Технологическая карта урока-игры «Погода». 5-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Ключевые слова: погода, технологическая карта, география, ЭОР, урок-игра


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Раздел: География, урок с использованием ЭОР, конкурс сценариев уроков, по использованию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и электронных форм учебников (ЭФУ) в учебном процессе.

Учебный предмет:география (5 класс)

Автор УМК: А.И.Алексеев, В.В.Николина. Е.К.Липкина,С.И.Болысов, Г.Ю.Кузнецова.

Тип Урока: Изучение нового материала.

Технология: Игровая.

Цель: Формирование понятия «погода», знакомство с элементами погоды и причинами её изменения.

Задачи урока:

  • Образовательные: выявлять причинно-следственные связи между погодой и ее элементами.
  • Развивающие: Анализировать «дневник погоды», делать выводы.
  • Воспитательные: воспитание культуры общения, умения выступать перед аудиторией.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Учащийся научится проводить самостоятельный поиск информации, объяснять признаки понятия «погода», причины изменения погоды; получит возможность научиться пользоваться метеорологическими приборами и создавать презентации.

Метапреметные: Выделять признаки погоды,проводить самостоятельный поиск информации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность при подготовке к уроку. Учащийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи между погодой и ее значением для жизни человека, составлять определение «погода», «атмосферное давление». Получит навыки совместной работы с родителями, выступать перед аудиторией.

Личностные результаты: Формирование представлений о погоде, осознание необходимости соблюдения правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, связанных с погодой.

УУД:

  • Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • Коммуникативные УУД: самостоятельно определять цели, договариваться в группе;
  • Регулятивные УУД: способность самостоятельному приобретению новых знаний, умение организовывать свою деятельность; оценивать достигнутые результаты;
  • Личностные УУД: адекватно реагировать на трудности и небояться ошибаться.

Образовательные ресурсы: Компьютер, проектор, презентация, атласы.

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационно-мотивационный

 

Распределяет роли. (судья, адвокаты, солнце, прокурора, свидетелей)
Даёт задание ученикам собрать материал и создать презентации по теме урока, консультирует.

Подбирают материал, совместно с родителями создают презентации, консультируются с учителем

Приветствует учащихся.Предлагает учащимся определить тему и задачи урока (называет слова - температура, осадки, ветер, давление и задаёт вопрос – какая тема урока у нас сегодня?) ознакомление с планом урока, подготовка мест для судьи, прокурора, адвоката, свидетелей, обвиняемой погодой

Готовят рабочее место.
Занимают свои места согласно табличек.
Совместно определяют тему урока и задачи.
Внимательно слушают учителя. Знакомятся с планом урока.

Вступительное слово учителя-судьи. Сегодня мы судим погоду и её сообщников – элементы погоды, обвиняем за то, что они вступив в сговор постоянно меняются. Погода бывает хорошая и плохая, она влияет на здоровье людей.
Ознакомление с планом урока:
План судебного разбирательства:
Обвиняемая – погода
Потерпевший человек
Состав преступления: Постоянно изменяется, её трудно предсказать, влияет на жизнь и здоровье человека
Место - земная поверхность.
Время - современное
План судебного разбирательства: характеристика погоды, элементов погоды;изучение мотивов преступления орудий реступления (ураганы, засухи, туманы)

 

2.Изучение нового материала

 

Адвокаты погоды: Погода - это состояние тропосферы в данном месте и данный момент времени.
Погода бывает ясная, облачная, холодная, тёплая, дождливая или сухая. Люди часто говорят «Погода хорошая, или погода плохая». При этом они забывают, что интересы у всех разные. Горожанину хочется жаркого лета, чтобы отдыхать на море, речке, а крестьянину нужен дождь. Который спасёт урожай от засухи. прогнозы погоды. Для детей выпавший снег – развлечение, для городского хозяйства - суровое испытание(если вовремя не убрать снег не сможет передвигаться транспорт и городская жизнь остановится.
За погодой наблюдают на метеорологической станции, результаты наблюдений поступают в метеорологические центры, где составляют специальные синоптические карты, и прогнозы погоды.
Записывают определение. Выписывают новые слова. Выступают с презентациями

 

Судья: Значит погода находится под присмотром. А наблюдают ли за сообщниками погоды - её элементами.
Вопрос свидетелю - а вы знакомы с элементами погоды, назовите мне их.
Судья: Значит погода находится под присмотром. А наблюдают ли за сообщниками погоды - её элементами.
Вопрос свидетелю - а вы знакомы с элементами погоды, назовите мне их. (Находится под присмотром. А наблюдают ли за сообщниками погоды - её элементами.
Вопрос свидетелю: а вы знакомы с элементами погоды, назовите мне их.

Отвечают на вопрос. Называют элементы погоды

Адвокат 2 знакомит с температурой воздуха- Погода постоянно меняется потому что изменяется температура воздуха. Измеряется температура воздуха с помощью термометра, термометр помещён в метеорологическую будку, в тень (рис. 85 стр. 124). Температуру воздуха измеряют через 3 часа, а затем из собранных показателей находят среднее арифметическое - среднюю суточную температуру. Так же находят среднее месячную температуру, среднегодовую, кроме того значения температур используют для составления графиков. Температура бывает высокая, низкая, разница между самой высокой температурой и низкой в течении дня называют суточной амплитудой.

 

Судья - мы выяснили, что температура меняется в течении суток, у нас есть свидетели, которые наблюдали температуру, вели дневники погоды. Посмотрите как изменялись температуры в течении дня в Иркутске в сентябре, определите среднесуточную температуру, среднемесячную. (анализ дневника погоды) один человек) Мы доказали, что Температура меняется. Почему меняется температура воздуха
На этот вопрос ответит свидетель Солнце.
Судья: На погоду оказывает влияние и атмосферное давление http://yandex ru
Судья: Давление и температура взаимосвязаны между собой.
Свидетель вызывается, докажите, что Давление и температура воздуха между собой взаимосвязаны.
Судья: На изменение погоды большое влияние оказывают воздушные массы.
Вызываем воздушную массу- свидетеля.

Судья - вызывается свидетель-синоптик.
Можно ли погоду предсказать?

Солнце: В течении суток я по разному нагреваю земную поверхность. (это можно увидеть на стр. 127, рис. 87). В 7 час утра я только встаю над земной поверхностью, поэтому температура воздуха ещё невысока. Я поднимаюсь всё выше и выше до максимальной высоты, затем начинаю снижаться и скрываюсь за горизонтом. Утром, днём и вечером солнечные лучи падают под разным углом наЗемную поверхность .Поэтому одно и тоже количество тепла приходится на разную площадь поверхности. Потому что чем меньше угол падения солнечных лучей, тем меньше тепла поступает на землю.Поэтому колебания температур воздуха в течении суток происходят прежде всего из-за изменения угла падения солнечных лучей. Максимальный нагрев поверхности происходит в солнечный полдень - когда Солнце достигает наибольшей высоты над горизонтом. На нагрев поверхности Земли нужно примерно 2 часа. Поэтому максимальные температуры отмечаются примерно в 2 часа.дня. Над морями и океанами разница между утренними, дневными и вечерними температурами не велика
Каждый день я по разному нагреваю Землю, потому, что я всхожу, поднимаюсь до максимальной высоты, затем снижаюсь, и наконец скрываюсь за горизонтом (смотрите рис. 99) Вы видите, что солнечные лучи утром,днём и вечером по разному нагревают землю, потому, что имеют разный угол падения солнечных лучей. В полдень я нахожусь на самой большой высоте над горизонтом. Угол падения солнечных лучей самый большой. Поэтому в это время самое максимальное нагревание земной поверхности. А от земли через 2 часа максимально нагреется воздух.
ВЫВОД: Колебания температуры воздуха в течении суток происходит прежде всего из-за изменения угла падения солнечных лучей.
Свидетель: (по дневнику погоды анализируют и делают выводы) чем выше температура воздуха, тем ниже А.Д.
Ученик показывает презентацию о воздушных массах

Синоптик. Можно ли предсказать погоду.
Земная поверхность покрыта сетью метеорологических станций,где за погодой наблюдают метеорологи.Погоду предсказывают и по местным признакам. Вот некоторые из них. (презентация )
Адвокат: Земная поверхность покрыта сетью метеорологических станций. Где полученная информация обрабатывается, по результатам составляют карты погоды, на которых с помощью условных знаков отображена информация о погоде.
Прогнозированием погоды могут заниматься не только метеорологи, но и наблюдательный человек.
Презентация о приметах погоды.
Врач: свидетели. О том что человек чувствителен к перемене погоды, известно уже тысячи лет. Ещё Гипократ (знаменитый древнегреческий врач) предупреждал «Будь особо внимательным при перемене погоды, в этот период избегай кровопусканий, прижиганий и не берись за скальпель».

 

Кто знает другие приметы погоды?

 

 

 

Судья: Познакомимся с опасными атмосферными явлениями-ураганом, смерчами туманами. (фрагмент Фильм про смерч.)

При резкой смене погоды снижается работоспособность, обостряются болезни, увеличивается число ошибок, несчастных и даже смертельных случаев. Исследования современных учёных подтверждают. Что погода и климат постоянно и разнообразно влияют на жизнь и здоровье людей. Резкие перепады температуру многих приводят к простудным заболеваниям.остояние. Считается, что наиболее комфортная для человека температура +17,+27
На самочуствие людей играет и скорость ветра. Чаще других на это реагируют люди с повышенным давлением, так как ветер со скоростью более 4,5 м/сможет вызвать сужение кровеносных сосудов. Заметно, что сырая, мрачная или штормовая погода может вызвать угнетённое состояние.
Наиболее чувствительными являются пожилые люди, страдающие хроническими заболеваниями. Зная, какие реакции в организме вызывают изменения в атмосфере, люди принимают меры профилактики.К счастью большая часть населения не подвержена резкой зависимости здоровья от изменения погоды. Но до сих пор влияние погодных условий на здоровье известно не доконца

Обобщение

Судья подводит итоги: Итак: поднимите руки, кто считает, что погода виновата?
Кто считает, что виноват Человек?

Учащиеся смотрят фильм про смерч и презентацию про туманы. (Учащиеся приводят примеры вины человека:
1 вырубка лесов приводит к возникновению сильных ветров, глобальное потепление-глобальное похолодание.
Сжигание топлива, искусственное изменение погоды, изменяется газовое соотношение в атмосфере.)
Вывод: Погода сама нуждается в защите человека.

Домашнее задание

Стр 128 зад. 6 и 7 (это я могу) письменно

 

Рефлексия Эмоционального состояния

Желтый круг - тема понятна
Зеленый круг - остались вопросы
Красный круг - тему не понял

Поднимают желтые круги