По статистическим данным с каждым годом увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, эти дети испытывают трудности в усвоении образовательной программы. В СП «Детский сад Журавушка» г. Похвистнево созданы специальные условия обучения и воспитания для детей раннего возраста с ОВЗ.
Наши специалисты учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог стремятся организовать предметно-развивающую среду в группе, сенсорной комнате, спортивном зале, музыкальном зале с учетом возрастных особенностей детей, мы создаем условия для малышей так, что бы им было комфортно, безопасно пребывать в детском саду, чтобы предметная среда была доступной, содержательно-насыщенной, служила развивающим материалом. Соблюдая эти условия, мы способствуем всестороннему развитию детей раннего возраста.
В работе с детьми раннего возраста мы с большим удовольствием используем оборудование сенсорной комнаты, тем самым привлекаем внимание детей, и взамен от них получаем положительные эмоции и хорошие результаты. Наша сенсорная комната оснащена мебелью, сухим бассейном, фитболами, пузырьковой колонной, развивающими досками Сегена, пучком фиброоптических волокон, зеркальным шаром, мягкими пуфами, модульным мягким конструктором, настенными модулями и другим оборудованием.
Хочу рассказать вам немного об оборудовании сенсорной комнаты. В том числе о сухом бассейне, где множество разноцветных шаров, с которыми дети играют. Здесь мы предлагаем детям выполнить ряд упражнений, эти упражнения выполняются от простого к сложному: «Покажи такой же шарик», «Один – много», «Собери шарики по цвету», а также в сухом бассейне проводим гимнастику, двигательные упражнения, релаксирующие упражнения. Во время деятельности в сухом бассейне у детей развивается сенсорная сфера: цветовое восприятие, ощущение формы, представления о величине, а также общая и мелкая моторика.
Большой интерес у детей всегда вызывают занятия с использованием пузырьковой колонны. Играя с рыбками, наблюдая за ними, рассматриваем части тела, находим больших и маленьких рыб, рассматриваем движение пузырьков (снизу – вверх), тем самым мы стимулируем детей на речевую и познавательную активность, развиваем память, внимание, мышление. Это завораживающее зрелище не оставляет равнодушными ни детей, ни взрослых.
Детям нравиться, когда мы в совместной деятельности используем настенные деревянные модули, для развития мелкой моторики рук, захвата предмета рукой, общей моторики, зрительного внимания, сосредоточения. Дети активно выполняют упражнения с движущимся колесом, захватив цветной шарик рукой, водят его по разным дорожкам, перетягивают шнурки один за другим; пальчиками, ладошками скользят по ребристой доске.
Детям очень нравится играть в «Волшебной комнате» и, находясь там, они полностью пытаются раскрыться, высказаться (словами, жестами, эмоциями).
В сенсорной комнате происходит активная стимуляция всех анализаторных систем, что приводит к повышению активности восприятия, мотивации речевого высказывания, к ускорению образования межанализаторных связей, позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта.
Специалисты, педагоги, медицинские работники стараются укреплять здоровье малышей при помощи оборудования (фитболов, массажных мячей, дорожек для укрепления стоп, атрибутов для подвижных игр и мн. др.). Нашей общей целью является сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей раннего возраста, а также развитие двигательных и физических качеств.
Регулярно в работе с детьми группы ранней помощи, а также с детьми из консультативного пункта широко используем игровые технологии. Применяя игровые технологии, мы повышаем успешность обучения детей с речевой задержкой, с задержкой психического развития. В ходе игр мы формируем у детей речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, художественно – эстетическое, физическое.
Используемые нами игровые технологии (игры-вкладыши, игровые модули, бусы, мячи, матрешки, пирамидки, куклы, машины, настольные игры, печатные игры, музыкальные инструменты, игрушки, настольный театр, пальчиковый театр и т.д.), применяем во время НОД, совместной и самостоятельной деятельности.
В нашем дошкольном учреждении продолжаем с детьми активно использовать психотерапевтический комплекс «Песок – вода» в ходе непосредственно-образовательной и совместной деятельности.
Применение песочницы особенно благотворно с детьми раннего возраста. Многие игры пользуются популярностью день – два (максимум неделю). Песок первый и любимый всеми детьми объект для исследования.
Особенно увлекательно и интересно проходят с детьми игры с сухим песком: «Здравствуй, песок!», «Что спрятано в песке?», «Бабушкино сито», «Норки – холмики». Практикуем игры и с мокрым песком: «Отпечатки», «Узоры на песке», «Песочные строители», «Необыкновенные следы».
В работе с детьми мы так же применяем компьютерные технологии. Компьютерные игры способствуют развитию любознательности, формируются интеллектуальные способности у детей. Развивается интерес управлять различными ситуациями с помощью клавиатуры, мышки, микрофона и др.
Игры стараемся разрабатывать сами по лексическим темам, учитывая индивидуальные возможности ребенка. В нашей копилке уже много игр, это «Колобок», «Давай познакомимся», «Кто, как кричит?», «Помоги маме найти детёнышей», «Подбери по цвету предметы», «Большие и маленькие игрушки», «К нам приехали игрушки».
В заключении хочется отметить, что содержание предметно-развивающей среды в группе регулярно пополняется дидактическими играми, сюжетно-ролевыми играми, настольными играми, атрибутами, иллюстрациями для детей раннего возраста. Создание предметно-развивающей среды способствует решению коррекционных задач для детей раннего возраста.