Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
(1859-1952, американский педагог, философ)
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Соловьева Надежда Валериевна. Я учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №1. Разрешите представить вашему вниманию методическое объединение на тему «Современные приёмы и средства развития критического мышления младших школьников»
Я часто задаю себе вопрос: как помочь маленькому человеку, который сейчас сидит за партой, справиться с тем обилием информации, которая на него сваливается и в школе и дома. Как научить использовать эту информацию? Как выбрать нужное? Как сделать процесс обучения более интересным, творческим? Потребление информации само по себе ещё не гарантирует повышения уровня образованности. Из 100% наших сегодняшних знаний, лишь 60% будут актуальны через 3-4 года. Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов и средств работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить им более продуктивно.
Изучая современные педагогические технологии, я сделала вывод, о том, что мыслительные операции и способности лучше развиваются при использовании приёмов технологи развития критического мышления, которая была разработана в конце XX века Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Ульяма Смита (авторы Чарльз Темпл, Дженни Стил, Курт Мередит).
Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Жан Пиаже, швейцарский психолог и философ, писал, что к 14—16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления. Но возникает вопрос: можно ли начать работать над развитием критического мышления в начальной школе, при помощи каких методов, приёмов и средств? Опыт работы с учащимися начальных классов показывает, что уже в этом возрасте можно создать условия для успешного начала развития критического мышления.
Для решения данной задачи, начала развития критического мышления у младших школьников, с недавнего времени на разных этапах своих уроков я применяю приёмы сингапурской методики обучения с применением средства обучения американского происхождения «лэпбук».
Для начала давайте разберемся, что же это такое инновационное средство обучения «лэпбук»? Лэпбук — это интерактивная папка, портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Для успешного применения данного средства обучения в своем классе с использованием образовательных структур сингапурской методики мною были разработаны два вида лэпбука: лэпбук для индивидуальной работы - handbook и лэпбук для групповой работы - groupbook. Рассмотрим каждый в отдельности.
Лэпбук для индивидуальной работы – handbook, представляет собой мини-книжку с тремя карманами, по размеру она практически умещается на ладони, отсюда и такое название. Внутрь первого кармана помещена МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (Frayer Model) - обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером) на стикерах и распределют их в соответствующие карманы. Данную модель мы используем на уроках обобщения и систематизации знаний, а также на уроке «открытия нового» знания, на этапе введения нового знания в систему знаний. Например: на уроке окружающего мира на этапе «открытия» нового? знания мы можем предложить учащимся поместить в центр структуры стикер с понятием «млекопитающие» и предложить детям заполнить карточки.
Второй карман handbook придуман для обучающей структуры СИ-ФИНК-УАНДЕ (Si-Fink-Wonde) с помощью которой реализуется мыслительный прием, в котором ученики индивидуально или в команде отвечают на вопрос с целью развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого.
Учитель представляет визуальный раздражитель – картинку, ученики ее рассматривают и описывают свои наблюдения, и делятся своими идеями с другими, отвечая на вопросы:
- что вы видите на этой картине?
- что вы думаете об этом?
- о чем это заставляет вам задуматься?
Третий карман handbook создан для использования обучающей структуры ЭЙ АР ГАРД (до и после) - в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.) Например, на уроке литературного чтения при изучении любого произведения ученикам сначала нужно записать свои первые мнения о персонаже, например, Бабе Яге на листочке (это называется «До», то есть до объяснения новой темы). После же ее введения они вновь записывают свои мнения, но уже в столбик с надписью «После». Как правило, первые и последующие мнения отличаются.
А теперь рассмотрим лэпбук для групповой работы, который я назвала groupbook. Он состоит из 5 страниц, соединенных независимо между собой, таким образом я могу менять его конфигурацию. Используя всего лишь одну страницу groupbook, я могу применить образовательную структуру сингапурской методики ТИК – ТЭК – ТОУ (Tic-Tac-Toe) – «крестики–нолики», используемую для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали. Либо на основе данного лэпбука составить мнемотаблицу, кроссенс для постановки проблемного вопроса, кластер, синквейн или сводную таблицу для обобщения или контроля знаний по изученной теме и рефлексии.
Проведя диагностику детей совместно со школьным психологом в сентябре 2017 и марте месяце 2018 года, мы выяснили, что у детей повысился уровень умений анализа и синтеза, обобщения и систематизации информации, установления причинно-следственных связей между понятиями.
В результате работы у детей формируются коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность, а самое главное - у учеников появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению.
Применение приемов сингапурской методики обучения совместно с универсальными лэпбуками с целью развития критического мышления, позволит вам проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повысится уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке будет происходить в процессе постоянного поиска, у вас появится возможность подготовить активную всесторонне развитую личность к новой жизни в новых условиях. Задача не легкая, но вполне выполнимая. Спасибо за внимание!