«Ребенок с дефектом не есть
непременно дефективный ребенок»
Л.С.Выготский
Детская популяция в настоящее время состоит из трех больших групп: нормально развивающиеся дети; одаренные дети; дети с нарушениями в развитии различной степени, в том числе дети-инвалиды.
Эпоха провозглашает социальную справедливость и равноправие в качестве нравственных основ общества. Люди с ограниченными возможностями (далее ОВЗ) имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, из-за предрассудков общества в отношении к ним. Поэтому проблема адаптации детей-инвалидов в социуме особенно актуальна сегодня.
Миссией инклюзивного образования является, обеспечение детей с разными типами ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе в их диапазоне возможностей. Чтобы они могли жить, занимаясь осмысленной, интересной продуктивной деятельностью.
Инклюзивное образование это новое перспективное стратегическое направление образовательной политики и практики, в значительной степени затрагивающее основы общего и дополнительного образования, это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям. (Инклюзивное образование не является обязательным).
Что может предложить дополнительное образование для детей с ОВЗ?
Не унижая, не критикуя приобщать детей с ОВЗ ко всему богатству народной, национальной культуры, истинным образцам художественного творчества. При этом приобретает значение принцип регионализации, проявляющейся в опоре на трудовые и художественные народные традиции, в приобщении к искусству мастеров, к народной педагогике. Только при этом мы воспитаем не потребителей, а ценителей, трансляторов, хранителей и создателей культурных ценностей.
Обучение в дополнительном образовании детей с ОВЗ может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу. Для этого необходимо:
- создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ОВЗ;
- включение в образовательное пространство детей с ОВЗ, оказавшихся вне системы специальных (коррекционных) ОУ;
- повышение самооценки детей с ОВЗ в социуме;
- установление положительного психологического климата в инклюзивной группе и в семейном окружении детей с ОВЗ.
Новые стандарты дают образовательным учреждениям право самостоятельно формировать учебную программу на основе примерного учебного плана, учитывая в том числе и пожелания родителей обучающихся. Необходимость создания индивидуального образовательного маршрута (далее) ИОМ продиктована социальным заказом родителей, В дополнительном образовании существуют более широкие возможности для занятий с обучающимися с ОВЗ.
В дополнительном образовании необходимо соблюдать определенные условия:
- родительский запрос;
- наличие учебно-материальной базы;
- наличие педагогов способных работать с детьми с ОВЗ;
- наличие индивидуальных образовательных маршрутов(ИОМ);
- соблюдение СанПиНов, требований к составлению расписания.
ОУ самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации дополнительного образования в соответствии с уставом и с Законом РФ «Об образовании».
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик – от детей, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей со стойкими и тяжелыми нарушениями развития. От детей, способных при специальной поддержке успешно обучаться в тех же условиях и по тем же программам, что сверстники без ограничения здоровья, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формирование элементарных жизненных навыков. При этом следует помнить, что медицинский диагноз ставят только врачи, которые в настоящее время используют Международную классификацию болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра. Поэтому необходимо учитывать категории детей с ОВЗ для составления ИОМ (таб.1)
Таблица 1
Категория детей с ограниченными возможностями здоровья |
Варианты СФГОС |
Глухие дети |
I, II, III, IV |
Слабослышащие дети |
I, II, III |
Слепые дети |
I, II, III, IV |
Слабовидящие дети |
I, II, III |
Дети с речевыми нарушениями |
I, II, III |
Дети с двигательными нарушениями |
I, II, III, IV |
Дети с задержкой психического развития |
I, II, III |
Умственно отсталые дети |
III, IV |
Дети с расстройством аутистического спектра |
I, II, III, IV |
Выделение и стандартизация вариантов не препятствует переходу ребенка с ОВЗ с одного варианта на другой и реализации его права на получение знаний, которые раскрываются в самом процессе обучения. Таким образом, ФГОС для обучающихся с ОВЗ предусматривает механизмы гибкой смены ИОМ, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ОВЗ.
Что дает дополнительное образование обучающемуся с ОВЗ?
- Уверенность в себе;
- Адаптацию в социуме;
- Общение со сверстниками;
- Приобретение жизненонеобходимых ЗУН.
Что значит инклюзивное образование для общества?
- Понимание проблем инвалидов и людей с ОВЗ;
- Воспитание отзывчивости у здоровых, гуманизация общества;
Не случайно в нашем Доме детского творчества был разработан «Модуль инклюзивного образования художественно-эстетического цикла», в рамках «Программы развития МБУ ДО ДДТ на 2016-20120 гг.».
Рассмотрим основные этапы инклюзивного процесса:
- Диагностический – определение способностей обучающегося с ОВЗ;
- Поисково-вариативный - определение целевых ориентиров в рамках разрабатываемого индивидуального образовательного маршрута
- Практико-действенный - реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению ИОМа обучающегося, в соответствии с прописанными в ИОМе направлениями деятельности, методами и формами, в целом организацией деятельности. На данном этапе происходит активизация как детей с ОВЗ, так и их родителей. На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику изменений состояния ребенка.
- Аналитический — подведение итогов и анализ достижений.
При этом педагог осуществляет следующие шаги:
- На первом собеседовании разъясняет родителям возможности объединения в плане оказания образовательных услуг.
- Заключает соглашение о сотрудничестве между родителями и ОУ.
- Приглашает родителей на педсовет по разработке ИОМа, участвует в его согласовании с родителями;
- Доводит до сведения родителей расписание занятий ребенка.
- Извещает родителей о возможном времени проведения индивидуальных и групповых занятиях, приглашает на праздники, собрания и другие мероприятия;
- Сообщает родителям о возможных изменениях в расписании занятий, изменениях в нагрузке и т. д.
- Анализирует «обратную связь» — мнение о ходе адаптации ребенка в ДДТ, темпах и путях его дальнейшего развития, эмоциональном состоянии самих родителей. Анализирует запрос семьи, привлекает, при необходимости, внутренние и внешние ресурсы для поддержки семьи.
Составление индивидуального образовательного маршрута развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать ИОМ, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития. К каждому ребёнку с ОВЗ необходимо подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения.
Основные личностные результаты в дополнительном образовании:
- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательной организации, к малой Родине, России;
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
- готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической деятельности;
- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
- способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Роль родителей данной категории детей трудно переоценить. Многие родители прилагают большие усилия для развития своего ребенка. В индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье. О беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка.
Такая система дополнительного образования обучающихся с ОВЗ дает положительные результаты:
Дарья находилась на домашнем обучении, увлеклась бисероплетением и отучилась в объединение 6 лет (3 года - по основной образовательной программе, 3 года - по индивидуальному образовательному маршруту). За это время она достигла высоких результатов:
- Стипендиат Главы города Карасука,
- Стипендиат Благотворительного фонда «Наш день»,
- занесена в Энциклопедию детских достижений Новосибирской области.
Поступила в профессиональное училище №72 на специальность «швеи», где использовала навыки полученные в объединении «Рукодельница».
- Анна, Дарья – лауреаты и дипломанты международных, всероссийских, областных конкурсов;
- Степан – дипломант всероссийского конкурса;
- Анатолий, Людмила, Юлия - лауреаты и дипломанты международных, всероссийских конкурсов.
И как не согласиться с известным американским педиатром Бенджамином Спок (1990), который подчеркивает, что ребенок будет счастливее, если его не жалеют, относятся к нему естественно, тогда семья начинает говорить не о нем, а с ним.
ЛИТЕРАТУРА
- Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2002
- Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. И.М. Бгажноковой. – М., 2007.
- Инклюзивное образование/сост.: М.Р.Битянова; - М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – 224с.
- Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н.Малофеев, О.И.Кукушкина, О.С.Никольская, Е.Л.Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).
- Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие / А.Р.Маллер. - М.: АРКТИ, 2000. - 124 с.
- Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».