Цель: продолжить изучение произведений о трудной жизни детей конца XIX начала XX века.
Задачи: учить анализировать жизнь героя, выражать собственные мысли, рассуждать; развивать устную речь, внимание; учить наблюдать за словом автора, авторской позицией, воспитывать нравственные качества, культуру общения.
УУД:
- Личностные: понимание чувств других людей и сопереживание им; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
- Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
- Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
I. Организационный момент
Улыбнулись друг другу. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит сердца добрыми чувствами.
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
– С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
Антон Павлович Чехов «Ванька».
Каждый ряд получил своё домашнее задание. Проверим его.
- 2 ряд. Описать картину Владимира Маковского «Свидание» (в картинной галерее учебника)
- Что объединяет рассказ Антона Павловича Чехова «Ванька» и картину Владимира Маковского «Свидание»? (Оба изобразили тяжёлую жизнь детей.) - Писатель и художник были современниками.
– Ребята, как вы думаете, кого можно назвать современником? (Тот, кто живёт в одно время с кем-нибудь.)
- 1 ряд. Нужно было нарисовать иллюстрацию к рассказу Антона Павловича Чехова «Ванька». (Выставка рисунков на доске.)
– Ребята, почему на ваших рисунках изображён мальчик? (Ванька является главным героем рассказа.)
– 3 ряд. Каким автор изображает Ваньку? Доказать свой ответ словами из текста. (Наблюдателен, чрезвычайно сообразительный, активный и находчивый, безграмотный, добрый, трудолюбивый, не утрачивает живой интерес к жизни.)
– Ребята, как вы думаете, почему Антон Павлович Чехов всё время называет своего героя Ванькой, а не Ванюшкой, Ванечкой? Это неуважительная форма. (К бедным людям в те времена обращались неуважительно, чтобы показать бесправное положение и своё господство над ними.)
III.Целеполагание
– Давайте перенесёмся в XIX век, в то далёкое прошлое. Войдём в мир произведения Чехова.
- Ребята, обратили ли вы внимание, когда Ванька пишет письмо? Когда? Найти и зачитать эти строки.
(В ночь под Рождество, дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене.)
– О чём пишет мальчик? (О жизни)
IV. Формирование темы и цели урока
– Крестьянский мальчик, привезённый из деревни в большой город, пишет о трудностях в городе, и вспоминает о радостях в деревне. Это два разных мира.
- Так тема нашего урока: «Два мира Ваньки Жукова»
- Как вы думаете, какова задача стоит перед нами сегодня на уроке? - Научится анализировать жизнь героя в этих двух мирах. – О каких мирах будем говорить?
- О настоящей жизни и о прошлой (прежней) жизни.
V. Открытие новых знаний
Работа по содержанию текста.
- Какие чувства переполняют Ваньку при написании письма? (Тоска, боль, одиночество)
- Найдите в тексте, какие слова выдают боль мальчика, живущего «в людях»? (Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой.)
- Как вы думаете, чем живёт Ванька? (прошлым)
- Найдите и зачитайте, как Ванька оказался в доме у сапожника Аляхина? (Когда Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину.)
- Подумайте и скажите, когда Ванька ощущает себя счастливым в прежней жизни или в настоящей? (В прежней)
VI. Первичное закрепление. Работа в группах
- Следующее задание вы будете выполнять по группам, где докажите, что Ваньке прежняя жизнь кажется счастливой.
Создайте группы. Внимательно прочитайте задание. Докажите свой ответ словами из текста.
– 1 группа. Каким Ванька видит деда?
(Служащим, ночным сторожем, маленьким, тощим, весёлым. Щурит глаза. Притопывает валенками, хихикает. Тянул срубленную ёлку. Любит Ваньку.)
- Ребята, почему дед не оставил внука в деревне с собой, если любит Ваньку? (Был старый. Спит в людской кухне, нет денег своих. Хотел, чтобы внук какому-нибудь делу научился, чтобы в дальнейшем мог себя прокормить.)
– 2 группа. Как относится к Ваньке сапожник Аляхин и его жена? (Бьёт, унижает, ругает)
- Почему Аляхин так относится к мальчику?
(Он чувствует власть, безнаказанность. Нет прав у Ваньки.)
- Найти в тексте и зачитать. Как жилось Ваньке в городе?
– 3 группа. Чему может научиться Ванька у подмастерьев? (Воровству, грубости, наглости.)
- Ребята, по вашему мнению, каким может вырасти Ванька? (Грубым, бессердечным, так как находится в такой среде.)
– 4 группа. - Ванька с особым теплом вспоминает барышню Ольгу Игнатьевну. Почему? (Кормила леденцами, выучила его читать, писать и танцевать кадриль.)
- Как вы думаете, барышню беспокоит судьба мальчика? (Это было одно из развлечений в деревне.)
- Итак, удалось ли доказать, что прежняя жизнь Ваньки была счастливой, чем настоящая?
- Оцените свою работу в группах.
VII. Включение в систему знаний и повторений. Работа в парах
- Почему Ваньке прежняя жизнь кажется счастливой? ( Любят, заботятся о нём.)
- А в другом мире несчастлив? (Бьют, издеваются.)
- Ребята, вам нужно вспомнить всё о двух мирах Ваньки Жукова и составить синквейн. Одни составляют жизнь Ваньки в прошлом, другие – жизнь Ваньки в настоящем.
- Зачитать синквейн.
- Оценить работу в паре.
- Вывод: Удалось ли нам проанализировать жизнь главного героя рассказа Антона Павловича Чехова «Ванька»?
VIII. Рефлексия
- Какой урок вы для себя получили? (Мы живём в счастливое время, надо его ценить.)
- Что дал мне этот урок?
- Страшно ли вам оставаться в этом времени?
- Для чего мы изучаем прошлое время? (Без прошлого нет будущего!)
IX. Домашнее задание по выбору
- Представьте, дед получил письмо. Написать ответ деда Ваньке.
- Придумать свой конец рассказа.
- Написать отзыв о произведении.