Программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» (духовно-нравственное направление) для 8-го класса в соответствии с ФГОС ООО

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 8

Ключевые слова: краеведение, ФГОС, Программа внеурочной деятельности, рабочая программа, Программа по краеведению, Кружок по краеведению


Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
  • Образовательной программой основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО МОУ «СОШ №9»;
  • Программой внеурочной деятельности по литературе и историческому краеведению. Составитель Трунцева Т.Н. Издательство «ВАКО», 2016.

Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Цель программы:

  • создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по литературному и историческому краеведению; для развития ценностных отношений обучающихся к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям; для приобретения опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, самоорганизации и совместной деятельности с другими детьми;
  • формирование мотивации к исследованию информационных источников, проектированию индивидуального маршрута творческого саморазвития, формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.

Планируемые результаты освоения

Личностные результаты:

  • развитие готовности и способности к саморазвитию и самообучению;
  • повышение уровня учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих соотечественников;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, малой Родине, ее истории, интереса к чтению литературы;
  • формирование и развитие разносторонних интересов.

Метапредметные результаты:

  • познавательные действия: способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные действия: способность извлекать информацию из разных источников, свободно пользоваться справочной литературой; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность определять цели предстоящей деятельности.
  • коммуникативные действия: умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; умение создавать устные и письменные тексты, презентации; способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; способность участвовать в речевом общении; умение выступать перед аудиторией.
  • рефлексивные действия: оценивать достигнутые результаты; проектировать, корректировать индивидуальный маршрут познавательной  и творческой деятельности.

Предметные результаты:

  • приобретение учащимся знаний об истории своего края, его культурном наследии; формирование устойчивой мотивации к дальнейшему  самостоятельному изучению истории своего города и литературного творчества писателей и поэтов родного края.

Учащиеся научатся:

  • основам гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувству сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием различных источников;
  • строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Содержание внеурочной деятельности «Моя малая Родина»

Введение (2 ч)

«Я с тобой навсегда, мой город». Формирование творческой лаборатории.

Что нового я хочу узнать о родном городе. Планирование маршрутов исследовательской деятельности.

Мой край на карте России (5 ч)

Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

Воскресенск – частица России. Символика города.

«Начало всех начал» (Наш край в древности).

История географических наименований. Этимология названий Воскресенского района.

Улицы моего города. Памятные места (5 ч)

Виртуальная экскурсия по улицам Воскресенска.

Старые и новые названия улиц. «Улица, на которой я живу…»

Усадьба Спасское.

Усадьба Кривякино.

Село Константиново. Неверово. Село Карпово.

Воскресенск в лицах (10 ч)

Памятники, мемориальные доски.

Выдающиеся люди Воскресенска.

Подготовка к защите презентаций «Разрешите Вас познакомить...»
Защита презентаций «Разрешите Вас познакомить...»
Писатели и поэты нашего города.
Разработка и внедрение алгоритма проведения интервью.
Подготовка к проведению поэтического вечера «Когда б вы знали...»
Проведение поэтического вечера «Когда б вы знали...»
Воскресенск в годы войны (5 ч)
«Город готовится к боям…»
Воскресенцы – герои Советского Союза.
Фетровая фабрика в годы ВОВ Посещение школьного музея.

Круглый стол «Мой город. Прошлое, настоящее, будущее».

Природа нашего края (7 ч)

Растительный и животный мир нашего края. Экологические проблемы Воскресенского района.
Реки и озера. Правила поведения в природе.
Правила поведения в общественных местах.
Составление вопросов викторины «Моя малая Родина».
Проведение викторины «Моя малая Родина».
Что мы узнали за год? Подведение итогов.

Приложение. Календарно-тематическое планирование