Цель: создание развивающей среды для решения педагогических задач по физическому развитию детей средствами игровой деятельности.
Задачи:
- Создать атмосферу и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в двигательно-игровую деятельность.
- Способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей, развитию физических качеств, формированию потребности в повышении двигательной активности детей в совместной организованной деятельности детей и педагога.
- Содействовать обеспечению преемственности образовательной деятельности и семейного воспитания в вопросах физического развития детей.
Направления реализации:
- организованная образовательная деятельность;
- досуговые мероприятия;
- соревновательная деятельность;
- мероприятия с привлечением родителей в активный двигательный процесс.
В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных явлений проблема здоровья детей является особенно актуальной.
Одним из факторов, формирующих здоровье ребенка, является двигательная активность.
Играя, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность.
Подвижные игры – одно из самых любимых занятий детей. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма.
Игровая деятельность (подвижные и спортивные игры, игровые упражнения, сюжетно-игровые задания) способствует нормализации нервных процессов, развитию памяти, внимания, проявлению инициативы, формированию волевых качеств, развитию умения ориентироваться в пространстве во времени, укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, активизации обмена веществ, развитию подвижности двигательного аппарата.
Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир. В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной и физической активности ребенка. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель – познание мира, остается неизменной. В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя ту или иную роль.
Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что творчество, фантазия, инициатива, являющиеся непременным условием большинства игр, – как проявления воли к жизни – усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.
Для получения максимального результата эффективности использования разнообразия подвижных игр необходимо помнить и соблюдать основные требования к проведению:
Организация подвижной игры. Подбирая игру, специалист обращается, прежде всего, к Программе воспитания и обучения в детском саду. Программные требования являются критерием и для подбора народных и традиционных для данного региона подвижных игр, для варьирования двигательных заданий в знакомых играх.
Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект, двигательное содержание должно сочетаться с условиями проведения. Регламентирует выбор игры и ее место в режиме дня.
Создание интереса к игре. Особенно важно создать его в самом начале, чтобы придать целенаправленность игровым действиям, например:
- интригующий вопрос: «Хотите быть летчиками? Бегите на аэродром!»;
- использование атрибутов, масок-шапочек;
- стихи, песенки, загадки на тему игры;
- рассматривание следов, знаков, по которым нужно найти спрятавшихся;
- переодевание.
Объяснение игры. Должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности – интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация – должны найти целесообразное применение в объяснениях, для того чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры – это инструкция, и момент создания игровой ситуации.
Распределение ролей в игре. Роли определяют поведение детей в игре. Распределение ролей следует использовать в воспитательных целях:
- назначение на главную роль – наиболее распространенный прием. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение со стороны педагога, который им доверяет выполнить важное поручение. Выбор должен быть обязательно мотивирован (например: «Дети, пусть первым ловишкой будет Алеша – у него сегодня день рождения. Это наш ему подарок. Согласны?»);
- применение считалок;
- использование «волшебной палочки», вертушек, перехваток.
Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил.
Руководство ходом игры. В целом контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов:
- участие специалиста в игре. С детьми младшего возраста обязательно непосредственное участие педагога, который чаще всего сам выполняет главную роль (в знакомых играх исполнение главной роли поручается детям). Руководство детьми старшего возраста опосредованное. Но иногда педагог участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется определенное число играющих;
- установление контакта педагога с каждым ребенком для поддержания интереса к игре;
- установление связи в содержании организованной и самостоятельной двигательной деятельности;
- организация пространства для самостоятельной двигательной деятельности;
- рациональное использование физкультурных пособий;
- поощрение творческой инициативы и самостоятельности ребенка;
- объединение детей с разным уровнем двигательной активности в совместные игры;
- использование игровых упражнений разной степени интенсивности;
- итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. Малышей надо обязательно похвалить.
Варьирование и усложнение подвижных игр.
Подвижные игры – школа движений. Поэтому, по мере накопления детьми двигательного опыта игры, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.
Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
- увеличить количество повторений и общую продолжительность игры;
- усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а выпрыгивают);
- изменить размещение играющих на площадке (ловишка находится не сбоку, а в середине площадки);
- сменить сигнал (вместо словесного–звуковой или зрительный);
- провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее, в лесу использовать препятствия для висов, обхвата, перепрыгиваний);
- усложнить правила: в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число ловишек).
Применяя в своей работе разносторонний арсенал средств и методику обучения подвижным играм, анализируя и корректируя ее, педагог постепенно, от игры к игре, по крупицам будет накапливать бесценный опыт профессионального мастерства.
Рациональное и грамотное использование направленности подвижных игр позволит педагогу решить поставленные цели и задачи по созданию оптимальной двигательной активности детей, формированию потребности в регулярных занятиях физической культурой, развитию положительных эмоций и дружелюбия, повышению уровня произвольности действий.
Список литературы
- Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М: Просвещение, 1998.
- Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.:ВЛАДОС, 2001.
- К здоровью через движение: рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном возрасте: Пособие для Гордова Н.А. инструкторов физической культуры и воспитателей. – М.: Просвещение, 2004.
- Рунова М.А. Движение день за днем. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.