Конспект урока по литературному чтению во 2-м классе тема «Где правда, там и счастье» (корейская сказка «Честный мальчик»)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: сказка, литературное чтение, пословицы, корейская сказка, сказка «Честный мальчик»


Цели:

  • формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;
  • развитие умения аргументировать свою точку зрения;
  • обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Формирование УУД

Познавательные УУД

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Ориентироваться на развороте учебника;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

  • Развиваем умение слушать и понимать речь других;
  • Выразительно читать и пересказывать текст;
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Проговаривать последовательность действий на уроке;
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

  • Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: презентация, учебник Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой «Маленькая дверь в большой мир» по литературному чтению 2 класс 2 часть, тетрадь по литературному чтению 2 класс.

План урока

1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Изучение новой темы

1. Работа с текстом до чтения
2. Работа с текстом во время чтения

4. Физкультминутка
3. Работа с текстом после чтения
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задание
7. Рефлексия

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, дети. Меня зовут Кристина Дмитриевна, и я проведу у вас урок литературного чтения.

II. Проверка домашнего задания

Проверим домашнее задание. Кто по желанию хочет пересказать сказку «Как появились разные народы»?
Остальные слушают внимательно, я могу остановить пересказчика, и потом продолжит кто-нибудь другой.

III. Изучение новой темы

1. Работа с текстом до чтения

Сегодня на уроке мы будем читать сказку.

- На какие две группы делятся сказки? (авторские и народные)

- Какие сказки называются народными?

- Приведите примеры народных сказок.

- Сказки, каких народов вы знаете? (долганские, русские, киргиские, татарские и т.д.)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (читать сказку)

- А о какой сказке будет идти речь: об авторской или о народной? (о народной)

Посмотрите на иллюстрацию.

- Что изображено на ней?

- Что необычного вы видите на картинке?

- Какой национальности мальчик?

- Значит, сказку какого народа мы будем изучать сегодня?

- Сегодня мы познакомимся с корейской народной сказкой.

Откройте учебник на странице 28.

____________,  прочитай нам название сказки.

- Что можно узнать из заглавия? (Главный герой сказки – мальчик. Он был честным)

- Кого называют честным? (Человека искреннего, прямого, правдивого)

Посмотрите на иллюстрацию.

- Можно ли предположить, какие отношения (добрые или враждебные) между героями сказки?

- Как вы догадались? (Добрый взгляд, улыбка старика.)

2. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста

Сейчас я прочитаю сказку, а вы следите внимательно по учебнику.

- Понравилась ли вам сказка? Чем?

- Кто главный герой сказки?

- За что старичок наградил мальчика?

2. Перечитывание текста

– Постарайтесь вспомнить, из какой сказки эти слова: «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже»; «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». (В.Одоевский «Мороз Иванович».)

– Давайте вспомним ещё одно литературное произведение. Откуда эти строки: «Козлик этот особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. Ростом он не выше стола»? (П.Бажов «Серебряное копытце».)

Я не случайно вспомнила эти два литературных произведения. Читая сказку «Честный мальчик», постарайтесь найти сходные черты со сказкой Одоевского «Мороз Иванович» и сказом Бажова «Серебряное копытце».

Теперь мы будем читать по цепочке. Другие внимательно следят за чтением по учебнику.

3. Беседа по содержанию в целом

- О чём эта сказка? (о честности мальчика)

- Какой мальчик по характеру? (трудолюбивый, честный, вежливый)

- Что значит «беда преключилась» (сличилась беда)

- Как вы понимаете слово выскользнул, позарился?

- Какие сходные черты вы нашли со сказкой Одоевского «Мороз Иванович» и сказом Бажова «Серебряное копытце»?

Давайте определим границы смысловых частей по плану, представленному на слайде.

1. С мальчиком случилась беда.

2. Встреча мальчика со стариком.

3. Три топора.

4. Награда.

- Каким предложением заканчивается первая часть плана? (Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро.)

- С какого предложения начинается вторая часть и каким заканчивается? (Начинается «Сел мальчик и заплакал…», заканчивается «Сказал он так и под водой скрылся»)

- C какого предложения начинается третья часть и каким предложением заканчивается? (Начинается «Вот опять загуляли по озеру синие волны…», заканчивается словами мальчика «Вот мой топор, дедушка»)

- Теперь определите последнюю четвертую часть. (Начало «А старик усмехнулся лаского и сказал…» и до конца)

Молодцы, смысловые части сказки мы определили.

А теперь давайте немного подвигаемся.

IV. Физкультминутка

3. Работа с текстом после чтения

1. Смысловая беседа по тексту

Вопрос к 1-й части:

– Почему мальчику пришлось идти за дровами?

- Что подумал мальчик у озера? Найдите и прочитайте выразительно эти слова.

- Что случилась с мальчиком у озера?

Ко 2-й части:

– Как это: топор дороже золота? (топор полезнее, чем золото; золото можно потратить и останешься без нечего, а топором можно срубить много дров и продать их, и самому оставить, чтобы разжигать костёр)

– Кто же был этот старичок?

К 3-й части:

- Что сказал старичок, прежде чем скрыться в первый раз под водой?

- Что вынес старичок из озера в первый раз?

- Как отреагировал мальчик?

– Как отнёсся старичок к тому, что мальчик не взял золотой топор? (Он «усмехнулся в седую бороду».)

– Что вынес старичок из озера во второй раз?

– Что сказал мальчик на то, что старичок вынес серебряный топор?

– Почему старичок предлагал мальчику не его топор, а очень дорогие?

Вопросы к 4-й части:

– Что значит: не позарился на серебро да золото?

– Зачем старичок отдал все три топора мальчику? Почему?

– Найдите слова, которые доказывают, что мальчик был не только честный, но и вежливый, добрый.

2. Формулирование основной мысли сказки.

– Что произошло, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топор принадлежит ему?

– Кем был старик из озера и почему он решил испытать мальчика на честность?

– Почему эта сказка помещена в разделе «Сказка мудростью богата»?

– Кто в ней носитель мудрости? (Старичок.) В чём проявилась его мудрость?

Откройте тетради на страницу 35. Посмотрите на второй задание на формулировки и ответьте на вопрос задания «За что наградил старичок мальчика?»

3. Беседа о жанре произведения.

– Докажите, что данное произведение – сказка. Найдите все сказочные приметы. (Зачин, тройной повтор, устойчивые сказочные обороты, волшебные события, добрый конец.)

– К какой группе сказок её можно отнести? (Волшебная.)

– Есть ли в сказке отрицательные герои?

– Зачем эту сказку взрослые рассказывают детям?

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Чему учит эта сказка? (честности, доброте, вежливости)

– Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?

V. Подведение итогов урока

Прочитайте пословицы. Какая из пословиц подходит больше всего к этой сказке? Почему?

  • В ком добра нет, в том и правды мало.
  • Всяк правду хвалит, да не всяк её сказывает.
  • Где правда, там и счастье.
  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Без худа добра не бывает.

VI. Домашнее задание

Пересказ стр 28-30.

VII. Рефлексия

  • Понравился ли вам сегодняшний урок?
  • Чем запомнился больше всего?