Актуальность групповой работы в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: ФГОС, групповая работа


С введением ФГОС изменились цели современного образования.

Задача педагога - воспитать ученика, умеющего быстро и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, научить детей учиться, сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией. Необходимо искать пути для того, чтобы воспитать и развивать в ребенке активную, смелую и решительную личность.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в  группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Работа в группах способствует развитию ряда коммуникативных умений: умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий):

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах. Результат зависит от состава и организации работы. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  • баланс ролей,
  • четкость целей,
  • согласованность задач, поставленных перед каждым членом,
  • ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка,
  • воспитание поддержки и взаимного доверия.

Этапы работы над проектом

Проблема (постановка целей и задач проекта) – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация - Анализ результатов.

Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного  проектирования. прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотренной проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.

На планирующем этапе дети анализируют, что они знают по данной теме и что хотят узнать. Обсуждаются и заполняются две графы таблицы (последняя колонка заполняется на этапе анализа результатов проекта), идет выбор подтем, формирование творческих групп.

Мы знаем      Мы хотим узнать      Мы узнали

При распределении ролей в проектах, помимо пожеланий детей, рекомендуется учитывать известные педагогу способности учащихся и их психологические особенности. Вопрос иерархии в проектах вопрос деликатный и, с одной стороны, его решение позволяет создать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничать в коллективе, а с другой стороны - требуется тщательное наблюдение за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения.

После того, как группы скомплектованы, начинается осуществление поисковой деятельности, информирование друг друга о ходе работы, коллективное решение проблем.

Учитель консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей, настаивает на позитивную и сплоченную групповую работу.

Правила совместной работы:

  1. Работать дружно, т.е. быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
  2. Работать по плану (сверять дела с планом);
  3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;
  4. Качественно выполнять работу;
  5. Каждый из членов группы должен уметь защищать как общее дело, так и своё.

Одним из самых важных моментов в организации групповой работы является деление класса на группы. Предлагаю следующие способы:

  • по желанию учащихся,
  • по определенному признаку,
  • по выбору лидера,
  • по выбору учителя,
  • случайным образом.

Заключительный этап проекта представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности. Затем подводится итог всей работы.

Образец работы над групповым проектом "Басни И.А.Крылова" в 4 классе.

Проблема - Что мы знаем о баснях и что хотим узнать?

Особенности басен, крылатые выражения, самые известные и популярные басни, басни осетинских писателей.

Планирование - Деление на группы, каждая группа получает определенное задание, составление плана работы.

Поиск информации - Самостоятельная работа учащихся по группам. Творческая группа иллюстрирует басни. Проводится конкурс на лучшее сочинение по басням. Представление презентации.

Анализ результатов - Подведение итогов. Что мы узнали.

Также, один из интереснейших видов групповой работы, который я часто использую следующие приемы:

«Зигзаг»

Учащиеся организуются в группы по 5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому ,что узнали сами, других членов группы. Те в свою очередь докладывают о своей части задания.

«Карусель»

Формулируются вопросы или задания по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы формата А3 с написанными на них вопросами или заданиями (по одному на каждом).

Приведу пример.

Тема урока русского языка «Части речи» (обобщение), вместе с детьми выделяются 3 группы (можно больше) в зависимости от цели и задач урока:

  • 1-я: «Имя существительное»,
  • 2-я: «Имя прилагательное»,
  • 3-я: «Глагол».

Каждая группа, работая коллективно, пишет свое сочинение.

  • 1-я: «Что я знаю об имени существительном?»
  • 2-я: «Что я знаю об имени прилагательном?»
  • 3-я: «Что я знаю о глаголе?»

По сигналу учителя листы передают по часовой стрелке другой группе. Ученики проверяют полученную информацию от другой группы, при необходимости дополняют информацию, передают следующей группе. В результате каждая группа получает свою работу с дополнениями, соглашается с ними, либо отвергает их и оформляет окончательный вариант работы. Далее представитель от каждой группы (докладчик) отчитывается за выполненную работу.

Мои рекомендации учителю

В заключение несколько рекомендаций и советов учителю по организации групповой работы:

  • разумеется, нет необходимости включать групповую работу в каждый урок.
  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • групповая работа должна занимать не более 10-15 минут в I–II классах, не более 20-30 минут – в III–IV классах;
  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда.
  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Работа по данной теме еще не закончена. Считаю, что в дальнейшем она расширит и углубит мой педагогический опыт, который будет полезен также коллегам - учителям начальных классов других школ.

Таким образом, групповые виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному процессу. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Литература

  1. Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после.- 2011.- №5.- С.75-78.
  2. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1251.
  3. Групповые формы работы, как возможность организации деятельностного обучения на уроке. Режим доступа: [http://psh.tom.ru/index.php/component/]
  4. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома "Первое сентября".- 2010.- №4.- С.3-5.
  5. Использование групповых технологий на уроках в начальной школе: Презентация. Режим доступа: [http://myshared.ru/slide/41841]