образовании


1. Планируемые результаты обучения

Цель: Формирование у слушателей представления о том, что образование должно базироваться на современных научных взглядах, ее качество – определяться, формироваться за счет не только контроля, но и системы непрерывных действий, направленных на объективные измерения, постоянное наблюдение, фиксированное накопление, качественный и количественный анализ, планомерное, дифференцированное управление и тщательное прогнозирование результатов, то есть на мониторинг.

Задания:

  1. Систематизировать знания о методико-теоретических основах мониторинга управления качеством предоставляемых образовательных услуг.
  2. Сформулировать представление о мониторинге в образовании.
  3. Сформировать умение комбинированного использования форм контроля, диагностики и прогнозирования; методов исследования, анализа, наблюдения; инструментария измерения на современном этапе развития образования в стране.
  4. Развить установку относительно преимуществ и недостатков мониторинга качества образовательных услуг.

Ожидаемые учебные результат:

1. Слушатели должны знать:

  • основные компетентности в условиях современного развития общества;
  • теоретические основы использования информационно-коммуникативных технологий на уроках математики;
  • основные этапы использования информационно-коммуникативных технологий на уроках математики.

2. Слушатели должны уметь:

  • моделировать урок математики с применением информационно-коммуникативных технологий;
  • применять педагогические программные средства.

3. Слушатели имеют установку на:

  • инновационность;
  • формирования опыта по использованию информационно-коммуникативных технологий на уроках математики.

2. Учебно-тематический план освоения

Содержание дисциплины

Наименование тем модуля, краткое содержание тем, формы текущего контроля:

Тема 1. «Использование информационно-коммуникативных технологий как фактор повышения фундаментальности образования»

Информатизация современного общества и тесно связанная с ней информатизация образования характеризуются совершенствованием и массовым распространением информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). Они широко применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и учащегося в современной системе образования.

Следует отметить, что информатизация образования является велением времени. Влечѐт за собой необходимость повышения компьютерной грамотности, информационной культуры предполагая, что компьютер станет повседневным техническим средством в процессе обучения.

Под компьютерной грамотностью понимается умение находить и воспринимать информацию применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации, конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера.

Компьютерная грамотность является элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему.

Компьютеризация обучения позволит уменьшить разрыв между тем, что дает выпускникам школа, и требованиями, которые к ним предъявляются современным обществом. Тем более уже сейчас показателем высокого профессионализма современного учителя считается компьютерная компетентность, а не просто компьютерная грамотность.

Компьютер в сфере образования выступает в разных функциях:

а) как предмет изучения;
б) как средство в учебно-воспитательном процессе;
в) как компонент системы педагогического управления;
г) как компонент управления образовательными учреждениями;
д) как средство научно-педагогической деятельности.

В связи со столь разнообразными функциями компьютера и информационных технологий в образовательной сфере академик А. П. Ершов предложил следующую классификацию видов их применения:

Учебный – использование компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета с применением педагогических программных средств специального назначения. Есть программы типа «тренажер», «опросник», программы, позволяющие обучать новому и одновременно контролировать его усвоение.

Орудийный – компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Для компьютерной поддержки этих видов деятельности разработаны специальные программные средства: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных и др. Благодаря своей универсальности они могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету.

Профессиональный и профориентационный – применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в разного рода профессиях. Профориентационное применение компьютеров в учебном процессе предполагает использование программных средств для решения прикладных задач из соответствующей предметной области.

Дефектологический – компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития. Для эффективного дефектологического использования компьютера необходима разработка целого ряда специальных аппаратных и программных средств, а также соответствующего программного обеспечения.

Досуговый – все виды использования компьютера, связанные с личными интересами. Применение компьютеров охватывает разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы учащихся: проведение самостоятельной исследовательской работы, компьютерные игры и т. п. Следует отметить, что большинство компьютерных игр развивает лишь механические навыки работы с компьютером и почти не оказывает воздействия на развитие умственных способностей учащихся или познавательного интереса к определенному учебному предмету. Однако, существует класс развивающих компьютерных игр, применение которых значительно повышает мотивацию и познавательную активность учащихся. В таких играх доминирующим является познавательный мотив, а не демонстративность и зрелищность, характерные для развлекательных игр.

Учительский – применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности, т.е. использование компьютера для подготовки необходимых учебных материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные работы) и т. д.

Организационный – использование компьютера для управления школой и другими учебными заведениями, для обеспечения работы учреждений управления образованием разного уровня.

Педвузовский – все виды применения информационных технологий в педагогических институтах, ориентированные на подготовку учителя, способного работать с ними в образовательных учреждениях.

К перечисленным видам применения информационных технологий можно добавить и использование компьютера для проведения разного рода тестирований и обработки их результатов и т. д.

В процессе внедрения современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс информация, прежде всего учебная, становится объектом технологической обработки с использованием компьютера и передачи с помощью средств коммуникации.

Внедрение информационных технологий предполагает наличие в образовательных учреждениях:

  • современных компьютеров и средств коммуникации как технических средств обучения;
  • системного и прикладного программного обеспечения;
  • методических разработок по применению новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию обучения. Компьютерная техника уже сейчас активно влияет на процесс соединения образования с самообразованием.

Любая обучающая система на базе ЭВМ и программное обеспечение к ней должны базироваться на основополагающих принципах, именуемых в специальной литературе «три "и"»: инициатива, индивидуализация, интерактивность.

Под инициативой предполагается предоставление обучаемому возможности прерывать и возобновлять курс в любом месте, задавать вопросы, просить о помощи, возвращаться назад для повторения, не ограничивать инициативу при составлении ответов и т.д.

Индивидуализация означает создание учебно-программного обеспечения, ориентированного на индивидуальные особенности и стиль учебной деятельности конкретного обучаемого.

Интерактивность подразумевает взаимный обмен информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так и между отдельными частями системы.

Информационно-коммуникативные технологии в системе образования позволяют:

  • сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютерных устройств;
  • обучать детей всех категорий: от одаренных до детей с проблемами в умственном и физическом развитии и детей-инвалидов с заболеваниями различной степени тяжести;
  • обучать всех равноценно, независимо от места проживания.

Форма проведения: самостоятельная работа слушателя.

Форма контроля: дискуссия.

Тема 2. Основные виды технических средств обучения и их характеристики

Технические средства обучения совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства и дидактические средства обучения, которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

Классифицировать технические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации. Перечислим их основные классификации:

  1. по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач);
  2. по принципу устройства и работы;
  3. по роду обучения;
  4. по логике работы;
  5. по характеру воздействия на органы чувств;
  6. по характеру предъявления информации.

По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, средства обучения и самообучения, вспомогательные средства. Кроме того существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения, – комбинированные.

Технические средства передачи информации: диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры, проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т. п. Отличительной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.

Технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степень усвоения учебного материала. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.

Технические средства обучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого.

Тренажерные технические средства специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков.

Вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами компьютерной техники и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т.п.

К комбинированным техническим средствам, выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы.

По принципу устройства и работы компьютерной техники выделяют механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные ТСО.

По роду обучения выделяют технические устройства индивидального, группового и поточного пользования.

По логике работы компьютерной техники ТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные средства.

По характеру предъявления информации компьютерной техники ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

К средствам обучения предъявляют разносторонние требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические.

Функции компьютерной техники в учебном процессе разнообразны. Они взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение их достаточно условно. Не все функции могут быть присущи той или иной компьютерной технике в полном объеме.

Первая из функций компьютерной техники – коммуникативная или функция передачи информации.

Вторая – управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения, получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.

Третья – кумулятивная, т. е. хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации. Данные процессы осуществляются через комплектование и создание видеотек, накопление, сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий.

Четвертая – научно-исследовательская функция связана с преобразованием учащимися информации, получаемой с помощью компьютерной техники с исследовательской целью, с поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации.

Эффективность использования компьютерной техники определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения – техническим, методическим и организационным.

Техническое обеспечение включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку компьютерной техники, используемой для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информации. Но даже сверхсовременная компьютерная техника не обеспечит необходимого эффекта, если она будет использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения, т. е. методически неграмотно.

Большое значение имеет организационное обеспечение компьютерной техники в образовательных учреждениях – ее обслуживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования.

Форма проведения: самостоятельная работа слушателя.

Форма контроля: дискуссия.

Тема 3. Методика использования информационно-коммуникативных технологий на уроках математики.

Усовершенствование и развитие современных информационных технологий, их проникновение в разнообразные отрасли человеческой деятельности соответствующим образом влияют на методические системы обучения всех без исключения учебных дисциплин.

Типы уроков с использованием компьютерных технологий

Рассмотрим некоторые типы уроков с использованием информационных технологий. Компьютер на уроке математики может применяться в демонстрационном режиме, в индивидуальном режиме и в дистанционно-индивидуальном режиме.

1. Использование компьютера в демонстрационном режиме:

  • при устном счете, когда в начале урока с помощью мультимедиа-проектора демонстрируется решение различных заданий;
  • при объяснении нового материала, когда учитель через мультимедиа-проектор демонстрирует новый материал;
  • при проверке домашнего задания через мультимедиа-проектор;
  • при работе над ошибками и т.д.

2. Использование компьютера в индивидуальном режиме:

  • при устном, индивидуальном счете;
  • при закреплении;
  • при тренировке;
  • при отработке ЗУН;
  • при повторении;
  • при контроле и т.д.

3. Использование компьютера в дистанционно-индивидуальном режиме:

  • в исследовательской деятельности;
  • в проектной деятельности учащихся;
  • при проверке домашней работы;
  • при проверке контрольной работы и т.д.

Проектирование и организация современного медиаурока.

Одно из первых названий уроков, на которых применяется компьютерная техника и программные средства, уроки с компьютерной поддержкой (УКП). Этот термин возник под влиянием термина, распространенного в англоязычных странах – CBT (Computer Bases Training) – компьютерная поддержка обучения.

Широкое использование средств мультимедиа позже породило новое название таких уроков – «мультимедиа-урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас очень часто можно услышать термин – медиаурок. По сути, все три термина могут быть использованы в одинаковом значении.

Медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества:

  • повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и др.;
  • возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере,
  • организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества,
  • повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов,
  • развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся,
  • формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.

Методические основы проектирования медиаурока.

На таком уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса.

  1. Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.
  2. Программные средства дополняют традиционную технологию обучения какого-либо школьного предмета или отдельных его разделов и тем; содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами.

При этом и компьютер, и программы должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.

Какие изменения влечет за собой применение компьютера и мультимедиа программ?

В первую очередь расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения. В последние годы в дидактике уже произошел пересмотр значений таких принципов, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. Определились и два новых принципа – индивидуализации обучения и активности.

В настоящее время на ведущие позиции в формировании компонентов учебной деятельности с применением компьютеров выдвигается принцип интегративности. Он предполагает установление учителем интегративных связей, которые позволяют ярче представить характеристику предмета, показать взаимосвязь между содержанием отдельных предметных образовательных разделов и модулей, между предметным обучением и общей информационной подготовкой школьников. Установленные связи позволяют органично включать компьютер в учебный процесс, сочетать традиционные и компьютерные методы обучения, создавать особую информационную педагогическую среду, способствующую интенсификации образовательного процесса.

Учет интегративных связей приводит и к корректировке педагогических целей. Приоритетной целью медиауроков является развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде. Учитывая это, при разработке медиаурока учитель ставит не только образовательные задачи по предмету, но в триаде задач (образовательных, воспитательных, развивающих), дополнительно выделяет задачи по формированию компонентов информационной культуры. Это может быть: развитие способностей отбирать нужную информацию, знакомство с новыми способами технической обработки информации, формирование практических умений по компьютерной обработке информации и др.

Медиаурок может проводиться в компьютерном классе или в классной комнате, оборудованной мультимедийным проектором. В любом случае следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1-х классов – 10 мин, 2-5-х классов – 15 мин, 6-7-х классов – 20 мин, 8-9-х классов – 25 мин, 10-11-х классов – 30 мин.

Для оптимальной организации учебной деятельности школьников в компьютерном классе предлагается работу за компьютером сочетать с работой за дополнительными учебными столами, которые есть в каждом компьютерном классе. Это позволит выполнить требуемые санитарные нормы, организовать динамичную учебную деятельность школьников. Известно, что смена видов деятельности снижает утомляемость, активизирует работу.

При использовании учителем компьютерной техники только для наглядной демонстрации учебной информации урок проводят в классе с одним комплектом аппаратных средств.

Работа учащихся в классе может быть организована:

  • фронтально – просмотр видео фрагментов, наблюдение за изменениями объектов,
  • индивидуально – выполнение практических работ, решение задач,
  • малыми группами – выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.

В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательным является чередование видов деятельности за компьютером и без него:

  • актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) – за компьютером и (или) без компьютера;
  • формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) – за компьютером и (или) без компьютера;
  • применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) – за компьютером и (или) без компьютера.

Несомненно, что для этой структуры урока возможны варианты и модификации. Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем. В современной научно-педагогической литературе все чаще встречается такое понятие, как педагогический дизайн.

Педагогический дизайн – приведенное в систему использование знаний об эффективной учебной работе в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов.

Между тем, урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий, требует отдельной максимально тщательной разработки. Именно уроки являются той лакмусовой бумажкой, которая показывает эффективность той или иной педагогической технологии, организационной формы обучения. Это одновременно и конечный результат, и последняя стадия оформления реализации идей, заложенных разработчиками тех или иных технологий.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме традиционного учебного занятия. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

Мультимедийным называется урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера.

В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. К примеру, технология опорных конспектов В.Ф.Шаталова приобретает совершенно новое качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.

При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса.

Для чего предназначен мультимедийный урок:

  • для изучения нового материала, презентации новой информации;
  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
  • для обобщения, систематизации знаний.

Следует сразу определить то, благодаря чему будет усилен обучающий и воспитательный эффекты урока, чтобы проведение мультимедийного урока не стало просто данью новомодным увлечениям. Исходя из этого, учитель подбирает необходимые формы и методы проведения урока, образовательные технологии, приемы педагогической техники.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он станет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Разработчик должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.

Педагогические справочники определяют дидактическую единицу как логически самостоятельную часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующую таким компонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п.

Дидактическая единица состоит из одного или нескольких фреймов.

Фрейм – минимальное описание явления, факта, объекта, при удалении из которого какой-либо составной части данное явление, факт или объект перестают опознаваться (классифицироваться), т.е. описание теряет смысл. Набор связанных по смыслу и логике фреймов составляет дидактическую единицу.

Таким образом, готовя учебный эпизод и рассматривая его как дидактическую единицу, разработчик должен ясно представлять, какие учебные задачи он преследует данным эпизодом, какими средствами он добьется их реализации.

Форма проведения: самостоятельная работа слушателя.

Форма контроля: дискуссия

Тема 4. Методика работы с компьютерными программами

Эффективность использования информационно-коммуникативных технологий обучения на уроках математики значительной мерой зависит от педагогических программных средств.

С одной стороны, педагогические программные средства – это пакеты прикладных программ для использования в процессе обучения различным предметам. То есть, ППС находятся в составе программного обеспечения компьютера. С другой стороны, педагогические программные средства – это дидактические средства, предназначенные для различных целей обучения: формирования знаний, навыков и умений, контроля за качеством их усвоения и др., то есть это компоненты процесса обучения.

Применение ППС на уроке требует соответствующих пояснений ученику и учителю. Необходимо снабдить ППС методическими рекомендациями, поясняющими как пользоваться программой, какие цели она преследует. Значит, урок, на котором используется компьютерная программа, необходимо обеспечить неким программно-методическим комплексом, в состав которого входит: непосредственно ППС, методические рекомендации по его использованию, описание методики проведения уроков, инструкции для учителя и учеников.

ППС обладает следующими возможностями:

  • обеспечения индивидуального темпа работы ученика;
  • обеспечения незамедлительной обратной связи;
  • выполнения имитационно-моделирующей деятельности;
  • управления объектами, процессами, находящими своѐ отражение на экране.

Эти возможности реализуются с помощью следующих групп ППС:

Программы-тренажеры, которые рассчитаны на формирование стойких связей между знаниями и навыками путем повторения и практического закрепления. Они обеспечивают получение информации по теории и приѐмам решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.

Контролирующие программы, в которых заложена система оценивания знаний, умений и навыков учеников. С их помощью можно дать консультацию ученику, указать на допущенные ошибки, исправить ответ, подсказать и в случае необходимости провести анализ знаний и умений. Эти программы можно применять для проверки знаний основных понятий темы.

Для осуществления качественного контроля и коррекции знаний программой можно предусмотреть многовариантность в границах заданного типа упражнений, которые в свою очередь, должны быть разноуровневыми, что отвечает идее дифференциации обучения. С помощью таких программ можно также проводить разноуровневый тестовый контроль.

Демонстрационные программы, в которых сначала дается необходимая теория, а потом приводятся примеры решения задач.

Информационно-справочные программы.

К ним относятся справочники, базы данных учебного назначения, предназначенные для хранения и ознакомления учащихся с разнообразной информацией справочного содержания.

Игровые программы. Такие программы способствуют повышению мотивации обучения. Игра стимулирует инициативу и творческое мышление, способствует формированию умений совместно действовать, подчинить свои интересы общим целям. Игровые программы создают предпосылки для формирования у обучаемых всевозможных стратегий решения задач и структуры знаний, которые могут быть успешно применены в различных областях. Немаловажно и то, что обучаемый может свободно принимать решения – как правильные, так и неправильные – и при этом видит, к чему приводит каждое решение. Положительно оценивая игровые программы в целом, следует учитывать, что чрезмерное увлечение играми может дать и нежелательный эффект. Момент развлекательности может оказать отрицательное влияние на волевые качества школьников: учение и труд не могут основываться на эмоционально привлекательной деятельности. Готовность к труду предполагает волевые усилия, готовность к выполнению даже малоинтересных, но необходимых функций.

Имитационно-моделирующие программы, предназначены для самостоятельной творческой деятельности ученика. К ним относят программы типа лабораторного практикума, которые служат для проведения наблюдений над объектами, их взаимосвязями или некоторыми их свойствами, для обработки результатов наблюдений, для их численного и графического представления, для различных аспектов использования этих объектов на практике.

Обучающие программы. Под компьютерной обучающей программой имеется в виду такое средство обучения, которое является носителем определенного предметного содержания, либо представляет объекты изучения и, организуя деятельность как преподавателя, так и учащихся, может быть реализовано в учебном процессе только с помощью ЭВМ.

Электронные учебники – программно-методический комплекс, который обеспечивает возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел.

Методика работы с компьютерными программами учебного назначения.

Рассмотреть некоторые педагогические программные средства, которые используются в процессе изучения математики. (Обучающая система GRAN. Программно-методический комплекс DG. Advanced Grapher. Functor-2.5. 3D-Grapher.)

Форма проведения: самостоятельная работа слушателя.

Форма контроля: практическая работа, тестирование.

3. Учебно-методическое обеспечение модуля – Приложение