Пояснительная записка к уроку
Урок по теме «Зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления материала» проводится для учащихся 8-го класса. Преподавание в данном общеобразовательном классе осуществляется по УМК А.В.Перышкина соответствии с учебным планом в объёме 2 часов в неделю. Этот урок 38-й урок в курсе и 15 – й урок в разделе «Электрические явления». При разработке рабочей программы по учебному предмету «Физика» за основу взята авторская программа А.В.Перышкина, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник « Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы», Дрофа, 2013 г.
Особенностью данного урока является проектирование его с использованием электронных образовательных ресурсов (приложения «Электроника», электронной тетради и др.) и включение в учебный процесс элементов ИК-технологий, что позволяет повысить эффективность урока, вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и способствует развитию исследовательских и практических навыков.
При разработке данного занятия учитывалось, что учащиеся по результатам изучения физики и информатики:
знают/ понимают:
- смысл понятий: электрическое поле, электрический ток, сопротивление, табличный процессор (редактор или электронная таблица), абсолютная, относительная ссылка, строка формул, мастер формул, мастер диаграмм;
- смысл физических величин: электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление;
- умеют: решать задачи на применение изученных физических законов (закон Ома), выражать результаты расчетов в международных единицах;
- умеют: создавать электронные таблицы, редактировать их, использовать мастер встроенных функций для заполнения ячеек таблицы и мастер диаграмм для построения графиков.
Цель учебного занятия: Создание условий, способствующих приобретению и развитию навыков исследовательской деятельности, на примере исследования зависимости сопротивления металлических проводников от геометрических размеров (длины и площади сечения) и свойств материала проводника.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
- стремление к инициативе при выполнении практических задач и самооценки собственной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
в познавательной деятельности
- уметь вычленять главное в информационном сообщении,
- критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть;
- уметь собирать и систематизировать информацию по заданным признакам и находить требующуюся информацию в различных источниках;
- выделять и формулировать цель,
- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме,
- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
- видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
в регулятивной деятельности
- планировать учебный проект и учебное исследование,
- ставить компьютерный эксперимент и анализировать полученный результат, приобретать опыт самостоятельной деятельности.
- прогнозировать результат выполняемых действий при работе над проектом,
- оценивать и корректировать полученный результат
в коммуникативной деятельности
- находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
- продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми (интегрироваться в группу, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- описывать и объяснять физические явления: электризация тел и электрический ток;
- проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- научиться проводить исследование физических величин с использованием инструментальных средств компьютера (приложения «Электроника», табличного редактора) проходя этапы: от планирования физического эксперимента и сборки электрической цепи до проведения компьютерного эксперимента и выявления определённых закономерностей, изучаемой физической величины на основе проведения микроисследований.
Тип занятия: комбинированный.
Время проведения: 1 час.