Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших

Разделы: Биология

Класс: 7

Ключевые слова: биология


Цели урока:

  • Развивающая: Сформировать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналоги, обобщать.
  • Образовательная: Обеспечить усвоение учащимися законов теории, понятий, признаков, свойств. Осуществить контроль определенных знаний; повторить, обобщить, систематизировать.
  • Воспитательная: Обеспечение формирования и развития нравственности, способствовать воспитанию коллективизма , гуманизма и т.д.

Задачи: Раскрыть особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением одноклеточных животных, микроскопы, микропрепараты, чашки Петри, предметные стекла, пипетки, пробирки.

ПЛАН:

  1. Актуализация знаний, умений и навыков
  2. Изучение нового материала:
  3. Проведение лабораторной работы:
  4. Закрепление пройденного материала:
  5. Выводы
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Актуализация знаний, умений и навыков

Тест

Выполнить только тест.

2. Изучение нового материала

Тема: «Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших».

Проблемный вопрос: Чем одноклеточный организм  отличается от многоклеточного?

Учитель

Ученик

Простейшие самые маленькие животные, почему их так называют

Они просто устроены, их тело состоит из одной клетки.

Правильно. Но, несмотря на простоту строения, это настоящие животные. Назовите признаки живого.

Способность к размножению, обмену веществ  и энергии, клетка как целостный организм  способна дышать, питаться, расти, развиваться, выделить во внешнюю среду продукты обмена веществ, умирать.

Как устроена клетка простейших?

Оболочка, цитоплазма, ядро, органы особого назначения.

Есть отличия в основе строения клеток, растений, животных, грибов?

План строения клеток всех организмов одинаков, т.к. все органы имеют единое происхождение.

На доску повесить картинки

У саркодовых ложноножки, псевдоподии – выросты цитоплазмы

Жгутиковые один  или несколько жгутиков

Инфузории – многочисленные реснички

Учитель

Ученик

Организация проверки изученного на прошлом уроке материала с заполнением таблицы №1 (5-6 мин)

Делятся на 2 варианта. Работают в парах, заполняя таблицу, один амебу, другой эвглену.

Таблица №1

 

Признаки

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Форма тела

Органоиды движения

Ядро

Сократительная вакуоль

Пищеварительная вакуоль

Глазок

Хлоропласты

Способ питания

Ротовое отверстие

Порошица

 

 

 

Выборочно проверяет несколько ответов по ходу дополнения (2 мин)

Взаимопроверка в парах друг друга

Выполнения лабораторной работы.

Лабораторная работа «Строение и жизнедеятельность инфузории туфельки».

3. Изучение строения типа инфузории

Учитель

Ученик

А) Организация лабораторной работы с постановкой проблемы -7 мин

А) Лабораторная работа «Строение и жизнедеятельность инфузории туфельки».

1.Расмотрите воду в пробирке. Видны ли в ней какие – то животные?

Нет

2. Настройте микроскоп

 

3. Приготовите микропрепарат ( на предметное стекло поместите немного воды и каплю воды из пробирки)

 

4.Расмотрите микропрепарат. Что вы обнаружили?

Там есть живое существо, их несколько.

5.Передвигается ли увиденное существо?

Да

6.какая у него форма, что напоминает? Предложите название.

Правильно, инфузория-туфелька.

Вытянутая, овальная «след, стопу, туфельку» и.т.д.

7.Как вы думаете как она питается, дышит, размножается

Как и все простейшие – амеба и эвглена гетеротрофно, т.к. нет хлоропластов, дышит всей поверхностью тела, делиться делением на 2 части.

Молодцы, ребята!

 

8.Произошли ли какие прогрессивные черты у инфузории туфельки по сравнению с амебой обыкновенной?

 

Чтобы ответить на этот вопрос и заполнить графу в сравнительной таблице работаем с учебником и рисунками.

Работа с учебником. Читаю текст, находят недостающую информацию и заполняют таблицу.

Работа с учебником, заполнение таблицы 4-5 мин.

Выводы по вопросу 8 и таблицы

Все одноклеточные организмы имеют сходство и различия

5. Изучение строения споровиков – малярийный плазмодий (4 мин)

Учитель

Ученик

А) Прослушивают сообщение ученика, и дополняют материал

А) Сообщение учащихся -3-2 мин о малярийном плазмодии и мерах профилактики

Б) Рассказ о значении прививок для здоровья человека (1-2ми)

Б) Рассматривание строения и схемы развития малярийного плазмодия

6. Значение простейших в природе и жизни человека (6-7 мин)

Учитель

Ученик

Простейших на Земле более 40 тыс видов. Их не видно невооруженным глазом, однако они оказывают огромное влияние на окружающею среду и жизни человека.

А) работа с текстом учебника – составление схемы опоры.

Давайте попробуем составить схему-опору по вопросу значение простейших.

 

Б) Схема-опора

Закрепление пройденного материала

Работа с книгой, решение тестов.

7. Выводы

1) Организм одноклеточного животного представлен одной клеткой, которая является целостным организмом.

2) клетки одноклеточных организмов имеют органоиды специального названия: ложноножки, жгутики, реснички, сократительная вакуоль, светочувствительный глазок, клеточная воронка, клеточный рот глотка, или захватывание пищи фагоцитозом или пиноцитозом, органоид выделения порошица.

3) Обладают важной особенностью инцистирование.

4) Размножаются бесполым и половым путем.

5) В современной систематике разделяют типы.

  • саркожгутиконосцев
  • споровики
  • ресничные

6) Многие простейшие играют важную роль

  • в пищевых целях
  • образуют пласты горных пород

7) Некоторые приносят вред

  • паразиты

Домашнее задание

  • Стр. 92-97 изучить;
  • Повторить гл.1-3;
  • Подготовиться к контрольной работе.

Приложение