«Секрет успеха в постоянных и повторяющихся усилиях.»
М.Ганди
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система образования должна обеспечивать «…качественное образование, самоопределение личности, создавать условия для ее реализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества». В настоящее время эффективность деятельности всей системы образования напрямую связана с результатами государственной итоговой аттестации выпускников 9-,11-х классов. Педагоги прикладывают немало усилий, чтобы эти показатели были как можно лучше, используя при этом множество форм и методов работы с учащимися.
Для достижения поставленных целей мы используем индивидуализацию. Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности. Она представляет собой последовательность дополнительных образовательных предметов, самостоятельной работы, внеурочной деятельности.
СЛАЙД 2
Основные характеристики индивидуальной образовательной траектории:
- Индивидуальная – не означает только «один на один» с учителем. Важно найти такой учебный материал, организовать такие формы взаимодействия, которые будут способствовать личной инициативе, проявлению, становлению индивидуальности.
- Образовательная – значит способствующая формированию знаний, умений, пониманию мира и себя в этом мире.
- Траектория – след от движения, накопление различного учебного, социального и образовательного опыта.
СЛАЙД 3
Есть одно качество, которым требуется обладать, чтобы побеждать, и это определенность цели, знание, чего человек хочет, и жгучее желание достигнуть этого.
Наполеон Хилл
В значительной степени, успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.
Для того, чтобы ребенок относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл. Но этого часто не происходит. Учеба для многих школьников, даже старших и выпускных классов, является не лично значимой целью, а нудной обязанностью, от которой хочется как можно скорее избавиться. В результате они относятся к учебной деятельности формально, не стремятся к высоким результатам, не реализуют свой потенциал.
Мы хотим с вами поделиться теми находками, наработками, которые есть в нашей практике. Они связаны с индивидуально-личностным сопровождением и поддержкой обучающихся на основе коучингово подхода при подготовке к ЕГЭ по математике. В связи с этим изменились цели и задачи, поменялась структура подготовки.
СЛАЙД 4
Цели:
- Оказание индивидуальной систематической помощи выпускнику при систематизации, обобщении теории курса алгебры, геометрии.
- Создание условий для развития творческого потенциала, при решении задач повышенной сложности, для подготовки к успешной сдачи экзаменов и для продолжения образования.
- Слайд 5 (цитата ФГОС)
«Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать всевозможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях…»
Именно коучинг является наилучшим инструментом для реализации этих требований стандарта.
СЛАЙД 6,7
- «Коучинг» - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви).
- «Коучинг» — возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал.
- «Коучинг»- процесс, помогающий человеку взглянуть на развитие его личности, на конкретный этап ее развития, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи.
- «Коучинг» — процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.
- «Коучинг» - процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от своих успехов и достижений.
СЛАЙД 8, 9, 10
В чем отличие коучинга от других методов? (пример с лыжами)
Психотерапевт
- выяснит у клиента, что он чувствовал, когда в детстве падал с лыж в снег
Тренер
- покажет и научит, как правильно двигаться на лыжах и дышать
Консультант
- расскажет об истории лыжного вида спорта и видах лыж.
Коуч
- встанет на лыжи рядом с вами и просто спросит о том, куда Вы хотите доехать и каким образом. А в процессе вашего движения в пункт назначения будет вас поддерживать.
Клиент коуча всегда может быть уверен в достижении своей цели.
Он точно знает, что получит именно то, что ему нужно!
СЛАЙД 11
Модель процесс коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:
- Постановка цели и осознание её реальности.
- Анализ необходимых составляющих успеха.
- Анализ имеющихся возможностей.
- Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
- Мониторинг достижения цели и анализ результатов.
Постановка цели и осознание её реальности
Определение целей, к которым ученик будет стремиться, очень серьезная задача. Многим учащимся средней школы трудно увидеть связь своего будущего с сегодняшним днем. Ближе к выпускным классам каждый ученик уже задумывается о своих ценностях и о том, чего он хочет достичь в своей жизни в соответствии с ними, но зачастую он всячески избегает двигаться в направлении этих целей, ставить их и подчинять им свою жизнь. Эта необязательность, в свою очередь, приводит к снижению его самооценки и самоуважения. Поэтому необходима специальная работа с учениками, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей.
В начале проводим консультации, на которых ребята ставят цели, формулируют задачи, проговаривая при этом важность получения желаемого результата. Ребятам предлагаем анкету.
СЛАЙД 12
Вопросы анкеты:
- В чём для вас заключается успешная сдача ЕГЭ?
- Что мешает подготовиться к успешной сдачи экзамена?
- Что может вас поддержать?
- Что может усилить вашу уверенность в успехе на экзамене?
- Какие возможности тогда появятся?
Ответы на эти вопросы позволили определить дальнейшее направление работы.
СЛАЙД 13
(Лень, а что может быть вместо этого? – ВДОХНОВЕНИЕ, МОТИВАЦИЯ)
В результате этой работы ученик должен распрощаться с иллюзиями относительно того, что его обучение и достижение целей (например, успешное окончание школы и подготовка к поступлению в вуз) — это забота школы и учителя. Ему необходимо четко осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами.
Анализ необходимых составляющих успеха
СЛАЙД 14
Составляем пирамиду успеха (выбор стратегии)
- Поиск источников информации – нахождение ответов на те вопросы, которые у них появились.
- Предметные знания – прибавление знаний к тем, что уже есть новых (те ребята, которые испытывают затруднения, мотивированы на поиск дополнительной информационной базы).
- Практическое применение – приумножили знания конкретно на практике. Анализ.
- Систематизация – дойдя до уровня систематизации, ученик имеет возможность самостоятельно выполнять задания, делиться опытом с другими, как он этого достиг, каким образом. Выступаю поддерживающей средой для своих одноклассников.
Пройдя все эти уровни, вершиной пирамиды является достижение главной цели, ради которой будет и пройден этот путь.
Анализ имеющихся возможностей
Определение путей достижения цели, выбор стратегии
СЛАЙД 15
На основе проведенных диагностических работ, ребятам было предложено создать «Колесо развития» по номерам заданий первой части экзамена. Каждый ученик создал свое «Колесо развития», определил свой уровень готовности в соответствии со шкалой успешной подготовки. Где 10 – это в независимости от уровня сложности задания самостоятельное решение, решение без проблем, сделать не только самому, но и помочь другому, а 1– только знакомство с данным заданием. Дальнейшая работа с этим инструментом позволяет четко спланировать действия по ликвидации пробелов в знаниях и заполнения «белых пятен».
Чтобы получить качественный результат, любое действие должно быть проверено временем.
Для каждого ученика оно будет индивидуальным, в зависимости от желаемого результата.
СЛАЙД 16,17
«Лента времени»
На каждом этапе, ученик отвечает на вопросы:
- Насколько достигнута цель?
- Какие изменения были внесены в планах?
- Чему научил данный опыт?
- Что я могу сделать по-другому для большей эффективности?
Ребята вносят корректировку в своё «колесо развития», таким образом, проделав все шаги и подойдя к конечной дате, ребята сравнивают полученный результат с планируемым.
Что могу сделать ещё, чтобы продвинуться вперед? Что могу сделать по-другому?
В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.
СЛАЙД 18