Суть компетентностного подхода в определении целей и результатов обучения. Отражение целей обучения в Федеральном государственном образовательном стандарте по иностранным языкам

Разделы: Иностранные языки

Класс: 11

Ключевые слова: ФГОС, компетентностный подход


Компетентностный подход – метод обучения, направленный на развитие способностей решать профессиональные задачи определенного класса в соответствии с требованиями к личностным профессиональным качествам.

Компетентностный подход в обучении иностранным языкам выражается в формировании, во-первых, общей компетенции (декларативные знания (знания о мире, различных областях жизни), экзистенциальная компетенция (сумма индивидуальных характеристик учащегося – взгляды, мировоззрение и т.д.), социокультурные и межкультурные знания, знание специфики изучаемой языковой системы), во-вторых, иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Выделяют несколько составляющих коммуникативной компетенции:

  • Лингвистическая (языковая) компетенция – предполагает овладение системой сведений о языке по его уровням (фонетический, морфологический, лексический, синтаксический). Речевая компетенция – владение способами формирования мыслей с помощью языка и умение пользоваться ими при восприятии и порождении речи.
  • Социолингвистическая–способность осуществлять выбор языковых форм, использовать их и преображать в соответствии с контекстом.
  • Социокультурная – совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей, способность пользоваться такими знаниями в процессе коммуникации.
  • Стратегическая – способность восполнять в процессе общения недостаточность знания языка, речевого и социального опыта общения на иностранном языке. (Например, при чтении – догадаться о значении слова из контекста; предугадать тематику текста; при говорении – пересказать/упростить фразу)
  • Социальная – способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми, умение поставить себя на место другого, способность справиться со сложившейся ситуацией.
  • Дискурсивная – способность построения целостных, связных, логичных высказываний разных функциональных стилей.

Компетенция – это совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения, а также способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретённых знаний, навыков и умений.

Для будущего преподавателя языка исключительно важное значение имеет также профессиональная компетенция, приобретаемая в ходе обучения. Она обеспечивает способность к успешной профессиональной деятельности и включает в себя:
а) знания из области дидактики, методики, психологии, лингвистики и других наук, значимых для профессиональной деятельности педагога;
б) умение организовывать учебную деятельность учащихся и управлять такой деятельностью;
в) умение владеть коммуникативной компетенцией, максимально близкой к уровню носителей языка;
г) личностные качества, обеспечивающие эффективность педагогического труда (требовательность, вежливость, ответственность и др.).

Основной целью обучения иностранным языкам является развитие способности учащегося к общению на иностранном языке. Реализация этой цели связана с формированием у учащихся ряда коммуникативных умений: понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением; осуществлять свое коммуникативное поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями страны изучаемого языка. Одновременно речь идет о воспитании и развитии учащихся средствами изучаемого языка: формирование интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке, понимание важности изучения языка, потребности в самообразовании.

Конечным результатом усвоения содержания обучения является формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей возможность пользоваться языком в устной и письменной формах в различных ситуациях общения.

ФГОС общего полного образования от 2012 (базовый уровень):

  • сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; - практическая цель, овладение лингвистической, речевой, социальной компетенциями
  • владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; - образовательная цель, овладение социокультурной компетенцией
  • достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения; - практическая цель, овладение языковой, речевой, социальной, дискурсивной, стратегической компетенциями
  • сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях. – практическая цель, овладение языковой, стратегической компетенциями

ФГОС общего полного образования от 2010:

  • формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности; - развивающая цель, социокультурная компетенция
  • формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; - практическая цель, овладение лингвистической, речевой компетенциями
  • достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; - практическая цель, овладение коммуникативной компетенцией
  • создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации – развивающая цель

Стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку:

Изучение иностранного языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
  • речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
  • социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
  • компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
  • учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
  • развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению в отношении их будущей профессии; социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.