Цель: формирование целостного представления о блокаде Ленинграда (слайд 2 презентации педагога).
Задачи:
Образовательные:
- Формирование устойчивого интереса к социальной экологии; объективной оценки исторических фактов и событий; патриотических и гражданских чувств у подрастающего поколения.
Развивающие:
- Развитие познавательного интереса у обучающихся к Великой Отечественной войне; развитие умения давать оценку событиям и нравственным поступкам людей, излагать свои мысли.
Воспитательные:
- Содействовать в ходе занятия формированию патриотизма и гражданственности, уважения к людям, прошедшим Великую Отечественную Войну; воспитание активной жизненной позиции и нравственно-этических принципов (слайд 3 презентации педагога).
Оборудование: интерактивная доска; проектор; ПК; видео отрывки из документального фильма «Ленинградский фронт» 2005 год, «Дорога жизни. Помнить вечно» 2016 год; презентация педагога; Приложение 1, 2, 3; простой карандаш, калькулятор, чистый лист; весы, хлеб, осиновая, дубовая, сосновая кора; хлебная крошка, столярный клей; 4 рулетки; земля, сахар, спиртовка, спички, держатель, колба, фильтр; чайные ложки.
Ход занятия
П: Ребята, мы продолжаем работу над проектом «Война машин и экология. Связь времён и поколений». Сегодня мы проводим с вами интегрированное занятие, во время которого, у вас будет возможность ещё больше пополнить знания о Великой Отечественной войне. Но для начала, хотелось бы, что бы вы посмотрели на три карты (слайд 4, 5, 6 презентации педагога).
Обучающиеся с педагогом работают с картой РФ, Северо-Запада России и Ленинградской области. С 12 января по 18 января 1943 года было прорвано кольцо блокады Ленинграда.
Д: - Я понял, наше занятие посвящено Ленинграду и ленинградцам.
П: - Перед вами карты Ленинградской области (Приложение 3), вы перед занятием их рассматривали, думаю, что во время занятия это вам поможет. - Что бы знать, что обсуждать, я должна услышать, что вы знаете о блокадном Ленинграде. А Елена Александровна, методист нашего центра творчества, будет посчитывать правильные ответы.
Д: - Во время Великой Отечественной войны ленинградцы умирали от голода; - Людей вывозили по дороге Жизни.
П: - Сколько дней длилась битва за Ленинград?
Д: - Не знаем.
П: - Битва за Ленинград была самой длительной в ходе Великой Отечественной войны. Военно-политическое руководство фашистской Германии наметило Ленинград одним из первоначальных объектов своей агрессии. Но советские войска в ходе 900 - дневной обороны Ленинграда не сдали город врагу, сковали крупные силы противника, способствуя победам Красной армии на других участках фронта. Полностью блокада города была снята 27 января 1944 года.
П: - Так сколько дней длилась блокада Ленинграда?
Д: - 900 дней; Это 2 года, 5 месяцев и 20 дней.
П: - 8 сентября фашисты овладели Петрокрепостью. Город оказался в кольце блокады; 9 сентября от бомбардировок немецкой авиации сгорели Бадаевские склады, на которых были сосредоточены почти все запасы продовольствия Ленинграда; 12 сентября в Ленинград прилетает Жуков и мобилизует город. Но и защитники города не остаются в долгу. С плацдарма «Невский пятачок» советские войска неоднократно пытались начать наступление на Мгу и Синявино навстречу войскам, наносившим удар с востока, и тем самым прорвать блокаду Ленинграда. Предлагаю вашему вниманию отрывок из документального сериала «Ленинградский фронт» («Пятачок1» - 2 серия 22 мин 04с - 26 мин 24с).
Вы посмотрели отрывок, о каких потерях шла речь?
Д: - 60 человек второго эшелона и 290 юнг с острова Валаам.
П: - Записывайте потери, вы их потом все сосчитаете. Обучающиеся вносят потери в Приложение 1
П: - Вы знаете, что такое квадратный метр?
Д: - Квадрат метр на метр.
П: - Вот вам 4 рулетки, при их помощи сложите квадратный метр. Обучающийся выкладывает квадрат.
П: - Военврач, Иннокентий Краснопеев с экрана вам рассказал, что на каждый м2 было убитых 10 человек. Встаньте 10 человек в наш мирный м2. Десять обучающихся пытаются вертикально поместиться в квадрате на полу. Дети остаются под впечатлением.
П: - Ленинградцы, находясь в блокаде, мужественно защищали свой город. Посмотрите отрывок из документального сериала «Ленинградский фронт» («Марат» 2 серия 6 мин 53с - 11 мин 04с).
П: - Вы посмотрели отрывок? Что вы запомнили, что должны записать в Приложения 1. Обучающиеся вносят цифры человеческих потерь в таблицу Приложения 1.
Д: - Корабельные орудия вели обстрелы противника и оборону города с суши; На «Марате» от удара авиабомбы погибло сразу 600 человек; Эти данные мы должны занести в таблицу.
П: - Перед вами лежат календари за 1941, 1942 и 1943 года (Приложение 4). Возьмите карандаши и от 8 сентября 1941 года отсчитайте 900 дней. Дни блокады Ленинграда вы должны заштриховать. Ребята заштриховывают дни, месяцы и годы блокады.
Д: - Очень долго. Выглядит ужасно. Почему же так долго?
П: - С первых дней блокады города были попытки прорвать её кольцо. Именно об этом предлагаю вам посмотреть и проанализировать отрывки из документального сериала «Ленинградский фронт» («Прорыв 1» 2 серия 12 мин 58с - 13мин 13с и «Чёрная смерть» 25мин 25с - 26мин 24с).
Д: - За четыре дня боёв в сентябре погибло 10тыс. человек (дети вносят цифры в Приложение 1); В октябре блокаду попытались прорвать с моря, погибло больше тысячи человек (ребята вносят цифры в Приложение 1); Командование не правильно оценивало обстановку на фронте.
П: - Вы в начале занятия совершенно правильно отметили, что жители Ленинграда голодали, но была ещё одна беда. Вы внимательно посмотрите следующий документальный отрывок и скажите мне какая, хорошо?
Д: - Мы готовы. Обучающиеся смотрят и анализируют отрывки из документального сериала «Ленинградский фронт» («Мерецков на Свири» 2 серия 30мин 48с - 33мин 24с)
Д: - Полностью прервано сухопутное сообщение с Ленинградом; Фашисты пытались захватить Волховскую ГЭС и лишить блокадный город электричества; Прислали не обстрелянную дивизию сибиряков, погибло 2/3 её состава.
П: Кто из вас знает, какова численность дивизии?
Д: - Если обратится за помощью, которую мы видим на доске (Приложение 2), то в дивизии 10 тыс. человек. А 2/3 её состава – примерно 6000 человек.
П: - У нас на занятии всё время повторяется словосочетание «блокадный город». Кто из вас знает, что такое голод?
Д: - Мы никогда не голодали.
П: - Вам поможет это представить Зима Анастасия. Анастасия при помощи наглядной демонстрации и дегустации + слайд 7 презентации педагога.
Д - делит аудиторию на «Служащих», «Иждивенцев», «Рабочих» (Приложение 5, Приложение 7);- предлагает разрезать хлеб; - Норма на 18 июля 1941 года: Рабочие – 600гр., служащие – 400гр., дети и иждивенцы – 300 гр.; - С 20 ноября по 25 декабря 1941 года норма хлеба составляла 125 грамм; - С 26 декабря 1941 года норма хлеба для рабочих была повышена до 350 гр., а для остальных жителей города, до 200 грамм. (Настя взвешивают хлеб).
- Раздает в одноразовой посуде заранее приготовленный столярный клей и настой осиновой коры.
Д: - А я считал овсянку не вкусной. - Это что, столько еды на весь день? - Пить не возможно. - Ни минуты не хочется так жить.
Д: - Вы помните, что ещё в начале сентября 1941 года Бабаевские склады разбомбили. Сахар, хранящийся там, перемешался с землёй и горел. Люди размачивали эту сухую смесь в воде, процеживали и пили. Сейчас мы с вами попробуем проделать это в лабораторных условиях. Обучающийся проводят лабораторную работу и ребята пробуют воду на вкус.
Д: - Вода выглядит аппетитно, а вкусовые качества оставляют желать лучшего.
П: - И так, прорвать кольцо окружения не удалось. Что решили делать жители города? Как в блокаду перевозили продовольствие?
Д: - Была построена «Дорога жизни» и вы нам сейчас покажите документальный отрывок.
П: - Идеальный ответ. Вашему вниманию отрывок из документального фильма «Дорога жизни. Помнить вечно. 2016 год» («Перевозки через Ладогу» 21мин 17с - 23мин 45с).
Д: - Сначала продовольствие перевозили на лошадях; - 22 ноября 1941 года по льду озера пошли первые машины; - на ледяной трассе работали регулировщики, ремонтные группы и медики; - машины уходили под лёд, потому водители ездили с открытыми дверями; - фашисты бомбили караваны машин; - машины ездили по мере загрузки в одиночку с приказом «Не останавливаться!»; - от голода в первую зиму умерло 540 тысяч ленинградцев (дети заносят цифры в Приложение 1).
П: - Как вы себе представляете поездку эвакуированных ленинградцев на «Большую Землю»?
Д: - Сели в машину и поехали.
П: - Я в детстве тоже не задумывалась об этом. Предлагаю внимательно посмотреть следующий отрывок из документального сериала «Ленинградский фронт» («Гибель людей на Ладоге» 3 серия 07мин 40с - 8мин 38с).
Д: - истощённые люди находились в дороге несколько суток, многие в дороге погибали; - на одной из конечных станций было захоронено более 2 тысяч (дети заносят цифры в Приложение 1); - ледовых трасс было несколько.
П: - Молодцы. Правильно. И, тем не менее, скажите, машины отапливались?
Д: - Нет, люди в мороз сидели в кузовах, одетые. Это очень страшно.
П: - Как строится шоссе, вы могли наблюдать по дороге в областной центр. А как строятся ледовые дороги, знаете?
Д: - Бери и поезжай по льду. - А если провалишься под лёд? - А вы нам расскажите!
П: - Вашему вниманию отрывок из документального фильма «Дорога жизни. Помнить вечно. 2016 год» («Строительство дороги» 21мин 17с - 23мин 45с).
П: - Хочу обратить ваше внимание на жителей города, находящегося в блокаде. Вашему вниманию отрывок из документального сериала «Ленинградский фронт» («Крематорий» 3 серия 02мин 34с - 03мин 18с).
Д: - на городском кирпичном заводе было сожжено 117 тыс. 300 умерших ленинградцев (дети заносят цифры в Приложение 1);
П: - Конечно же, была предпринята третья попытка прорыва кольца окружения. Смотрите, что из этого вышло. Вашему вниманию отрывок из документального сериала «Ленинградский фронт» («Пятачок 2» 3 серия 19мин 16с - 21мин 42с).
Д: - Попытка прорыва была опять не удачной; - Плацдарм «Невский пятачок» защищало 382 бойца, погибли все (ребята заносят цифры в Приложение 1);
П: - Складывается впечатление, что под Ленинградом наши войска ждало только поражение, но это не так. Например, под Тихвином фашисты одержали поражение, не смотря на численное преимущество. В подтверждение моих слов, вашему вниманию отрывок из документального сериала «Ленинградский фронт» («освобождение Тихвина» 2 серия 35мин 40с - 37мин 05с).
Д: - Из-под Тихвина фашисты начали отступать медленно, но верно.
П: - Воодушевившись результатом, наше командование предприняло третью попытку прорыва блокады с 7 января по 30 апреля 1942 года по западному берегу реки Волхов. Целью операции было решить продовольственный и энергетический вопрос осаждённого Ленинграда. Поэтому 54 и 55 Ударные Армии должны были освободить Новгород и выйти в район Старой Руссы. С поставленной задачей Армии под командованием Мерецкова и Федюнинского, не справились. Поэтому в район Любанской операции была направлена II Ударная Армия под командованием генерала Власова. Что это дало, вы узнаете из следующего видео отрывка из документального сериала «Ленинградский фронт» «Генерал Власов» 3 серия 15мин 27с - 18мин 50с. Ребята смотрят видео отрывок и расстраиваются на глазах.
Обучающиеся: - Может было нужно лучше подготовиться к прорыву блокады? - А скидывать продовольствие с самолётов на парашютах было не возможно? - Очень жалко солдат, они умирали не только в бою, но и голодной смертью; - Им выдавали 50 гр. хлебной крошки в день; - Они ели осиновую кору; - Безвозвратные потери составили 95 тыс. человек (обучающиеся заносят цифры в Приложение 1).
Галя раздает ребятам кулёчки с хлебными крошками по 50 гр.
Д: - Я всегда был уверен, что было ужасно жить в самом городе. Теперь понимаю, что воинам приходилось, может быть даже хуже.
П: - Положение в осажденном Ленинграде начало меняться в лучшую сторону со второй половины февраля 1942 года. 11 февраля были введены новые нормы снабжения (500 грамм хлеба для рабочих, 400 — для служащих, 300 — для детей и неработающих). Снабжение стало регулярным, продукты по карточкам стали выдавать своевременно и почти полностью. 16 февраля было даже впервые выдано качественное мясо — мороженая говядина и баранина. (Обучающиеся сравнивают нормативы хлебных пайков).
П: - Голод и холод не сломили ленинградцев. В городе работали многие предприятия. Они изготавливали и ремонтировали боевую технику и оружие, давали фронту боеприпасы. За время блокады в Ленинграде было отремонтировано и изготовлено 2 000 танков, 1 500 тысячи самолетов, более 7 000 полевых и морских орудий, 12 000 минометов, 225 000 автоматов и винтовок, около 10 миллионов снарядов и мин (слайд 5 презентации педагога).
Д: - Наступившая весна принесла новый источник пропитания – сосновую хвою и дубовую кору. - Угощайтесь. (Ребята дегустировать осиновую и дубовую кору).
Д: - Совсем не вкусно. Рот вяжет. Горько. - Я такое не ем, я не козёл.
Д: - Тем не менее, кора этих растений обеспечила людей необходимыми витаминами, защитив от цинги и эпидемий. К всеобщей радости, появилась первая трава и повсюду были разбиты огороды (слайд 8 презентации педагога).
П: - 15 апреля 1942 г., когда в городе уже во всю, хозяйничала весна, произошло событие непримечательное для вас, однако важное для жителей Ленинграда: электроснабжение, бездействовавшее с осени 1941 года, было отремонтировано, и, как следствие, снова начали функционировать трамвайные линии.
Благодаря усилиям всей страны и мужественных жителей Ленинграда к августу 1942 года наши войска были на отлично готовы к прорыву блокады. Но руководство нацистской Германии приняло решение активизировать боевые действия на Ленинградском фронте. С четвёртой попыткой прорыва блокады вы ознакомитесь из следующих видео отрывков. (Ребята смотрят отрывки из документального сериала «Ленинградский фронт» 3 серия «Северное сияние» 24мин 13с - 25мин 20с и «Четвёртый прорыв» 3 серия 25мин 48с - 29мин 37с).
Д: - 2 Ударной Армии совсем не везёт; - За один бой во время попытки переправы через Неву погибло 3 тыс. бойцов; - 30 сентября во время массированного удара под Гайтово, погибло 20 тыс. человек, 12 тыс. попало в плен; - Мы человеческие потери должны записать в Приложение 1; - Гитлер понял, что не сможет взять Ленинград;
- Советские войска стали готовить наступление в излучине Дона и Волги, а так же опять под Ленинградом.
П: - А раз блокада не была прорвана, горожан ждала вторая голодная зима.
Д: - Значит, мы будем смотреть отрывок из документального сериала.
П: - Вашему вниманию отрывок из документального фильма «Дорога жизни. Помнить вечно. 2016 год» («Вторя зима» 41мин 48с - 44мин 24с).
Д: - По статистике под лёд провалилась каждая вторая машина; - Военные, которые работали на «Дороге жизни», могли тоже утонуть;
- Ледовую трассу смогли открыть только в самом конце декабря; - Фашисты были удивлены, что через Ладогу начали строить железную дорогу;
- Строительство железной дороги отвлекло командование гитлеровской Германии от готовящегося наступления Советской Армии.
П: - Посмотрите на календари 1942 и 1943 года, скажите какое сегодня число?
Д: -11 января; - Я понял, если посмотреть на календарь 1943 года, то становится понятно, что блокаде Ленинграда подходит конец.
П: - Правильно. Этому грандиозному событию посвящён последний видео отрывок, который вы сейчас посмотрите и внимательно послушаете. Ребята смотрят отрывок из документального сериала «Ленинградский фронт» 3 серия «Прорыв блокады» 30мин 01с - 37мин 43с.
Д: - На Армии были полностью укомплектованы и хорошо подготовлены; - Прорвать оборону фашистов помогли музыканты. Звуки интернационала прозвучали раньше и пехота под зоной огня реактивных миномётов; - 18 января два фронта соединились. - Блокада была прорвана!
П: - Несмотря на то, что дальнейшее наступление Красной Армии развития не получило, операция по прорыву блокады явилась переломным моментом в битве за Ленинград. Замысел врага задушить голодом защитников и жителей города был сорван.
П: - Ребята, вы всё занятие вели подсчёт безвозвратным потерям Ленинграда и их освободителей. Какие данные вы получили?
Д: - 793 тысячи 632 человека; - думаю, что это не все потери…
П: - Если погиб ребёнок, молодой человек, какие будут последствия?
Д: - У погибших не родятся дети и внуки. Это снижение численности населения страны.
П: - Совершенно верно. Война всегда имеет более глубокие последствия, чем видны на поверхности. К таким последствиям относится и перенесённый голод. С последствиями голода вас ознакомит Кирилл Кириченко.
Д: - У голодающего ослабляется иммунитет, который в будущем сложно повысить.
- Заторможенность умственных способностей.
- Хроническая изжога.
- Беспричинные нервные срывы.
- Постоянная общая слабость.- Частая тошнота.
- Голодание приводит к изменению гормонального фона, приводящее к бесплодию.
- Нарушение кровообращения, приводящее к обморокам.
- Волосы сильно выпадают, ногти становятся хрупкие и ломаются, мучает диарея, приводящая к обезвоживанию организма.
- Кожа лица и тела становится дряблой, болят все мышцы.
П: - Какие выводы вы можете сделать?
Д: - Перенесённый голод изменяет жизнь человека.- Человек приобретает много заболеваний и не может иметь здоровых детей.- Или совсем не может иметь детей.
- Мы опять вернулись к вопросу численности населения и демографическому кризису.
П: - Ребята, поднимите руки, кто из вас почерпнул новую информацию (Дети поднимают руки).
П: - Надеюсь, что вы ею поделитесь со своими друзьями и одноклассниками.
Д: - Конечно!
П: - У вас на партах лежат слова песни «Волховская застольная» (Приложение 6). Предлагаю вам спеть её с ведущим фильма «Ленинградский фронт», Сергеем Шнуровым и этим почтить память погибших, во время военных действий.
(Педагог-организатор считает количество карточек, полученных за правильные ответы
+ награждение самых внимательных методистом, Крисановой Е.А.
+ общее фото + слайд 10 презентации педагога).