С введением ФГОС изменились цели современного образования.
Задача педагога - воспитать ученика, умеющего быстро и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, научить детей учиться, сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией. Необходимо искать пути для того, чтобы воспитать и развивать в ребенке активную, смелую и решительную личность.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
Работа в группах способствует развитию ряда коммуникативных умений: умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий):
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах. Результат зависит от состава и организации работы. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
- баланс ролей,
- четкость целей,
- согласованность задач, поставленных перед каждым членом,
- ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка,
- воспитание поддержки и взаимного доверия.
Этапы работы над проектом
Проблема (постановка целей и задач проекта) – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация - Анализ результатов.
Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. прежде всего, мы формируем и развиваем умение планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом. Затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других, потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотренной проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.
На планирующем этапе дети анализируют, что они знают по данной теме и что хотят узнать. Обсуждаются и заполняются две графы таблицы (последняя колонка заполняется на этапе анализа результатов проекта), идет выбор подтем, формирование творческих групп.
Мы знаем Мы хотим узнать Мы узнали
При распределении ролей в проектах, помимо пожеланий детей, рекомендуется учитывать известные педагогу способности учащихся и их психологические особенности. Вопрос иерархии в проектах вопрос деликатный и, с одной стороны, его решение позволяет создать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничать в коллективе, а с другой стороны - требуется тщательное наблюдение за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения.
После того, как группы скомплектованы, начинается осуществление поисковой деятельности, информирование друг друга о ходе работы, коллективное решение проблем.
Учитель консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей, настаивает на позитивную и сплоченную групповую работу.
Правила совместной работы:
- Работать дружно, т.е. быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
- Работать по плану (сверять дела с планом);
- Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;
- Качественно выполнять работу;
- Каждый из членов группы должен уметь защищать как общее дело, так и своё.
Одним из самых важных моментов в организации групповой работы является деление класса на группы. Предлагаю следующие способы:
- по желанию учащихся,
- по определенному признаку,
- по выбору лидера,
- по выбору учителя,
- случайным образом.
Заключительный этап проекта представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности. Затем подводится итог всей работы.
Образец работы над групповым проектом "Басни И.А.Крылова" в 4 классе.
Проблема - Что мы знаем о баснях и что хотим узнать?
Особенности басен, крылатые выражения, самые известные и популярные басни, басни осетинских писателей.
Планирование - Деление на группы, каждая группа получает определенное задание, составление плана работы.
Поиск информации - Самостоятельная работа учащихся по группам. Творческая группа иллюстрирует басни. Проводится конкурс на лучшее сочинение по басням. Представление презентации.
Анализ результатов - Подведение итогов. Что мы узнали.
Также, один из интереснейших видов групповой работы, который я часто использую следующие приемы:
«Зигзаг»
Учащиеся организуются в группы по 5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому ,что узнали сами, других членов группы. Те в свою очередь докладывают о своей части задания.
«Карусель»
Формулируются вопросы или задания по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы формата А3 с написанными на них вопросами или заданиями (по одному на каждом).
Приведу пример.
Тема урока русского языка «Части речи» (обобщение), вместе с детьми выделяются 3 группы (можно больше) в зависимости от цели и задач урока:
- 1-я: «Имя существительное»,
- 2-я: «Имя прилагательное»,
- 3-я: «Глагол».
Каждая группа, работая коллективно, пишет свое сочинение.
- 1-я: «Что я знаю об имени существительном?»
- 2-я: «Что я знаю об имени прилагательном?»
- 3-я: «Что я знаю о глаголе?»
По сигналу учителя листы передают по часовой стрелке другой группе. Ученики проверяют полученную информацию от другой группы, при необходимости дополняют информацию, передают следующей группе. В результате каждая группа получает свою работу с дополнениями, соглашается с ними, либо отвергает их и оформляет окончательный вариант работы. Далее представитель от каждой группы (докладчик) отчитывается за выполненную работу.
Мои рекомендации учителю
В заключение несколько рекомендаций и советов учителю по организации групповой работы:
- разумеется, нет необходимости включать групповую работу в каждый урок.
- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
- групповая работа должна занимать не более 10-15 минут в I–II классах, не более 20-30 минут – в III–IV классах;
- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда.
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Работа по данной теме еще не закончена. Считаю, что в дальнейшем она расширит и углубит мой педагогический опыт, который будет полезен также коллегам - учителям начальных классов других школ.
Таким образом, групповые виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному процессу. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Литература
- Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после.- 2011.- №5.- С.75-78.
- Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1251.
- Групповые формы работы, как возможность организации деятельностного обучения на уроке. Режим доступа: [http://psh.tom.ru/index.php/component/]
- Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома "Первое сентября".- 2010.- №4.- С.3-5.
- Использование групповых технологий на уроках в начальной школе: Презентация. Режим доступа: [http://myshared.ru/slide/41841]