Урок химии по теме "Адсорбция". 7-й класс

Разделы: Химия

Класс: 7

Ключевые слова: химия


Цель урока: познакомиться с явлением адсорбции, как одним из способов очистки и разделения смесей.

Задачи:

Обучающие:

  • изучить явление адсорбции;
  • экспериментально осуществить и проанализировать явление адсорбции;
  • найти примеры  практического применения адсорбции в быту, профессиональной деятельности и в жизни.

Воспитательные:

  • воспитание активной самостоятельности в учении; воспитание отношений сотрудничества; воспитание чувства коллективизма.

Развивающие:

  • продолжить развитие навыков самостоятельной работы (делать выводы, анализировать, сравнивать, наблюдать).
  • продолжить развитие навыков техники лабораторных работ (работа с нагревательными приборами, фильтрование, взбалтывание);
  • развивать коммуникативные умения (работать в группах, выражать мнение, оказывать помощь, сотрудничать).

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности обучающихся. (вводное слово учителя)

Здравствуйте, ребята! Приготовились к уроку.

Надеюсь, на перемене вы отдохнули, набрались сил и готовы начать наш урок. Давайте плодотворно сегодня поработаем. Девиз нашего урока «На уроке не зевай – чаще руку поднимай!». Активность на уроке приветствуется.

2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока. (беседа, отгадывание фотозагадок)

Вспомним, что мы изучали на последних уроках.

- Среди данных слов (на доске): кислород, медь, воздух найдите лишнее слово. (воздух)

Объясните, почему вы так решили (Кислород, медь – чистые вещества, а воздух – это смесь).

- Что такое смеси? (Смеси – это системы, содержащие два и более компонента)

Смеси могут быть различными.

- Какие виды смесей вы знаете? (неоднородные и однородные)

- Продолжите фразу: Смеси, к которых видны ёё компоненты называются...

- Однородные смеси – это ... (смеси, в которых нельзя разглядеть частицы веществ, входящих в неё)

- А можно ли вещества смеси разделить? (можно)

- Перечислите способы разделения неоднородных смесей. (просеивание, остаивание, действие магнита, фильтрование).

- Какими способами можно разделить однородные смеси? (выпаривание, дистилляция)

Проверяем, всё ли назвали? (Вывешено на доске).

Презентация

Отгадайте следующие фотозагадки (Слайд 2-7 презентации):

Сейчас вам будет предложена смесь. Вы определяете вид смеси и предлагаете способ её разделения (Слайд ...).

1) манка + гречка - просеивание (неоднородная смесь – просеивание),

2) смесь стальных и пластмассовых скрепок (неоднородная смесь – действие магнита)

3) раст.масло + вода (неоднородная смесь – отстаивание),

4) речной песок + вода (неоднородная смесь – фильтрование),

5) сахар + вода (однородная смесь, выпаривание)

6) уксусная кислота + вода (однородная смесь – дистилляция)

6) раствор марганцовки (?) (слайд 8 презентации)

- Какая это смесь? (ответы учащихся)

Почему вы так решили? А только ли с помощью зрения мы можем увидеть компоненты смеси? (нет, можно ещё при помощи микроскопа)

Перед вами раствор марганцовки под электронным микроскопом (слайд 9 презентации).

- К какому виду смеси вы бы теперь отнесли раствор марганцовки? (неоднородной) Почему?

Можно ли к этой смеси применить данные способы разделения неоднородных смесей? (нет)

Сейчас я брошу в раствор марганцовки хорошо знакомый вам активированный уголь и перемешаю. Чтобы оценить результат опыта, я отфильтрую уголь. Есть ли разница между исходным и конечным раствором? Что произошло? Можете ли вы дать название, объяснение этому явлению?

Сформулируйте вопросы, ответы на которые будем искать с вами на уроке? (заслушивание ответов учащихся). Вывешивание на доске опорных фраз:

  • название явления
  • суть явления
  • примеры веществ
  • 4особенность строения
  • агрегатное состояние поглощаемых веществ
  • применение

Найдите на стр.87 название увиденного процесса. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (слайд 1 презентации, запись темы и даты урока в тетради)

3. Основная часть Формирование новых знаний. Первичное усвоение новых знаний. (работа с учебником, выполнение демонстрационного и лабораторного эксперимента)

1) Письменно охарактеризуйте адсорбцию по первым четырём пунктам плана, работая с учебником стр. 87-88.

На выполнение задания – 3-4 минуты.

Проверка.

1. Название явления - адсорбция

2. Суть явления – поглощение поверхностью твёрдых веществ других веществ

3. Примеры веществ – уголь, силикагель, фильтровальная бумага. (адсорбенты, слайд 10 презентации)

4. Особенность строения – пористость. Для чего адсорбентам пористость? (слайд 11 презентации)

Физкульминутка.

Сделаем небольшую паузу. Перед вами импровизированная колба (на доске из магнитов).

- Обведите глазами контур всей колбы по часовой стрелке вправо, против часовой стрелки влево.

- Посмотрите на нижнюю часть колбы, правую, левую стенки колбы, содержимое колбы.

- Теперь крепко зажмурьтесь, посчитайте до 10 и откройте глаза. Глаза немного отдохнули. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь соседу. Продолжим.

- Повторим, что же такое адсорбция? (Это поглощение поверхностью твёрдых веществ других веществ)

2) Давайте теперь выясним агрегатное состояние веществ, которые могут адсорбироваться углём.

Эксперимент №1. «Адсорбция активированным углем твёрдых веществ из раствора»

Сейчас я предлагаю вам самим убедиться в адсорбции активированного угля, выполнив лабораторный опыт (слайд 12 презентации).

  • 1 ряд – раствор красящих веществ (чернил)
  • 2 ряд – раствор лекарственных веществ (зелёнки)
  • 3 ряд – раствор краски (акварель)

Перед вами находятся лотки с необходимым оборудованием. Следуя карточке - инструкции (Приложение 1) выполните задание, соблюдая правила техники безопасности.

На выполнение задания 2-3 минуты.

А теперь проверим ваши результаты. Что у вас получилось? (проверка по рядам). Сделайте вывод об агрегатном состоянии поглощаемых веществ в вашем опыте.

Вывод: уголь адсорбирует твёрдые и жидкие вещества из раствора.

Эксперимент №2 «Адсорбция активированным углём газов» (демонстрационный опыт).

В колбу помещаем несколько таблеток активированного угля. При помощи горящей лучины наполняем ёмкость дымом. Закрываем пробкой. Встряхиваем.

- Что происходит в колбе? (дым исчезает)

Вывод: уголь адсорбирует газообразные вещества.

Заполним 5 пункт плана изучения адсорбции.

Агрегатное состояние поглощаемых веществ – твёрдое, жидкое и газообразное.

4) Первичная проверка понимания. (работа с карточкой, составление учащимися схемы на доске и в тетради)

Применение адсорбции

Переходим к вопросу применения адсорбции.

Переверните лист с инструкцией к лабораторному опыту. У вас на столах задание (Приложение 1). Внимательно подумайте и выберите среди списка 7 применений явления адсорбции. Оформите в виде схемы в тетради. На выполнение задания – 3 минуты.

1. Противогаз

2. Пылесос

3. Очистка воды

4. Лечение отравлений

5. Отделение гравия от песка

6. Осветление фруктовых соков

7. Улавливание газов

8. Очистка воздуха

9. Лечение аллергии

10. Удаление железных примесей из руды

Проверка (1 ученик у доски).

Вы видите насколько широкое находит адсорбция применение и быту и в промышленности.

5) Самостоятельная работа (тестирование, самопроверка).

Проверим, насколько хорошо вы усвоили явление адсорбции.

В тетради записываем слово тест и выполняем тест своего варианта. Это задание №2. На выполнение теста 3 минуты

Тест

1. Как называется способность вещества к поглощению других веществ:
А) фильтрование
Б) декантация
В) адсорбция

2. Адсорбентом является:
А) кукурузные палочки
Б) вода
В) сахарный песок

3. Особенностью адсорбента является:
А) сплошное строение
Б) пористость
В) отсутствие отверстий

4. Если к раствору чернил добавить уголь то:
А) раствор потемнеет
Б) раствор обесцветится
В) раствор приобретёт другой цвет

5. Адсорбция углём применяется в:
А) пылесосе
Б) утюге
В) фильтре для воды

1. Адсорбция – это:
А) поглощение веществ поверхностью твёрдого вещества
Б) выделение поглощенных веществ поверхностью твердого вещества
В) образование твердых или газообразных веществ

2. Как называется поглощающее твёрдое вещество
А) сорбент
Б) адсорбтив
В) адсорбент

3. Адсорбция происходит
А) во всём объёме поглощающего вещества
Б) на поверхности поглощающего вещества
В) отдельно от поглощающего вещества

4. Если к раствору окрашенной жидкости в жёлтый цвет добавить уголь, то окраска:
А) исчезнет
Б) не изменится
В) изменится на другой цвет

5. В быту адсорбция может использоваться:
А) для удаления запаха в холодильнике
б) мытьё посуды
В) для осветления волос

Поменяйтесь тетрадками. Проверьте ответы своего соседа. Правильные ответы и критерии проверки на слайде (слайд 13 презентации).

Отдайте соседу его тетрадь.

Проверим ваши результаты (слайд 14 презентации). Поднимите руки, кто получил оценку 5, 4, 3.

Итак, давайте подведем итог нашего занятия.

  1. Что такое абсорбция?
  2. Что такое адсорбент?
  3. Какие примеры адсорбентов вы могли бы привести?
  4. Можно ли обычную губку сравнить с адсорбентом? Почему?

6) Рефлексия.

Ребята, у вас на столе 2 фасолины: белая и коричневая.

Если на уроке вам было всё понятно, и вы во всем разобрались, выберите белую фасолину Если что-то осталось неясным - коричневую фасолину. Ребята, сидящие на последних партах возьмите пустой стакан и положите туда свою фасолинки и перередайте следующей парте.

И так до тех пор, пока стаканчики не дойдут до первой парты.

Высыпаю всю фасоль в одну колбу. Посмотрим, что мы получится смесь или чистое вещество? Если фасоль одного цвета – у нас получилось чистое вещество, вы хорошо сегодня поработали, если фасоль разная - у нас получилась смесь, нам есть ещё над чем работать, чтобы смесь разделить.

Подведение итогов.

  • Сегодня на уроке я узнал ....
  • Меня удивило, что ...
  • Мне показалось трудным ....

7) Домашнее задание.

  • Небольшое сообщение на выбор на тему «Изобретение активированного угля», «Получение активированного угля».
  • Домашний эксперимент с.107-108. Соблюдать охрану труда (тщательно мыть руки после опыта).