Урок-игра «Помним! Гордимся! Чтим!» (Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в монументальном искусстве)

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Класс: 10

Ключевые слова: урок-игра, Отечество, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


«Слава вам, храбрые, слава, бессмертные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестью жившие, смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрет».
Р.Рождественский

Класс: 10 класс.

Название раздела: «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.».

Роль и место данного раздела в курсе: раздел «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.» изучается в курсе «История России» 10 класс – учебник «История России. 10 класс. Базовый и углубленный уровни» под ред. академика РАН А.В.Торкунова.

Цели и задачи урока:

  1. Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории своей страны.
  2. Обобщить и систематизировать знания учащихся об истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
  3. Способствовать сохранению исторической памяти, всесторонней популяризации семейных ценностей, укреплению мира и связи поколений.
  4. Развивать коммуникативные умения и навыки учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).

Тип урока: обобщение, систематизация и контроль знаний.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные:

  • Научатся:
    • организовывать свою трудовую деятельность в цифровой среде;
    • определять свои отношения с одноклассниками.
  • Получат возможность научиться:
    • обобщать и систематизировать материал по истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.;
    • приобретут опыт анализа конкретных исторических фактов и событий; высказывать собственное мнение, суждения.

2. Метапредметные УУД:

  • Познавательные:
    • самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;
    • используют общие приёмы решения поставленных задач.
  • Коммуникативные:
    • участвуют в коллективном обсуждении проблем;
    • проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Регулятивные:
    • планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

3. Личностные УУД:

  • Понимают значение исторических знаний для человека и принимают их.
  • Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация «Поклонимся великим тем годам!»;
  • выставка книг «Никто не забыт, ничто не забыто»;
  • интерактивная карта «Великая Отечественная война» (1941-1945 гг.);
  • гимн «Бессмертный полк» (муз. и сл. В.Моцардо) в исполнении В.Ланового https://www.youtube.com/watch?v=HZmCRTqJ6C4 (дата обращения: 03.01.2020);
  • штендеры с изображениями родственников, участников Великой Отечественной войны;
  • грамоты и сувениры для награждения команд;
  • многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.

Основные понятия и термины: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., патриотизм, героизм, Отечество, Родина, монументальное искусство, монументальная скульптура, монумент, скульптор-монументалист.

Форма проведения урока: дидактическая интеллектуальная игра.

Подготовка к уроку: За две недели до урока класс делится на три команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

Домашнее задание:

Посетите виртуальные экскурсии на следующих сайтах:

  1. https://stalingrad-battle.ru/docs/kurgan/tour_kurgan.html – ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»: виртуальный тур «Мамаев курган».
  2. https://gorod3d.info/katalog/pamyatniki/monument-tyl-i-front.html – Город 3D: виртуальный тур «Монумент «Тыл - Фронту» в Магнитогорске».
  3. https://www.visitberlin.de/de/sowjetisches-ehrenmal-treptow – Монумент «Воин-освободитель» в Трептов-парке (г. Берлин).

Изучите песни военных лет и современные песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Этапы урока-игры:

  1. Представление команд.
  2. Конкурс «Исторические пазлы».
  3. Конкурс «Меч Победы» (Великая Отечественная война в мемориальной культуре).
  4. Конкурс «Великий подвиг в памяти народной».
  5. Конкурс капитанов «Миру – мир!».
  6. Конкурс «Живая память поколений».

Ход интеллектуальной игры

Организационный момент

Сегодня мы проведем повторительно-обобщающий урок в форме интеллектуальной игры «Помним! Гордимся! Чтим!», где будет выявлена лучшая команда и награждены победители.

Объяснение правил игры: в игре принимают участие учащиеся 10 класса, разделенные на три команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

Выявляется победитель (команда).

Ученики, активно принимавшие участие в интеллектуальной игре, получают оценки.
Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри интеллектуальной игры: администрация школы, родители учеников, учащиеся старших классов.

Интеллектуальная игра приобретает характер общественного смотра знаний.

Вы посетили виртуальную обзорную экскурсию по экспозиции ФГБУК «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» («Музей Победы»), познакомились с песнями военных лет и современными песнями о ВОВ.

Я надеюсь, что вы узнали много нового и интересного для себя. Вооружившись этими знаниями, вы сможете принять достойное участие в уроке-игре.

Вступительное слово учителя: Праздник 75-летия Победы. Это итог великого подвига народа на фронте и в тылу. 1418 дней шла война. Ни одного из этих дней, тяжелого или радостного, нельзя вычеркнуть из великой летописи нашей Победы. Солдат и маршал на фронте, рабочий у станка, крестьянка в поле, политрук в огненной атаке и учитель в школьном классе делали одно общее дело, приближая желанный час.

Велика летопись народного Подвига, свершенного во имя Победы. Но она продолжает пополняться и ныне, ибо история – это немеркнущая память живых участников событий, это благодарная память потомков.

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. стала катализатором развития искусства в нашей стране. Особое значение приобрело монументальное искусство.

Монумент – (от лат. monumentum «воспоминание; памятник», от гл. monere «напоминать») памятник значительных размеров, предполагающий масштабное, ансамблевое художественное решение.

Произведения монументального искусства (скульптурные монументы, памятники историческим событиям и лицам, мемориальные ансамбли, посвященные эпохальным событиям в жизни народа) было принято воздвигать еще с древних времен. Выдающиеся произведения монументального искусства связаны с глубоким пониманием проблем мира и войны, жизни и смерти.

Монументальное искусство, посвященное Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., стремилось отразить патриотический подъем народа: военные сцены и героический труд в тылу. Уникальным триптихом (произведением искусства, состоящим из трех частей) в скульптуре стала серия монументов с «Мечом Победы» в разных городах. О том, что объединяет известные памятники в Магнитогорске, Волгограде и Берлине мы и узнаем на сегодняшнем уроке.

Этапы дидактической игры

Представление команд (название, эмблема, девиз)

За две недели до урока класс делится на три команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз и эмблему, используя инструменты образовательного ресурса LearningApps.org – «Доска объявлений» (текст, рисунки, аудио, видео).

Конкурс «Исторические пазлы»

Задание для команд №1, 2, 3:

Соберите из магнитных пазлов известные монументы, посвященные Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., расположенные в Магнитогорске, Волгограде и Берлине. Как они называются и кто их авторы?

Ответ:

Команда №1:

Монумент «Тыл – фронту» – монумент памяти Великой Отечественной войны в городе Магнитогорске. Авторы: скульптор – Л.Н.Головницкий, архитектор – Я.Б.Белопольский.

Команда №2:

Монумент «Родина-мать зовёт!» – композиционный цент памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенном на Мамаевом кургане в городе Волгограде. Авторы: скульптор – Е.В. Вучетич, инженер – Н.В.Никитин.

Команда №3:

Монумент «Воин-освободитель» – памятник советским воинам, которые погибли во время штурма немецкой столицы, расположен в берлинском Трептов-парке. Авторы: скульптор – Е.В.Вучетич, архитектор – Я.Б.Белопольский.

На многофункциональную интерактивную панель с сенсорным экраном выводятся изображения трех знаменитых монументов, названных учащимися.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Задание для команд №1, 2, 3:

Что объединяет все эти монументы?

Ответ: Меч Победы.

Конкурс «Меч Победы» (Великая Отечественная война в мемориальной культуре)

Задание для команд №1, 2, 3:

Расскажите об истории создания монумента, который выбрала Ваша команда.

Ответ:

Команда №1:

Монумент «Тыл – фронту» открыт в 1979 году в городе Магнитогорске так как, по статистике каждый третий снаряд, и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла. Поэтому было принято решение о возведении памятника именно здесь в городе трудовой доблести и славы. Монумент «Тыл – фронту» представляет собой двухфигурную композицию рабочего и воина. Рабочий ориентирован на восток, в сторону Магнитогорского металлургического комбината. Воин – на запад, в сторону, где во время войны находился враг. 15 метровый бронзовый монумент символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне. На скульптуре рабочий передает меч советскому воину.

Команда №2:

Монумент «Родина-мать зовёт!» создан в 1959 году и представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом. Монумент находится на Мамаевом кургане в Волгограде (Сталинграде) – городе нашей славы, городе-солдате, городе-герое. «Родина-мать зовёт!» одна из самых высоких статуй мира (высота 85 м), высочайшая статуя России и Европы.

Команда №3:

Монумент «Воин-освободитель» открыт 8 мая 1949 года в Берлине. С тридцатиметровой высоты на мирный город смотрит бронзовая статуя советского воина-освободителя, на руках солдат держит ребенка. За известным памятником – жизненная история сибиряка Николая Масалова, который в апреле 1945 года спас из-под шквального огня маленькую немецкую девочку. Один из многочисленных подвигов простого солдата до глубины души тронул Евгения Вучетича, и его проект был признан лучшим среди 33 работ, представленных на конкурс. Памятник возвышается на постаменте из трофейного гранита. Камень был заготовлен на берегу Одера по приказу Гитлера для строительства памятника победы… над Советским Союзом. Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасенную им немецкую девочку.  Монумент «Воин-освободитель» является символом победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне, и освобождения народов Европы от нацизма.

На многофункциональную интерактивную панель с сенсорным экраном выводятся изображения трех монументов, о которых рассказали учащиеся.

Рисунок 4

Общее задание для команд №1, 2, 3:

Какова идея представленных монументальных памятников – «Триптих Победы»?

Ответ: Все три монумента объединяет один общий элемент – «Меч Победы».

«Меч Победы» – это аллегорический символ победы над врагом – был выкован на Урале, поднят на Волге и победно опущен в Германии. Такова идея композиции, воплотившаяся в знаменитых скульптурах: «Тыл - фронту» в Магнитогорске, «Родина-мать зовёт!» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Берлине.

Конкурс «Великий подвиг в памяти народной»

Задание для команд №1, 2, 3:

Н.В.Гоголь назвал три рода искусства скульптуру, живопись и музыку, тремя сестрами, посланными Богом, чтобы «украсить и усладить мир». Назовите, в каких литературных и музыкальных произведениях отражены монументы, о которых вы рассказывали?

Ответ:

Команда №1: Монумент «Тыл – фронту».

1. Стихотворение «Труженики тыла» Н.Севостьянова.

Труженики тыла,
Вы не воевали,
Но до капли силы
Фронту отдавали!

Сутками с завода
Вы не выходили,
Фронту и народу
Вы оплотом были!

Женщины, подростки
У станков стояли,
Но мужскую, взрослую
Норму выполняли!

Токари-мальчишки
Воевать мечтали,
Трудовые книжки
Их не отпускали…

Всю войну бессменно
У станков ребята,
Ведь завод – военный,
И они – солдаты!

2. Песня «День Победы» муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова

… Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели –
Этот день мы приближали как могли…

Команда №2: Монумент «Родина-мать зовёт!».

1. Стихотворение Н. Палькина «Мать».

По Мамаеву кургану
Днем и ночью ходит МАТЬ:
«Вы скажите, добры люди,
Где мне сына отыскать?!»

Ей в ответ вздыхает Волга:
«Крепко спит в земле герой!
Не буди его напрасно!
И ступай себе домой!»

Повернулась! Распрямилась!
Непреклонна и горда! –
«Не гони меня отсюда!
Не уйду я никуда!
Встану камнем на кургане!
Подыму СВЯЩЕННЫЙ МЕЧ!
И останусь возле сына!
Чтоб покой его сберечь!»

И стоит она над Волгой!
И ликуя, и скорбя!
И все МАТЕРИ погибших
Видят в ней самих себя.

2. Песня «На мамаевом кургане тишина…» муз. А.Пахмутова, сл. В.Боков.

Команда №3: Монумент «Воин-освободитель».

1. Стихотворение Г. Рублёва «Памятник».

… И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.

2. Песня «Монолог Памятника советскому солдату» сл. А. Киселев.

Конкурс капитанов ««Миру – мир!»

На многофункциональную интерактивную панель с сенсорным экраном выводится изображение еще одного произведения монументального искусства.

Рисунок 5

Задание для капитанов команд №1, 2, 3:

1. Как называется этот монумент? Кто его автор? Где он находится? Что символизирует эта скульптура?

Ответ: Композиция «Перекуем мечи на орала» работы Е.В. Вучетича в 1957 году стала подарком Советского Союза правительству США в знак дружбы, и по сей день один из символов мира находится у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Мускулистый пахарь тяжелым молотом перековывает оружие в мирный плуг – при работе над этим образом скульптор очень долго искал натурщика, и считается, что лепил Вучетич с олимпийского чемпиона по борьбе Бориса Гуревича. За скульптуру «Перекуем мечи на орала» автор был награжден серебряной медалью Совета Мира и получил Гран-при на выставке в Брюсселе. В аллегорической композиции «Перекуем мечи на орала» рабочий перековывает меч в плуг, а сама скульптура символизирует стремление людей бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Название статуи – призыв к отказу от распрей и вражды, к мирной, созидательной жизни – взято из Старого завета, где предсказывается, что народы мира перестанут воевать. А оружие переделают в плуги и серпы.

Рисунок 6

2. Назовите песни о мире, за мир и для мира, которые пели ваши прадеды.

Ответ:

  • «Если бы парни всей земли» муз. В.Соловьев-Седой, сл. Е.Долматовский.
  • «Бухенвальдский набат» муз. В.Мурадели, сл. А.Соболев.
  • «Пусть всегда будет солнце» муз. А.Островский, сл. Л.Ошанин.
  • «Хотят ли русские войны…» муз. Э.Колмановский, сл. Е.Евтушенко.
  • «Растет в Волгограде березка» муз. Г.Пономаренко, сл. М.Агашиной.
  • «С чего начинается Родина» муз. В.Баснер, сл. М.Матусовского.
  • «Гимн демократической молодежи мира» муз. А.Новиков, сл. Л.Ошанин.

Конкурс «Живая память поколений»

Спасибо героям,
Спасибо солдатам,
Что МИР подарили,
Тогда – в сорок пятом!
Вы кровью и потом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы молоды были,
Сейчас – уже деды.
Мы эту Победу
Вовек не забудем!
Пусть мирное солнце
Сияет всем людям!
Пусть счастье и радость
Живут на планете!
Ведь мир очень нужен –
И взрослым, и детям!
(О. Маслова)

Задание для команд №1, 2, 3:

Назовите известные вам произведения монументального искусства, посвященные Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Ответ:

  1. «Монумент героическим защитникам Ленинграда» – скульптор М.Аникушин, архитекторы В. Каменский, С. Сперанский (г. Санкт-Петербург).
  2. Монумент «Мать-Родина» на Пискаревском мемориальном кладбище – скульпторы В.Исаева, Р.Таурит, архитекторы А.Васильев, Е.Левинсон  (г. Санкт-Петербург).
  3. Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алеша») – скульптор И. Бродский, архитектор И. Покровский (г. Мурманск).
  4. Мемориал «Героям-панфиловцам» («Подвигу 28») – скульпторы Н.Любимов, А.Постол, В.Федоров, архитекторы В.Датюк, Ю.Кривущенко, И.Степанов (Дубосеково, Волоколамский район, Московская область).
  5. Монумент «Героям битвы под Москвой» – скульпторы А.Постол, В.Глебов, Н.Любимов, В.Федоров, архитекторы Ю.Кривущенко, А.Каминский (Перемиловская высота, Яхрома, Московская область).
  6. Мемориальный комплекс «Журавли» – архитектор Ю.Менякин (г.Саратов).
  7. «Монумент Победы» – скульптор З.Церетели, архитекторы Л.Вавакин, В.Будаев (Поклонная гора, г. Москва).

Задание для команд №1, 2, 3:

Песни о войне всегда будут напоминать нам, какой героический подвиг совершил наш народ в борьбе с фашизмом. Исполните современные песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Ответ:

  • «Спасибо, деды, за Победу!» муз. О.Юдахиной, сл. И.Жиганова.
  • «Медаль «За оборону Сталинграда» муз. и сл. В.Фадеев.
  • «Прадедушка» муз. А.Ермолова, сл. М.Загота.

Приложение 1

Внуки, правнуки –
Рядом в строю,
Вспоминаем вас всех,
Поименно…
Отстояли вы
Нашу страну!
Будем памяти
Вашей достойны…
Ветераны! Пусть
Жизнь вас хранит!
Кто ушел – вечно рядом
И зримы…
Полк бессмертный
Набатом звенит –
ПОБЕДИТЕЛИ –
НЕПОБЕДИМЫ!
(Л. Ведерникова)

Звучит гимн «Бессмертный полк» (муз. и сл. В.Моцардо) в исполнении В.Ланового https://www.youtube.com/watch?v=HZmCRTqJ6C4 и школьников, принимавших участие в уроке-игре.

Ребята поднимают штендеры с изображениями родственников, участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Рефлексия.

(Для проведения рефлексии используется инструмент «Голосование» LearningApps.org).

Пройдите экспресс-опрос участников интеллектуальной игры «Помним! Гордимся! Чтим!».

Ответьте на вопрос: Ваше отношение к интеллектуальной игре «Помним! Гордимся! Чтим!»?

Ответ 1: Урок понравился.

Ответ 2: Не могу определиться.

Ответ 3: Урок не понравился.

Результаты голосования выводятся на многофункциональную интерактивную панель.

Домашнее задание: подготовьте мультимедийную презентацию «Моя семья в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». При выполнении домашнего задания используйте следующие сайты:

Жюри подводит итоги интеллектуальной игры.

Команда победитель в интеллектуальной игре награждается почетной грамотой и сувенирами.

Презентация

Библиографический список

  1. Агашина М.К. Мамаев курган. Альбом. – Нижнее-Волжское книжное издательство, 1979. – 128 с.
  2. Гурьянова С.Ю. Интерактивная игра «Экономический калейдоскоп». 10-11-е классы. – М.: ИД «Первое сентября». – 2019. [сайт]. URL:  https://urok.1sept.ru/статьи/674299/ (дата обращения: 03.01.2020).
  3. Гурьянова С.Ю. Игровая деятельность в цифровую эпоху. // Чешский научный журнал «Aktuální pedagogika». – №1. – 2018. – с. 15-20.
  4. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый и углубл. Уровни. В 3 ч. Ч. 2. / под ред. А.В.Торкунова. – М.: Просвещение, 2019. – 176 с.
  5. Памятники подполковника Вучетича [сайт]. URL:  https://www.culture.ru/materials/162106/pamyatniki-podpolkovnika-vucheticha (дата обращения: 03.01.2020).
  6. Попова Г.П. Патриотическое воспитание школьников. 5-11 кл. Устные журналы, тематические вечера. – Волгоград, Учитель, 2007. – 129 с.
  7. Празднование Дня Победы. Годовой цикл мероприятий 1-11 классы / авт-сост. Н.В. Кулдашова, Н.Ю. Колесникова. – Волгоград: Учитель, 2019. – 118 с.
  8. LearningApps.org: [сайт]. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 03.01.2020).
  9. Официальный сайт ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»: [сайт]. URL: https://stalingrad-battle.ru/ (дата обращения: 03.01.2020).
  10. Официальный сайт ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» раздел «История»: «Тыл - фронту»: [сайт]. URL: http://www.mmk.ru/about/history/rear_the_front/ (дата обращения: 03.01.2020).