Личностно-развивающий потенциал проектной деятельности для младших школьников

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: проектная деятельность, начальная школа


 «Исследовать – значит видеть
то, что видели все и думать так,
как не думал никто».
А.Сент-Дьердьи

 «Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия хотя бы
в самой маленькой поисковой работе».
А.Н.Колмогоров

Ведущим направлением педагогики третьего тысячелетия признана ориентация на личностное начало человека. Приоритетной целью образования становится развитие личностного потенциала человека. Целью образовательного процесса сейчас провозглашается развитие личности, стремящейся к самостоятельности, креативности и социальной компетентности, открытой для восприятия нового опыта, готовой сделать ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Развитие образовательной среды предусматривает создание условий для выявления и развития разносторонних способностей детей, стимулирование их самостоятельной научно-поисковой деятельности, развитие учительского потенциала, стимулирование его потребностей к саморазвитию.

Актуальная задача современной психологической и педагогической науки – это поиск новых средств и методов развития образовательной среды способствующих формированию личности.

С моей точки зрения, эффективным средством развития образовательной среды может стать метод проектов.

Метод проектов приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России. Он хорошо был известен С.Т.Шацкому, В.Н.Сороке-Росинскому и многим другим. Наиболее полно идеи исследовательской деятельности Джона Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С.Макаренко.

Теоретический анализ современных психолого-педагогических публикаций позволяет констатировать наличие двух основных противоположных точек зрения на возможность организации проектной деятельности в начальной школе. Согласно первой из них, проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников, в начальной школе могут возникнуть только «прообразы» проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданнойсистемы проектных задач. Сторонники второй точки зрения (Н.В.Матяш, Е.Н.Бичерова, П.А.Маслов, М.К.Хуснетдинова) утверждают, что, исследовательскую деятельность лучше начинать в младшем школьном возрасте.

Данная работа посвящена изучению роли проектной деятельности в качестве самостоятельной структурной единицы учебно-воспитательного процесса.

Организация проектов в начальной школе сегодня – очень интересное направление. Об этом говорит довольно большой интерес педагогов-практиков к данной теме.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Проектная деятельность соответствует требованиям нового ФГОС НОО – включение детей в различные виды деятельности. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Исследовательская деятельность интегрирует в себе элементы учебной, познавательной, игровой, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности. При организации проектной деятельности позиция педагога меняется с позиции руководителя и транслятора знаний на позицию организатора, помощника. Проектная деятельность младших школьников может быть реализована как во внеурочной, так и в урочной деятельности.

Цель проектной деятельности – это развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

  1. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование).
  2. Формирование способности к организации деятельности (воспитание целеустремленности и настойчивости, умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения).
  3. Формирование умения решать творческие задачи.

Основной задачей педагогов начального звена является включение детей в активный процесс, формирование у ученика «позиции деятеля». Особенностью проектной деятельности является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

В начальной школе проекты отличаются друг от друга:

результатом работы над проектом:

  • поделки (книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели);
  • мероприятия (спектакли, викторины, КВН).

отличаются проекты и числом детей, участвующих в исследовательской работе:

  • индивидуальная деятельность
  • работа в малых группах (поделки, подготовка конкурсов и викторин)
  • коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей)

продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев).

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать.

Проектная деятельность – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру.

Выполнение проекта складывается из трёх этапов:

  • разработка проекта,
  • практическая реализация проекта,
  • защита проекта.

Наиболее сложным этапом проектной деятельности является интеллектуальный поиск. В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.

Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это активная творческая деятельность детей.

Третий этап – защита проекта. Главная цель защиты проектной работы – анализ полученного результата и доказательство того, что он соответствует поставленной цели, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в проекте целей, которые были выдвинуты в начале работы. Младшие школьники делают сообщение о проделанной работе, а учитель, следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, внимательного отношения детей к идеям и творчеству других.

Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности младшего школьника, сколько обучение его умениям проектирования: целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Владение логикой и технологией проектирования позволит учащимся эффективно осуществлять научно-исследовательскую, аналитическую, организационно-управленческую деятельность. Реализация проектной деятельности способствует формированию у младших школьников умений и навыков, являющихся чрезвычайно востребованными в современном обществе, таких как самостоятельность, активность, стремление к творчеству, способность достигать желаемого результата. Происходит развитие интереса к предмету, приобретение исследовательского опыта, развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию; развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах; получение дополнительных знаний по теме; развитие навыков монологической речи.

С целью повышения мотивации учащихся активно применяю данную технологию проектной деятельности на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности. Проекты на уроках литературного чтения способствуют лучшему пониманию конкретных произведений, стилистических и жанровых особенностей произведения. Проекты, реализуемые на уроке чтения, могут быть связаны с инсценированием произведения, показом спектакля, создания словаря устаревших слов, рисунков-слайдов и др. Все эти виды работ на уроках литературного чтения будут связаны с проектной деятельностью, если педагог будет реализовывать их по этапам проектирования.

Например, в течение одного месяца в классе мы проводили проект «Мудрая гусеница». Дети собирали гусеницу из разноцветных кругов картона. Каждое звено – это прочитанное произведение. Звенья гусеницы соединялись и прикреплялись на индивидуальный лист, вывешивались на стенде в классе. Результаты проекта оглашались во время итогового мероприятия. Каждый участник получал удостоверение участника проекта «Мудрая гусеница», награждались победители. Ставился спектакль по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», где каждый ученик принимал участие в создании данного проекта.

На уроке окружающего мира в начальной школе формирование понятий обязательно должно быть связано с включением детей в активную деятельность – исследовательскую, творческую. Только пропустив знание через свою деятельность, ребенок сделает его «своим». Использование проектной деятельности на уроках окружающего мира является весьма эффективным. Конкретным продуктом такого проекта может быть «Красная книга Талдомского района», «Макет улицы города Вербилки», «Журнал безопасной жизни».

Подводя итоги, следует сказать, что проектная исследовательская деятельность оказывает наиболее плодотворное развивающее влияние на личность обучающегося, так как сам учащийся принимает участие в конструировании проекта. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования в современном развивающем образовании «метода проектов». Данная технология развивает способность критического мышления, критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных данных, формирует способность к самообучению. Проектная деятельность способствует формированию коммуникативных навыков, способствует повышению активности учеников. Проектная деятельность как убедительно продемонстрировало наше исследование, способна стать средством развития образовательной среды, при этом мы осознаем, что введение проектных технологий не отменяет традиционных способов организации учебной деятельности, а лишь расширяет диапазон возможностей.

Таким образом, проектная деятельность на уроках в начальной школе решает несколько задач:

1. Достигаются образовательные (предметные) задачи урока – дети в активной деятельности усваивают необходимые знания.

2. Реализуются метапредметные задачи за счет формирования проектных умений, которые являются универсальными учебными действиями.

3. Объект или процесс, лежащий в основе проектирования, а также полученные знания и опыт становятся для детей ценностными, так как ученики относятся к работе не формально, а прилагают фантазию, старание, включают эмоции.

4. Формирование представлений о проектной деятельности и проектных умений позволяет в будущем учащимся самостоятельно работать над проектами уже по любым дисциплинам.

Литература

1. Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 11.

2. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. М.: Вентана-Граф, 2007.

3. Поздеева С. И., Кузнецова Т. В. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета). 2010. Вып. 2. С. 62.

4. Лутцева Е. А. Технология: ступеньки к мастерству: программа для 1–4 классов общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2011.

5. Семенова Н. Иванова Н.В. Личностно-развивающий потенциал проектной деятельности для младших // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.; http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11029).