В последние годы с введением государственного стандарта в дошкольных учреждениях активно декларируется необходимость тесного сотрудничества общественного образования с семьей, психолого-педагогического просвещения родителей [2].
Такое внимание к данной проблеме объясняется во-первых социально-экономическими преобразованиями, в России, которые не могли коснуться системы образования. Во-вторых, это - кризис современной семьи обесценивание таких понятий как любовь, брак, семья; падение ценности родительства по сравнению с другими сферами деятельности и статусами индивида; уменьшение количество заключаемых браков и всплеск внебрачной рождаемости; преобладание малодетных семей; распространение альтернативных семей (материнская семья, сожительство, семья с раздельным проживанием супругов и т.д). Все это приводит к падению социального престижа семьи и родительства, дегуманизации общества в целом. В результате отмечаются многочисленные проблемы детства: большой процент детей с отклонениями в развитии, нарушения в области формирования нравственной сферы подрастающего поколения [2].
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети - сотрудники - родители) на основе современных образовательных технологий [2]. Рассмотрим одну из технологий- технология сотрудничества в педагогической цепочке «педагог - дети» и «педагог - дети - семья».
С целью решения программной задачи по обеспечению единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи [1] технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения). Именно совместная деятельность педагога и ребенка это - путь к доверительному, демократичному отношению обеих сторон педагогического процесса. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности [2].
Единство общественного и семейного воспитания требует организованной, систематической работы педагогов с родителями. Система работы педагогов с семьей предусматривает наличие ясных целей, современных подходов, форм и методов, с учетом всего достигнутого раннее, с предвидением предстоящего, с анализом получаемых результатов [4].
Дошкольные учреждения в работе с семьей должны во- первых раскрывать родителям заботу о подрастающем поколении, укреплении семьи, охране прав матери и ребенка; во-вторых, воспитывают родителей в духе ответственности перед государством и обществом; в-третьих, формируют у родителей знания и умения, необходимые для воспитания детей, помогают вскрывать и преодолевать трудности; в-четвертых устанавливают единство педагогических воздействий; в-пятых изучают, обобщают, используют и пропагандируют опыт семейного воспитания, что позволяют предупредить и избежать возможных ошибок. Четкое определение задач в работе педагогов с родителями обеспечивает ее перспективность, последовательность и преемственность, усиливает взаимосвязь и сотрудничество детского сада и детского сада и семьи в воспитании детей с учетом их возраста, актуальных вопросов воспитания в тот или иной период, а также с учетом контингента родителей [4].
Составляя годовой план работы с родителями воспитанников, педагоги ДОУ учитывают конкретные условия жизни и воспитания в семьях, возрастные и индивидуальные особенности детей и используют различные виды пропаганды. Тематика и содержание работы с родителями отражаются в плане старшего воспитателя и в календарном плане воспитателей [4].
Самые популярные виды работы с родителями являются: родительские собрания, беседы, дни открытых дверей, оформление ширм, папок-передвижек, уголков для родителей, организация творческих конкурсов, проведение праздников, акций, конференций и т.д. ФГОС предлагает педагогам использовать разнообразные методы и приемы в системе дошкольного образования, например, метод проектов.
Проект «День матери» в ДОУ (из опыта работы)
Вид проекта: творческий, групповой, кратковременный, в рамках ДОУ.
Цель проекта: воспитывать уважение и заботу, оказывать бережное отношение, желание помочь и делать приятное маме, самому дорогому человеку на земле, у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- обогатить и обобщить знания детей дошкольного возраста о международном празднике «День матери»;
- развивать творческие способности детей через художественную деятельность (создание поделок, рисунков, аппликаций);
- развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций;
- развивать речь детей: диалогическую, монологическую, умение отвечать на вопросы развёрнутым ответом, аргументировать его; составлять связный рассказ из своего личного опыта и основываясь на полученных ранее знаниях; умение выразительно читать стихи; обогащать словарный запас детей;
- воспитывать доброжелательное общение детей в играх, продуктивной совместной деятельности между собой и с взрослыми;
- способствовать сплочению детско-родительских отношений, углубляя знания детей о культуре и традициях семейных взаимоотношений.
Оборудование, материалы: оформление выставки репродукций картин русских художников «Мать и дитя» в уголке искусств, произведений о маме, семейных фотографии детей, нарисованные детьми портреты мам, поздравления, шарики для оформления помещения, поделки, выставки работ «Любимое мамино занятие» и т.д.
Использование информационно-коммуникативных технологий: ноутбук, проектор, экран для проектора, колонки.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, мамы и бабушки детей.
Актуальность: В современном мире интерактивности стало все сложнее родителям заниматься воспитанием детей. Это в первую очередь связано с возрастом (от 18 лет и более) и образовательным статусом родителей, во-вторых с загруженностью рабочего дня (от 6:00 до 22:00) и в-третьих с семейным положением (неполная семья, гражданский брак). В результате, на начальном этапе формировании личности ребенка, на дошкольные учреждения возложена огромная ответственность в работе с семьей в нравственном, эстетическом, патриотическом и экологическом направлениях. Воспитание в ребенке любви, уважения, чувства сопереживания и взаимопомощи близкому человеку - маме является необходимым составляющим в нравственном воспитании детей.
Работа с родителями:
- Статьи в родительский уголок «День матери: история и традиции», «Изречения известных людей о маме», «Поговорки о маме». Беседы с родителями на эти темы.
- Проведение круглых столов, мастер- классов совместной деятельности ребенка с мамой по ручному труду (изготовление игрушек, картинок, декорирование и т.д.).
- Подбор журналов, литературы для индивидуальной работы родителям на тему «Роль матери в воспитании ребенка в семье».
- Проведение «Вечера сказок о маме» (чтение сказок мамой, викторины по сказкам, драматизация).
- Создание и обогащение картотеки «Художественного народного творчества произведений о маме» совместно с родителями.
- Создание «Дерева добра» в приемные группы по эскизу и с помощью родителей.
- Календарное планирование и проведение занятий, совместной деятельности, игровой деятельности в рамках проекта:
младшая дошкольный возраст |
(совместная работа детей и родителей «Солнечный Лучик», привлечь родителей в оформлении группы; участие родителей в групповой выставке «Мамины руки все умеют» |
средний дошкольный возраст |
изготовление ширмы на основе фотографий с мамами «Моя любимая мамочка!», участие родителей в развлечении «С мамой весело живем! И играем и танцуем и поем», изготовление подарка для мам «Цветочки для мамочки (аппликация в форме открытки)» |
старший дошкольный возраст |
участие родителей в итоговом занятии-развлечении в старшей группе «День матери»; оформление фотовернисажа в папке-передвижке на основе семейных фотографий «Всех дороже мне она… Это мамочка моя»; разработка презентации «Портреты наших мам»; выставка работ «Любимое мамино занятие»; изготовление подарка для мам «яблоко» (магнитики на холодильник) |
подготовительный к школе (дошкольный возраст) |
фотовыставки «Я с мамой на прогулке», «Мама на работе»; изготовление ширмы «Мать и дитя»; презентация поделок «Для мамочки любимой, дорогой…» |
Предполагаемый результат проекта «День матери»:
- обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе. Воспитание заботливого, уважительного отношения к маме.
- Совершенствование уровня накопленных практических навыков детей и родителей:
- развитие начал словотворчества,
- развитие художественного вкуса детей и взрослых,
- развитие творческих способностей детей в продуктивной и в музыкальной деятельности,
- совершенствование стиля партнёрских отношений.
Примерная таблица планирования работы в средней, старшей и подготовительной к школе группах с интеграцией образовательных областей в соответствии с ФГОС в ходе реализации проекта «День матери»:
1-й день
|
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная к школе группа |
Речевое развитие |
Рассматривание семейных фотоальбомов, «вопрос- ответ»; |
Пальчиковая игра «Маме дружно помогаем»; |
Чтение рассказа Е.Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить», игра «вопрос – ответ» |
Физическое развитие |
Подвижная игра с элементами соревнования |
Разучивание физкультминутки «Мама дома» |
Игра-соревнование «Веселая стирка» |
Познавательное развитие |
Дидактическая игра «Чей детеныш?» |
Рассматривание сюжетных картин из серии «Профессии»: «Мама на работе» |
Беседа на тему «День матери» (история происхождения праздника) |
Художественно-эстетическое развитие |
Лепка «Сладости для мамы» |
Прослушивание песни |
Дидактическая игра «Украсим платочек для мамы» |
Социально- коммуникативное развитие |
Сюжетно-ролевая игра «Мама дома» |
Интервьюирование «Профессия моей мамы» |
Беседа «Правила безопасности на дороге» (как правильно переходить дорогу с мамой) |
Литература
- Веракса Н.Е. От рождения до школы: Основная образовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2017.
- Кузина М.В. Журнал «Дошкольное воспитание», статья «О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей», Доронова Т., 87 стр., Москва, № 3, 2000.
- Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов- на- Дону: Феникс, 2012.
- Логинова В.И. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 1988.
- О маме. Стихи и рассказы. - М.: Детская литература,1988.
- Шедевры русской живописи (энциклопедия мирового искусства). М.: «Белый город», 2006.