Цель: Выравнивание качества образовательных результатов всех категорий обучающихся к 9 классу.
Задачи:
- выявить факторы, которые влияют на низкую результативность обучающихся с диагнозом;
- определить формы и методы оказания помощи;
- разработать адаптированную общеобразовательную программу;
- внедрение в образовательный процесс индивидуальных планов развития педагогов и детей.
Целевая аудитория проекта. Дети школьного возраста от 7 до 16 лет, посещающие школьную образовательную организацию.
Прогнозируемые результаты:
Проект направлен на выравнивание уровня образования детей с различными психическими и психо-физическими свойствами.
Должны произойти следующие позитивные изменения в школе:
- поможет сблизить участников целевых групп проекта;
- предоставит возможность для жителей местных организаций и учреждений стать активными партнерами в разработке и реализации адаптированной программы;
- выравнивание качества образования всех групп детей за счёт корректировки индивидуальных планов обучения и развития.
Ресурсы:
Нормативно-правовые:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский Кодекс Российской Федерации;
- Закон «Об образовании»;
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;
- Закон «О защите прав потребителей»;
- Приказы, инструктивные письма;
- Устав;
- Локальные акты.
Кадровые:
- имеющийся кадровый потенциал школы
- работники Люльпанского детского дома
- работники Люльпанского детского сада «Радость»
Материально-технические:
- организованная среда школы, детского сада и детского дома для осуществления образовательных услуг;
- мультимедийные ресурсы, ресурсы интернет-сети, опыт школ
Финансовые:
- средства в рамках бюджета организации
- имеющиеся внебюджетные средства
- спонсорская помощь
Риски и их минимизация:
Риски |
Способы их минимизации |
Отсутствие до конца изученного практического опыта и механизма его применения. |
Разработка технологий организации инновационной деятельности для эффективного обучения. |
Неполное осознание кардинально изменившегося подхода в обучении детей в общеобразовательных школах |
Ежемесячное обсуждение новых законодательных актов, закона об образовании среди педагогического персонала, участие в в педагогических проектах и конкурсах, обучение молодых специалистов школы. |
Финансовые затруднения школы. |
Участие в инновационных проектах и конкурсах, привлечение внебюджетных средств. |
Пассивная позиция со стороны участников проекта школы, эмоциональное выгорание педагогов. |
Создание условий для формирования позитивного отношения и готовности каждого к демократическим преобразованиям. |
Нехватка времени для общения партнеров проекта. |
Использование эффективных приемов тайм-менеджмента. |
Оптимизация образования путем сокращения штата школы, укрупнения. |
Изменение нормативно-правовой базы (должностные инструкции, обязанности) совместно с профсоюзной организацией. |
Этапы и механизм реализации проекта: Проект планируется провести в 3 этапа (общий срок 1 год).
Первый этап – констатирующий: 201–2016 учебный год (сентябрь):
- Проанализировать возможности внешней и внутренней среды для формирования стратегии развития;
- Провести идентификацию «проблемного поля» школы;
- Изучить состояние проблемы в педагогической и социологической теории и практике общего образования
- Изучить социальный заказ целевых групп, на которые направлен проект.
- Проанализировать состояние школьной инфраструктуры, ресурсного (управленческого, кадрового, ученического потенциала), ее соответствие проектным задачам.
- Провести тематическую подготовку педагогических работников, разъяснительную работа с учащимися, родителями и законными представителями по данной деятельности.
- Обеспечить информационную открытость предлагаемого проекта.
Второй этап - формирующий: 2015–2016 учебный год (октябрь–май):
- Скорректировать программу развития школы в соответствии с целями и задачами проекта.
- Разработать алгоритм организации управления проектом.
- Создание индивидуальных учебных планов, адаптированных образовательных программ обучающихся и перспективных планов развития педагогов;
- Обобщить промежуточные результаты формирующего этапа реализации проекта.
- Обеспечить информационную открытость предлагаемого проекта.
Третий этап - обобщающий: 2015–2016 учебный год (июнь–август):
- Провести анализ эффективности реализуемого проекта.
- Коррекция проекта.
- Систематизировать, обобщить и выполнить статистическую обработку результатов проекта.
- Обобщить опыт работы на школьном, муниципальном и региональном уровнях.
- Обеспечить информационную открытость предлагаемого проекта, распространить инновационную практику в сетевых профессиональных сообществах.
Кто и что делает:
Администрации школы:
- анализирует возможности внешней и внутренней среды для формирования стратегии;
- проводит идентификацию «проблемного поля»;
- выявляет факторы, которые влияют на низкую результативность работы детей с диагнозом;
- определяет формы и методы оказания помощи участникам образовательного процесса;
- разрабатывает и реализует общую адаптированную программу;
- формирует пакет информационно-аналитических материалов;
- отчитывается перед отделом образования об итогах работы;
- обеспечивает ведение переговорных процессов в разных форматах;
- организует PR-компании;
- подготавливает проект договорных документов.
Муниципальные органы управления:
- оказывают методическую поддержку в данном вопросе;
- презентуют опыт работы школы в профессиональном сообществе и в социуме;
- выступают гарантом соблюдения нормативно-правовых основ взаимодействия.
Педагогический персонал:
- разработка и реализация адаптированных образовательных программ;
- разработка и претворение в жизнь индивидуальных планов развития педагога и ребенка;
- разработка системы оценивания различных групп обучающихся в зависимости от их возможностей и здоровья
Школьное самоуправление:
- организует общественно-полезные акции (волонтерские акции);
- обеспечивает участие в культурно-массовых мероприятиях;
- участвует в PR-акциях.
Родительская общественность:
- осуществляет поддержку детских инициатив;
- участвует в волонтерской работе в школе;
- содействует развитию инфраструктуры школы.
Направления деятельности в режиме развития:
Направления деятельности |
Инновационный (режим развития) |
1. Объект управления |
Инновационный процесс целевой аудитории: освоение всех уровней образовательных программ всеми категориями обучающихся. |
2. Характеристика образовательной деятельности |
|
2.1. Цели и задачи |
Создание или освоение нового опыта (практики образования), наращивание потенциала, обеспечивающего повышение качества образования и как процесса, и как результата. |
2.2. Содержание образования |
Использование новых идей, новых научных знаний, введение в учебный план новых учебных дисциплин, ранее не преподававшихся в данном общеобразовательном учреждении, разработка новой системы оценивания результатов деятельности обучающихся. |
2.3. Методики и технологии обучения и воспитания |
Освоение и разработка новых методик, технологий, форм, методов, средств обучения и воспитания, ориентированных на получение современного качества образования, (соответствующего требованиям социального заказа к выпускникам всех ступеней общего образования). |
2.4. Организация образовательного (учебно-воспитательного) процесса |
Инновационное освоение новых способов организации образовательного процесса (изменение режима учебного года, продолжительности учебной недели, уроков, освоение предметно-урочной и циклопоточной систем организации образовательного процесса, организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений, организация образовательного процесса в условиях школы с филиалами и пр.) |
3. Условия образовательной деятельности |
|
3.1. Нормативно-правовое обеспечение |
Разработка и утверждение пакета оригинальных, учитывающих специфику образовательного учреждения документов (устава, локальных актов, концепции и программы развития и др.), а также документов, необходимых для организации деятельности экспериментальной (инновационной, пилотной и пр.) площадки на базе образовательного учреждения, подготовка документов, необходимых для его аттестации в новом статусе и пр. |
3.2. Кадровое обеспечение |
Специальная профессиональная подготовка кадров до уровня, необходимого школе, сотрудничество с научными кадрами и другими специалистами социума, необходимыми для эффективной деятельности образовательного учреждения в инновационном режиме. |
3.3. Научно-методическое обеспечение |
Разработка и освоение новых учебных планов, программ, учебников и пособий и соответствующих им технологий обучения, воспитания и развития, создание адаптивной методической службы, организация исследовательской работы педагогов, сотрудничество с научными консультантами и пр. |
3.4. Мотивационное обеспечение |
Организация специальной деятельности по изучению ведущих мотивов педагогов, их ценностей, устремлений, потребностей для того, чтобы обеспечить их целенаправленное развитие и стимулирование к инновационной деятельности. |
3.5. Финансовое обеспечение |
Определение сметной стоимости программы развития, инновационных проектов и изыскание в соответствии со сметами новых бюджетных и внебюджетных источников (поиск спонсоров, оказание платных образовательных услуг, платное повышение квалификации педагогов других общеобразовательных учреждений на основе авторских программ повышения квалификации и др.) |
3.6. Материально-техническое обеспечение |
Развитие материально-технической базы, необходимой для организации образовательного процесса в инновационном режиме для достижения нового качества образования путем участия в проектной деятельности. |
4. Субъект управления |
Все участники инновационного процесса: администрация образовательного учреждения, педагоги, учащиеся, родители, спонсоры, общественность, наделенные реальными правами, обеспечивающими субъектные функции всех участников процесса развития. |
План реализации проекта:
Сроки |
Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению |
Ожидаемы результаты |
Ответственные |
Первый этап |
|||
2015–2016 учебный год (сентябрь) |
Проанализировать возможности окружения школы для формирования стратегии развития. |
Анализ результатов и определение направлений деятельности в условиях развития. |
Директор |
Выявить проблемы образовательного учреждения. |
Выявление «западающих» мест в образовательной деятельности. |
Администрация, педагоги |
|
Изучить состояние проблемы в педагогической и социологической теории и практике общего образования. Познакомиться с опытом реализации проектов. |
Определение эффективных форм и методов решения проблемы. |
Администрация, педагоги |
|
Изучить вопросы инновационного менеджмента в управлении школой. |
Разработка программы перехода в эффективный режим развития. |
Администрация |
|
Изучить социальный заказ целевых групп, на которые направлен проект. |
Соответствие целей и задач потребностям заказчика. |
Администрация, педагоги, РОО |
|
Формирование пакета информационно-аналитических материалов. |
Систематизация банка материалов деятельности школы за последние пять лет. |
Администрация |
|
Второй этап |
|||
2015–2016 учебный год (октябрь–май) |
Скорректировать программу развития школы в соответствии с целями и задачами проекта. |
Уточнение конкретных форм и методов перехода в инновационный режим. |
Администрация, педагоги |
Воплощение алгоритма организации и управления проектом. |
Вовлечение в процесс социума, создание системы ГОУ |
Администрация, общественность |
|
Приведение в соответствие школьной инфраструктуры с задачами проекта. |
Укрепление ресурсной базы. |
Администрация |
|
Обобщить промежуточные результаты формирующего этапа реализации проекта. |
Соответствие целей и задач проекта предполагаемым результатам. |
Администрация, педагоги |
|
6. Обеспечить информационную открытость предлагаемого проекта. |
Распространение опыта по проекту, повышение имиджа школы. |
Самоуправление, общественность |
|
Разработать и апробировать новые образовательные технологии. |
Создание индивидуальных планов развития персонала и адаптивных программ обучающихся, работа по новой системе оценивания. |
педагоги |
|
Третий этап |
|||
(2015–2016 учебный год, июнь–август) |
Провести анализ эффективности реализуемого проекта. |
Увеличение спроса на образовательные услуги и повышение качества обучения. |
Администрация, РОО, общественность |
Выявление недочетов проекта, уточнение целей. |
Корректировка направлений работы по проекту |
Администрация, педагоги |
|
Систематизация и обобщение результатов проекта. |
Оценка результатов |
Администрация |
|
Обобщить опыт работы на школьном и муниципальном уровнях |
Проявление интереса к опыту работы школы по данному направлению со стороны других школ |
Администрация, педагоги |
Оценка результатов:
- по увеличению количества запрашиваемых и предоставляемых образовательных услуг;
- востребованность образовательных услуг;
- по оценке привлеченных дополнительных средств;
- по увеличению спроса на образовательные услуги;
- качество образовательной услуги;
- положительные отзывы родителей и законных представителей;
- положительные результаты освоения детьми программ на всех уровнях;
- по интересу к опыту организации руководителей других ОУ и желанию апробации в своих школах.
Возможность дальнейшего развития проекта:
- Формирование благоприятного имиджа школы, культуры современных деловых отношений.
- Возможность вовлечения в процесс различных групп обучающихся, независимо от их развития, а значит – увеличение числа обучающихся школы.
- Участие в инновационных проектах и конкурсах.
- Привлечение внебюджетных средств.
- Развитие инфраструктуры образовательного учреждения.
- Укрупнение и реорганизация учреждения.