Индивидуализация обучение как условие развития способностей одаренных учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: одаренные дети


Проблема одаренности детей остается актуальной, и в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам выявления, обучения и развития таких детей в рамках школьного обучения.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса.

В процессе обучения одаренных детей значимым является поиск наиболее эффективных форм занятий. Классно-урочная форма организации учебной деятельности может как содействовать, так и препятствовать развитию интеллектуально-творческих способностей ребенка. Основными путями работы с одаренными детьми в этих условиях являются дифференциация и индивидуализация.

Для этого я использую следующие формы работы:

В урочной деятельности я использую следующие виды деятельности:

– проблемно-развивающее обучение,

– работа в малых группах,

– проектно-исследовательская деятельность,

– игровые технологии,

– информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации),

– задания творческого и нестандартного характера.

Очень важно на уроках развивать еще и творческие способности. Развить творческие способности обучающихся мне помогают следующие виды деятельности:

1. Привлечение учащихся к проектной и исследовательской работе. Это делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придает учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.

2. Использование ролевых игр, которые активизируют творческий процесс на уроке: включают элементы драматизации; дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями; предполагают неформальное общение.

3. Использование творческих заданий, например, составить комикс, придумать загадку; составить кроссворд, ребус; конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков;  quiz по заданной теме. В качестве примера:

= storycubes, magicbox

= работа с текстом

=аудиозапись

4. Внеклассная работа по предмету, как то: предметные недели; олимпиады; форумы, международные конференции; праздники по изучению английских традиций; марафоны, вечера и т.д.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, я должна еще отметить несколько основных моментов, которые кажутся очень важными.

1. Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие.

2. Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.

3. Профессиональный уровень учителя, работающего в школе, предполагает виртуозное владение целым набором предметных методик, реализующих деятельностно-компетентностный подход к обучению.

В зависимости от цели урока форма работы может быть индивидуальной, парной, групповой, а могут присутствовать все формы, т. е. кто-то работает индивидуально, кто-то в парах, кто-то в группе, но все учащиеся работают самостоятельно в течение установленного времени.  Задания, предлагаемые учащимся, носят разноуровневый характер как по объему, так и по степени сложности и могут быть репродуктивными, продуктивными или импровизационными, т.е. учитываются индивидуальные особенности учащихся. Приведу пример таких заданий  на уроке в 6 классе «Самые знаменитые» по УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight 6”). После работы с текстом о У.Диснее, учащимся было предложено:

  • репродуктивное задание: передать содержание текста с опорой на глаголы;
  • продуктивное задание: передать содержание текста с опорой на глаголы, выразив свое отношение к личности и творчеству У.Диснея;
  • задание импровизационного характера: взять интервью у потомков У.Диснея об их известном предке.

Во время самостоятельной работы учащихся я осуществляю индивидуальную проверку выполненного к данному уроку домашнего задания. Учащиеся работают самостоятельно, я наблюдаю за работой всех учащихся и работаю в это время с отдельными учениками. В конце урока подхожу ко всем учащимся, оцениваю их достижения. Часто, особенно при выполнении письменных заданий, организую взаимоконтроль и взаимооценку учащихся. Учащиеся обмениваются тетрадями или слушают друг друга. У них есть инструкции по проверке, учету ошибок, критерии оценок. Материалы для самостоятельной работы сопровождаются пояснениями, образцами, чем достигается надежность системы взаимоконтроля.

Одаренные дети имеют особенность быстро утрачивать интерес к ежедневным однообразным занятиям. Зачастую им не хватает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий. Если не занимать таких детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то такого ребенка можно потерять как ученика. Учитель должен сделать все возможное, чтобы детям с особыми образовательными потребностями было интересно и полезно(!) находиться на уроке, в то время, когда учитель работает с другими детьми. Считаю, что у учителя должен быть банк заданий не только повышенной сложности, но и творческих, в которых ребенок наиболее ярко может проявить свои способности. Примеры творческих заданий, которые предлагаю таким ученикам практически на каждом уроке:

  • придумать загадку;
  • составить чайнворд, кроссворд, ребус;
  • написать сочинение или рассказ;
  • перевести на русский язык стихотворение, песню;
  • составить викторину по заданной теме;
  • драматизировать диалог, инсценировать  шутку, сказку.

Трудность в выполнении творческих заданий даже у одаренного ребенка может возникнуть в лексическом оформлении устной или письменной речи, т.е. часто возникает противоречие между недостаточным лексическим запасом ребенка и его богатым воображением и желанием высказать свои мысли (особенно на младшем  и среднем уровнях обучения). Эти трудности легко снимаются, если ученику предоставить опоры в виде лексических единиц, идиом, устойчивых сочетаний по теме.

Внеклассная работа по иностранному языку в единстве с обязательным курсом создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, образовательных и развивающих целей обучения. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

Одна из приоритетных задач, которую я ставлю перед собой, занимаясь внеклассной работой по предмету, является выявление  одаренных и способных детей, развитие творческих способностей учеников. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися по развитию способностей к иноязычной деятельности являются олимпиады, поэтому приобщаю их к участию в заочных олимпиадах, конкурсе «Британский бульдог» и т.д. (ребенок проявит себя в очных турах). Организовываю занятия по подготовке к олимпиадам по спланированной программе. Одной из эффективных форм подготовки считаю разбор олимпиадных заданий прошлых лет. Обязательным шагом должен стать анализ результатов прошедших олимпиад (ошибки, недостатки, находки и т.д.). При изучении этого материала знания учащихся становятся более прочными. Имею банк таких заданий, а также подходящие для этого процесса ЭОР, дополнительные интересные задания и т.д. На внеурочных занятиях также рассматриваем темы, которые не изучаются школьной программой, но работают на ее расширение.

Следующим важным направлением в работе с одаренными детьми является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся, так как качества, развивающиеся в ходе исследовательской деятельности (творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать) важны для личностной самореализации индивида. Придаю большое значение этой работе, поскольку исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов. Пытаясь мыслить творчески, школьники легче понимают преподаваемый материал и возможность его практического применения. Используя творческую деятельность в обучении, учитель достигает большего успе
Одаренный ребенок требует индивидуального подхода не только как ученик в плане реализации его высокой познавательной активности, но и как личность незаурядная, ранимая. Одаренные дети часто конфликтуют со сверстниками и взрослыми, плохо слушаются педагогов и родителей, недостаточно контролируют свое поведение. Поэтому одаренный ребенок нуждается в особом подходе со стороны родителей, педагогов и сверстников. Кроме того, не всегда одаренность ребенка можно распознать сразу. Решением этих проблем занимаюсь в тесном сотрудничестве с психологом школы.

Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Развитию творческой активности учащихся, проявлению их индивидуальности способствует использование технологий личностно ориентированного обучения: внутри классной и уровневой дифференциации, проектного обучения, игровых, проблемных, интерактивных и др. технологий. Это позволяет привлечь к работе на уроке каждого ученика, а значит более ярко увидеть уровень способностей и одаренности каждого ребенка.
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.

По моему мнению, систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:

  • Урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, экскурсия, ролевая игра, интегрированные уроки;
  • Внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные недели, научно-исследовательская работа, творческие домашние задания;
  • Система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, самостоятельная работа учащихся.

На мой взгляд, реализация создания условий для развития личности в обучении иностранному языку происходит в основном, на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Существует четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, таких, как дифференцированная работа, создание проектов, уроки с ИКТ, урок-экскурсия , ролевая игра, интегрированный урок, что позволяет поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся.

Исследовательская работа даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

  • развивает у школьников творческие способности и вырабатывает  у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);
  • формирует аналитическое  и критическое мышление  в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
  • даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
  • воспитывает  целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
  • благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников, желающих заниматься исследовательской работой. Важно не только разглядеть “искру” исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на экзаменах, участие в конкурсах). Регулярная кропотливая индивидуальная работа с детьми приносит свои результаты. C 2012 года учащиеся принимают активное участие во Всероссийском открытом заочном конкурсе "Интеллект-Экспресс" Малой академии наук, в областных и окружных научно-практических конференциях, печатают свои работы в социальной сети работников образования nsportal.ru "Алый парус" и во Всероссийском фестивале "Портфолио ученика". Являются победителями и лауреатами этих конкурсов.
Организация урочной и внеурочной деятельности с одаренными учащимися предъявляет особые требования к педагогу:

  • положительное отношение к ребенку;
  • проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
  • признание права личности быть непохожей на других; предоставление права на свободу выбора;
  • оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
  • учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми в общеобразовательной школе, хочу отметить три основных момента, которые кажутся очень важными.

Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.

Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя.

Главная цель работы учителя - воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.

Необходимо проведение диагностики детей на предмет выявления одаренных и способных детей, определить их творческий потенциал, интересы и способности.

Максимально развивать способности и творческий потенциал одаренных детей на основе дифференцированного подхода в обучении.

Учителю нужно с помощью разнообразных технологий согласовывать свои приемы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ученика.

Необходимо расширить число формы работы с одаренными учениками: участие в интеллектуальных игровых конкурсах типа “The British Bulldog”, марафонах, очных и заочных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Шире использовать возможности интегрирования английского языка с другими школьными предметами.

Обязательно вовлекать одаренных учеников в исследовательскую деятельность через внутренние познавательные мотивы, создание ситуации успеха и уверенности. В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями родителями одаренных детей.

Так как у одаренных детей наиболее развиты творческие способности, способности к нестандартным мыслительным операциям и решениям, проектирование методики работы по английскому языку с одаренными детьми в нашем ОУ представлен следующими этапами:

1 этап - мотивационный (2-4 класс). Необходимо развивать интерес одаренных учащихся к предмету посредством подбора для них индивидуальных заданий, а также вовлечением их в опережающее изучение некоторых тем (ситуаций, диалогов) и последующего их проигрывания перед классом при прохождении нового материала; участии их в классных и общешкольных концертах с номерами художественной самодеятельности на иностранном языке. При построении данных видов деятельности наши педагоги опираться на следующий принцип - учение будет эффективным в том случае, когда учащиеся получают радость от того, что они делают.

2 этап - творческой деятельности и заложения основ исследовательской деятельности (5-7 класс). Вовлечение в творческую деятельность через знакомство с адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на иностранном языке, различных викторин, работой над проектами. Обычно это достигается с помощью самых разных методов на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые обогащаются видео-экскурсиями, дополнительными лекциями о культуре, спорте, известных людях страны изучаемого языка, подготовленными самими же одаренными друг для друга и для выступлений в классе.

3 этап - вовлечение в исследовательскую деятельность - групповой тренинг деятельности (8-9 класс). Он состоит из методов, предусматривающих развитие исследовательских навыков, навыков реферирования, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием.

4 этап - этап индивидуальных исследований реальных проблем. Этот этап представляет собой самый высокий уровень развития, на который учащиеся получают возможность перейти только в том случае, если они меняют позицию исполнителей традиционных заданий на роль самостоятельных исследований. Таких детей, конечно, единицы, но они есть. Поэтому мы и внесли в актуальный прайм тайм школы индивидуальную работу с одаренными детьми.

Но справедливости ради, надо сказать, что не все одаренные дети одинаково испытывают интерес к изучении иностранных языков или к исследовательской деятельности. И то, и другое требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции, что является проблемой для одаренных детей. Привлекая таких детей к изучению иностранного языка, вовлекая их в творческую и исследовательскую деятельность, учитель помогает детям преодолевать себя, формирует и развивает у них способность ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, планировать и анализировать свою деятельность.

Как мы ранее отмечали, вовлечение в творческую и исследовательскую деятельность происходит через работу над проектами. Наиболее удачным, на наш взгляд, является прикладной проект или практико-ориентированный. Этот тип проекта ориентирован на социальный интерес самих участников проекта Работа над проектами осуществляется как на уроке, так и на индивидуальных занятиях, что позволяет четко спланировать работу, осуществлять контроль за деятельностью учащихся, качественно организовывать презентацию и защиту проектов. В нашей школе на презентации детей имеют возможность приходить учащиеся других классов, учителя. И у одаренных детей появляется возможность приобрести и закрепить новый опыт общения, как на родном, так и на иностранном языке. Проект представляется и защищается на иностранном языке. В письменной форме проект предъявляется на двух языках: на русском и иностранном. Надо ли говорить, что во время работы над проектом учащиеся обогащают свой словарный запас, знакомятся с традициями и обычаями страны изучаемого языка, усваивают и творчески перерабатывают огромный для своего возраста материал, а кроме этого хорошее настроение, удовлетворенность выполненной работой, желание сделать еще что-то интересное и полезное для себя и для других. В общем, налицо метапредметные связи в обучении.

Необходимо отметить, что такая форма работы позволяет дифференцированно подходить к формированию и развитию коммуникативных способностей и личностных качеств, которые помогут учащимся адаптироваться в социальной среде и эффективно решать задачи личностно и профессионально значимого общения.