Раздел: География, урок с использованием ЭОР, конкурс сценариев уроков, по использованию электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и электронных форм учебников (ЭФУ) в учебном процессе.
Учебный предмет:география (5 класс)
Автор УМК: А.И.Алексеев, В.В.Николина. Е.К.Липкина,С.И.Болысов, Г.Ю.Кузнецова.
Тип Урока: Изучение нового материала.
Технология: Игровая.
Цель: Формирование понятия «погода», знакомство с элементами погоды и причинами её изменения.
Задачи урока:
- Образовательные: выявлять причинно-следственные связи между погодой и ее элементами.
- Развивающие: Анализировать «дневник погоды», делать выводы.
- Воспитательные: воспитание культуры общения, умения выступать перед аудиторией.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: Учащийся научится проводить самостоятельный поиск информации, объяснять признаки понятия «погода», причины изменения погоды; получит возможность научиться пользоваться метеорологическими приборами и создавать презентации.
Метапреметные: Выделять признаки погоды,проводить самостоятельный поиск информации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность при подготовке к уроку. Учащийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи между погодой и ее значением для жизни человека, составлять определение «погода», «атмосферное давление». Получит навыки совместной работы с родителями, выступать перед аудиторией.
Личностные результаты: Формирование представлений о погоде, осознание необходимости соблюдения правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, связанных с погодой.
УУД:
- Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- Коммуникативные УУД: самостоятельно определять цели, договариваться в группе;
- Регулятивные УУД: способность самостоятельному приобретению новых знаний, умение организовывать свою деятельность; оценивать достигнутые результаты;
- Личностные УУД: адекватно реагировать на трудности и небояться ошибаться.
Образовательные ресурсы: Компьютер, проектор, презентация, атласы.
План урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационно-мотивационный
|
Распределяет роли. (судья, адвокаты, солнце, прокурора, свидетелей) |
Подбирают материал, совместно с родителями создают презентации, консультируются с учителем |
Приветствует учащихся.Предлагает учащимся определить тему и задачи урока (называет слова - температура, осадки, ветер, давление и задаёт вопрос – какая тема урока у нас сегодня?) ознакомление с планом урока, подготовка мест для судьи, прокурора, адвоката, свидетелей, обвиняемой погодой |
Готовят рабочее место. |
|
Вступительное слово учителя-судьи. Сегодня мы судим погоду и её сообщников – элементы погоды, обвиняем за то, что они вступив в сговор постоянно меняются. Погода бывает хорошая и плохая, она влияет на здоровье людей. |
|
|
2.Изучение нового материала |
|
Адвокаты погоды: Погода - это состояние тропосферы в данном месте и данный момент времени. |
|
Судья: Значит погода находится под присмотром. А наблюдают ли за сообщниками погоды - её элементами. |
Отвечают на вопрос. Называют элементы погоды Адвокат 2 знакомит с температурой воздуха- Погода постоянно меняется потому что изменяется температура воздуха. Измеряется температура воздуха с помощью термометра, термометр помещён в метеорологическую будку, в тень (рис. 85 стр. 124). Температуру воздуха измеряют через 3 часа, а затем из собранных показателей находят среднее арифметическое - среднюю суточную температуру. Так же находят среднее месячную температуру, среднегодовую, кроме того значения температур используют для составления графиков. Температура бывает высокая, низкая, разница между самой высокой температурой и низкой в течении дня называют суточной амплитудой. |
|
Судья - мы выяснили, что температура меняется в течении суток, у нас есть свидетели, которые наблюдали температуру, вели дневники погоды. Посмотрите как изменялись температуры в течении дня в Иркутске в сентябре, определите среднесуточную температуру, среднемесячную. (анализ дневника погоды) один человек) Мы доказали, что Температура меняется. Почему меняется температура воздуха Судья - вызывается свидетель-синоптик. |
Солнце: В течении суток я по разному нагреваю земную поверхность. (это можно увидеть на стр. 127, рис. 87). В 7 час утра я только встаю над земной поверхностью, поэтому температура воздуха ещё невысока. Я поднимаюсь всё выше и выше до максимальной высоты, затем начинаю снижаться и скрываюсь за горизонтом. Утром, днём и вечером солнечные лучи падают под разным углом наЗемную поверхность .Поэтому одно и тоже количество тепла приходится на разную площадь поверхности. Потому что чем меньше угол падения солнечных лучей, тем меньше тепла поступает на землю.Поэтому колебания температур воздуха в течении суток происходят прежде всего из-за изменения угла падения солнечных лучей. Максимальный нагрев поверхности происходит в солнечный полдень - когда Солнце достигает наибольшей высоты над горизонтом. На нагрев поверхности Земли нужно примерно 2 часа. Поэтому максимальные температуры отмечаются примерно в 2 часа.дня. Над морями и океанами разница между утренними, дневными и вечерними температурами не велика Синоптик. Можно ли предсказать погоду. |
Кто знает другие приметы погоды?
Судья: Познакомимся с опасными атмосферными явлениями-ураганом, смерчами туманами. (фрагмент Фильм про смерч.) |
При резкой смене погоды снижается работоспособность, обостряются болезни, увеличивается число ошибок, несчастных и даже смертельных случаев. Исследования современных учёных подтверждают. Что погода и климат постоянно и разнообразно влияют на жизнь и здоровье людей. Резкие перепады температуру многих приводят к простудным заболеваниям.остояние. Считается, что наиболее комфортная для человека температура +17,+27 На самочуствие людей играет и скорость ветра. Чаще других на это реагируют люди с повышенным давлением, так как ветер со скоростью более 4,5 м/сможет вызвать сужение кровеносных сосудов. Заметно, что сырая, мрачная или штормовая погода может вызвать угнетённое состояние. Наиболее чувствительными являются пожилые люди, страдающие хроническими заболеваниями. Зная, какие реакции в организме вызывают изменения в атмосфере, люди принимают меры профилактики.К счастью большая часть населения не подвержена резкой зависимости здоровья от изменения погоды. Но до сих пор влияние погодных условий на здоровье известно не доконца |
|
Обобщение |
Судья подводит итоги: Итак: поднимите руки, кто считает, что погода виновата? |
Учащиеся смотрят фильм про смерч и презентацию про туманы. (Учащиеся приводят примеры вины человека: |
Домашнее задание |
Стр 128 зад. 6 и 7 (это я могу) письменно |
|
Рефлексия Эмоционального состояния |
Желтый круг - тема понятна |
Поднимают желтые круги |