Основные направления работы по профилактике девиантного поведения младшего школьного возраста

Разделы: Коррекционная педагогика

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники, профилактика девиантного поведения


Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных форм девиантного поведения и вовлечению в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. В сознании многих учеников стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной и противоправной деятельности, криминального образа жизни в целом. [3, 8]

Даже в самом развитом, высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы абсолютно все его члены строго и повсеместно следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им социальные роли. В любом обществе всегда происходит какое-либо нарушение этих норм, правил и ролей, с которыми общество не может мириться. Такие социальные отклонения называются отклоняющимся, или девиантным поведением.

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. [1]

Рост числа различных видов девиантного поведения, в основе которых лежит процесс социальной дезадаптации детей, приобретает все более широкие масштабы, вырастая в серьезную социальную проблему, которая требует глубокого научного осмысления и незамедлительной практической коррекции. Проработав много лет в начальной школе микрорайона «Эллинг», который считается достаточно неблагополучным, мы пришли к выводам, что за последние годы увеличилось число учащихся, которых можно отнести к «группе риска». Часто приходится наблюдать неадекватное поведение ученика младшего школьного возраста на замечание взрослых, жестокость по отношению к своим сверстникам, использование в разговорной речи нецензурной брани, склонность к насилию. Зачастую данная категория ребят не может дать объяснения своим поступкам. Появление таких учащихся в классе настораживает. Таких ребят приходится сразу же брать на персональный контроль и выстраивать индивидуальную работу по коррекции воспитания. Проводится анкетирование среди родителей и детей, призванное выявить сферу интересов ребёнка, определить, о чём он думает и что его волнует. Как правило, при грамотной организации беседы («по душам») дети искренни, готовы рассказать, чем они обеспокоены, что их волнует, как они живут, что происходит в их семьях. Главное – вовремя помочь такому ребёнку, поддержать его. На наш взгляд, основная задача учителя с таким ребёнком – сделать всё, чтобы проступок не вырос в преступление.

При работе с родителями зачастую приходится учить их, взрослых людей, воспитывать собственных детей, жить с ними вместе, а не «рядом». Подсказывать им, что время от времени необходимо внимательно всматриваться в своего ребёнка. Задавать себе вопросы, вдумчиво, объективно и честно отвечать на них. Тогда многое становится яснее. Что делали не так, что упустили, что необходимо наверстать. Если родителям удастся своевременно всмотреться в ребёнка, задуматься, принять меры по навёрстыванию упущенного, значит, им удастся предупредить детскую нервность или трудность. Перевоспитывать в более старшем возрасте, когда нервность или трудность уже фиксированы, – тоже самое, как говорили древние мудрецы, что начинать копать колодец, когда уже мучит жажда. [7, 5]

Следует, однако, отметить, что при проведении коррекционно-воспитательной и профилактической работы с детьми младшего школьного возраста в общеобразовательной школе, безусловно, существует своя специфика. На наш взгляд, лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное, организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда проступок уже совершен. [5]

При этом в процессе коррекции рекомендую реализовывать следующие функции:

1. воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у ребёнка до появления девиантности, через обращение к воспоминаниям о его добрых делах;

2. компенсаторная – формирование у ученика стремления компенсировать недостатки социально одобряемой деятельностью там, где он может добиться успехов, в чём он сможет реализовывать свои способности и, главное, потребность в самоутверждении;

3. стимулирующая – активизация положительной социально-полезной предметно-практической деятельности ребёнка, посредством заинтересованного, эмоционального отношения к личности маленького человека и его поступкам;

4. корректирующая – исправление негативных качеств ребёнка и применение методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения.

Приемы коррекционно-воспитательного взаимодействия для детей младшего школьного возраста с девиантным поведением общие. Это и оптимизация требований к ученику для адаптирования его в непростом мире людей; это и вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения; организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, разработка мер поощрения; демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, пример родителей, референтных взрослых, кино- и мультгероев, художественная литература, периодика, биография и др.).

При этом следует отметить, что при проведении коррекционно-воспитательной и профилактической работы с детьми младшего школьного возраста в общеобразовательной школе, безусловно, своя специфика. Опираясь на свою эмпирическую базу, можем назвать основными причинами дезадаптации младших школьников, лежащими в основе их девиантного поведения, следующий ряд факторов:

  • дисфункциональность семьи (неполные семьи, неблагополучные: пьющие родители, семьи, в которых воспитанием занимаются не родители, а лица, их заменяющие);
  • личностные особенности (патохарактерологические, психические);
  • школьная дезадаптация;
  • воздействие асоциальной среды;
  • снижение воспитательного потенциала семьи, среды.

Хочется отметить, что причиной социальной дезадаптации выступает не одна из возможных причин, а их комплексная совокупность. Часто приходится сталкиваться с тем, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье: родители ведут аморальный образ жизни, это происходит на глазах ребёнка. Подобная обстановка приводит к нежелательным изменениям в сознании, а затем и в поведении такого ученика, в резком снижении воспитательного потенциала семьи, родителей. Ученики из таких семей становятся замкнутыми, необщительными, раздражительными. Многолетний опыт работы показывает, что чаще всего причины девиантного поведения кроются именно в семье. В семье ребенок усваивает основные ценности, нормы, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера его психики. Дефекты семейного воспитания, отразившиеся на ребёнке в раннем возрасте очень трудно исправимы.

Из опыта работы по проблемам семейного воспитания видно, что почти всегда родителей волнует поведение ребенка, но очень редко они задумываются над тем, какую роль при этом играет их собственное поведение. В то же время давно доказано и стало общепринятым мнение, что поведение родителей влияет на поведение ребенка. Прослеживаются устойчивые закономерности: родители являются для ребенка значимыми, референтными людьми, тип их поведения является моделью для подражания (даже если ребенок в душе осуждает родителя, его манеру поведения, он поневоле подражает ему, т.к. «репертуар» уже знаком и изучен). Если определенные поведенческие реакции ребенка вызывают неодобрительную оценку со стороны родителей, ребенок стремится к изменению. Позитивное отношение родителей к поведенческим проявлениям ребенка является поддержкой формирования у него адекватного типа поведения. Сплоченная семья способствует развитию у ребенка высокой самооценки. Родители в глазах ребенка всегда успешны, являются для него эталоном поведения. Такой ребенок меньше подвержен стрессу. Его поведение отличается от поведения ребенка, находящегося в депрессивном состоянии, которое характеризуется пассивностью, неуверенностью в себе, неумением противостоять влиянию со стороны других людей, боязнью выразить свое мнение. [7, 4]

В своей работе чаще всего сталкиваемся с семьями, в которых преобладают авторитарные стили родительского поведения. Поведение детей авторитарных родителей сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью, элементами фрустрации, социальной пассивностью. Если же поведение родителей сочетает заботу и контроль, заинтересованность и требовательность, то у ребенка формируется социальная активность, открытость, позитивная направленность на окружающих, более высокие стандарты поведения. Ребёнку нужно тепло, человеческое участие, это ничем не заменишь. Дело не столько в материальном благосостоянии родителей или их высоком положении в обществе, сколько в том, как они воспитывают своих детей. Там, где детям с раннего возраста прививаются навыки самостоятельности и ответственности, где дети лишаются возможности злоупотреблять заработанными их родителями средствами, где есть теплота и внимание, там дети вырастают здоровыми, обычными детьми.

Образ жизни семьи во многом связан с её материальным положением, но, даже имея хороший материальный достаток, многие семьи переживают духовный кризис в отношениях, как между супругами, так и в отношениях с детьми. Уровень общения переходит на узко ориентированный (еда, одежда, дом), деградирует культура общения в семье. Чаще всего проблемы с детьми бывают в семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания или наоборот – попустительский, где наблюдается эмоциональная отверженность ребенка либо гиперопека. Такие семьи встречаются нередко. Попустительский стиль воспитания не менее опасен для ребёнка – нередко такой ученик и в классе провоцирует конфликты, стремясь хоть как-то привлечь внимание к себе, к своему внутреннему неблагополучию. В таких случаях я не просто присматриваюсь к ребёнку, но и стремлюсь привлечь его к беседе, честному разговору о нём. Зачастую причиной такого неблагополучия, которая вскрывается в личных беседах с ребёнком, является перекладывание ответственности за всё, что думает и делает маленький человечек, который только учится жить, на него же. Попустительский стиль воспитания в основе своей содержит безответственное поведение родителей, нередко попросту не готовых воспитывать ребёнка в силу собственной инфантильности, социальной незрелости. Работа с такими детьми намного сложнее, чем работа с детьми авторитарных родителей – в ребёнке вырабатывается циничное отношение ко всему. И такие «волчата» требуют куда больше простой душевной теплоты, заботы, да и просто терпения: недоверчивые и боязливые, они готовы в любой момент спровоцировать конфликт. [6, 8]

Негативно сказывается, когда на ребенка вешают ярлыки: «жертва судьбы», «несчастный», «невыносимый» или «самый лучший». Особое внимание следует обращать на семьи, где у родителей наблюдается тревожность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость или если родители (или один из них) – «холодные рационалисты».

На ребёнка воздействует всё: добры или нет родители; удовлетворены они жизнью или завидуют всем и каждому; оптимисты или всегда «смертельно усталые» и им «всё надоело». Для него не безразлично, что у них разные характеры, к чему они стремятся, что предпочитают и что любят, чему радуются, печалятся, как негодуют, чего опасаются. Ребёнок всё видит, слышит, по-своему воспринимает и перерабатывает, на него воздействует буквально всё, и это само по себе – воспитание. Ответа требует только одно: как его всё это воспитывает? Неприятие ребёнка приводит, в конце концов, к неприятию родителей. Возникает взаимное отчуждение, что, в свою очередь, усугубляет взаимное неприятие. [7]

Часто родители не ищут помощи у психологов и педагогов, считая свою семью вполне благополучной. Для них правонарушение, совершённое их ребенком – полная неожиданность, событие, не имеющее причин. Они могут видеть причину во влиянии улицы, школы, но очень редко в собственных ошибках в воспитании.

Для того чтобы профилактика и работа с такими детьми приносили плоды, «срабатывали», они должны быть включены в сознание ребёнка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия. Беседы «по душам» не просто педагогический приём, это честный разговор учителя с маленьким человеком о его недетских проблемах. Эффективным является привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий. Включая родителей в такие мероприятия, я помогаю детям увидеть и почувствовать, что их судьба не безразлична их родителям, а родителям – научиться взаимодействовать и сопереживать своим детям, выражать свою заботу и любовь. Как горят глаза этих ребятишек, когда их родители приходят в школу! Как они гордятся ими, принимающими участие в их, детской, такой сложной и многогранной жизни, их учёбе и досуге.

Многолетний опыт работы показывает, что привлечение детей «группы риска» и их семей в различные мероприятия дает положительные результаты, так как ребенок не чувствует себя ущемленным. Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки. Важно дать детям возможность почувствовать, что они нужны и полезны семье, людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим. Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основная моя задача, как учителя начальных классов, привить эти качества детям. Грамотно спланировав учебно-воспитательный процесс, который включает в себя не только работу с детьми, но и с родителями, можно предупредить девиации как у самого ребёнка, так и в его семье. Не скучное, не формальное проведение родительского всеобуча, участие родителей и детей в спортивных мероприятиях, совместный отдых за городом позволяют изменить и родительские установки по отношению к своим детям – научить родителей искренне и честно выражать своё отношение, проявлять участие, не бояться быть откровенными в своих чувствах.

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье и школе, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами – все это отражается на ребенке. И если мы исключим обаяние плохого влияние, если мы будем бережно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых – пусть эти руки будут заботливыми, разумными и справедливыми!

Список литературы

  1. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.
  2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
  3. О Концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях. Решение Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации от 07.07.1998 г. №1/1. // Семья в России, 1998. - №3-4. - С.125-148.
  4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ.
  5. Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей //Семья в России, 1997. – №2. - С.90-102.
  6. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. /Под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.: ил.
  7. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков. //Социологические исследования. - №2, 2001. – С.87-92.
  8. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432с.