Цель: повышение правовой культуры обучающихся, эффективности профилактики и предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, развитие навыков работы в команде.
Задачи:
- формировать правовую культуру;
- оказать помощь в осмыслении практического применения действующих законов;
- формировать навыки безопасного поведения в обществе;
- закреплять правовые знания у подростков;
- развивать умение работать с документами;
- оказывать помощь несовершеннолетним в совершенствовании организаторских навыков, умении общаться, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация; карточки с вопросами теста; таблички с надписями «Уголовная ответственность» и «Административная ответственность»; таблица с описанием преступлений (правонарушений); листы бумаги, ручки.
Категория участников: учащиеся 8-9 классов.
Ход занятия
1. Организационный момент
Ведущий:Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать здесь и сейчас. Давайте познакомимся.
Ритуал приветствия.
Ведущий: первым представляется ведущий. Затем первый участник представляется, называя свое имя и какой-нибудь эпитет - прилагательное, начинающееся с той же буквы, что и имя (например: "Я - веселый Виктор"). Следующий повторяет услышанное имя вместе с прилагательным, затем называет себя («Это - веселый Виктор, а я - привлекательный Павел»). Третий участник повторяет оба услышанных имени с прилагательными и добавляет к ним свое, и так далее, по кругу.
Разминка.
Упражнение «Поезд».
Ведущий: Участники стоят в кругу. Ведущий начинает, а стоящие по часовой стрелке от него участники продолжают поддерживать обычного хлопка (открытыми ладошками). А стоящие против часовой стрелке от него участники продолжают поддерживать ритм хлопка закрытыми ладошками (т.е. сложив их ракушкой). Должно создаваться ощущение, будто движется поезд. Ритм всякий раз увеличивается.
2. Вступительное слово – приветствие педагога-психолога.
Ведущий: Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о правах.
Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязанности и ответственность за их выполнение, неисполнение которых может привести к неприятным последствиям, а порой и к уголовной ответственности.
Ведущий: Сегодня мы постараемся вспомнить, закрепить знания, а может кто-то и приобретет знания о своих правах и обязанностях, и выясним, как вы разбираетесь в законах, по которым мы живем.
Работа по теме занятия.
Ведущий: Работа в команде. Для дальнейшей работы нам необходимо разделиться на 3 группы.
Участники делятся на 3 группы по 5 человек.
2.1. Ведущий: Блиц-опрос.
Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос, на который вам необходимо ответить одним словом. Если команда отвечает неверно, вопрос передается другой команде.
- Что такое право? (Норма, правило).
- Что является основным законом нашего государства? (Конституция).
- Защитник на суде? (Адвокат)
- С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).
- Обвинитель на суде? (Прокурор)
- Как называется открытое хищение имущества? (Грабёж).
- Как называется нападение с целью овладения имуществом (Разбой).
- Как называется общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом? (Преступление).
- Обстоятельство, исключающее пребывание обвиняемого лица на месте преступления в момент его совершения. (Алиби).
- Мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого. (Арест).
- Незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов. (Контрабанда).
- Основной документ в нашей стране, удостоверяющий личность гражданина. (Паспорт).
- Гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. (Потерпевший).
- Преступление, заключающееся в умышленном или неосторожном лишении жизни другого человека. (Убийство).
- Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором (Штраф).
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Участники выполняют задание.
2.2. Ведущий: А теперь поговорим о правах. У вас на столах лежат тесты, на вопросы которых нужно ответить, выбрав вариант ответа из предложенных. Время для обдумывания – 2 минуты. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
(Тест по 4 вопроса каждой команде)
1 команда
1 вопрос - Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:
а) с момента рождения до 18 лет *
б) с момента рождения до 14 лет
в) с момента рождения до 16 лет
2 вопрос: – Дети имеют равные права при условии:
а) если они родились в одной стране
б) если они родились в законном браке
в) равного социального положения
г) независимо от различных обстоятельств *
д) равного имущественного положения
3 вопрос: – Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:
а) родители
б) родственники
в) никто*
г) сверстники
4 вопрос: – Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?
а) употребление алкоголя*
б) наркотических средств*
в) употребление других одурманивающих веществ*
2 команда
1 вопрос: – С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:
а) с 18 лет
б) с 16 лет *
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку
2 вопрос: – Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения:
а) безоговорочно*
б) не имеет
в) если это не наносит вреда другим людям
3 вопрос: – Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?
а) организатора
б) соучастника
в) подстрекателя*
4 вопрос: – За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:
а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;
в) только родители.
2.3. Ведущий: А сейчас настало время узнать: знаете ли вы закон? Мы будем по порядку называть различные ситуации. Вы должны определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички с ответами «уголовная ответственность» или «административная ответственность».
Ведущий: За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Но, прежде чем мы начнем конкурс капитанов, я прошу посмотреть на слайды и вспомнить, различия между уголовной и административной ответственностью.
Демонстрация на экране видов юридической ответственности.
«Знаете ли вы закон?».
- Ученик разбил стекло (административная).
- Гражданин сознательно купил ворованную вещь (уголовная).
- Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг рыбы (административная).
- Браконьер выловил 3 осетров (уголовная).
- Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (административная).
- Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (административная).
- Учащиеся угнали автомашину и разбили ее (уголовная).
- Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная).
2.4. Ведущий: А теперь вам необходимо будет квалифицировать преступление (правонарушение).
Перед вами лежат таблицы, в первом столбце которых перечислены различные преступления и правонарушения. Команды должны заполнить второй столбик, то есть дать юридические названия данным деяниям.
Ведущий: Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл. Для правильной квалификации вы можете использовать УК РФ и КоАП РФ. Приступайте.
Работа с таблицами.
«Квалифицируйте преступление».
Всего перечислено 8 преступлений (правонарушений).
1 |
Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!» |
Вандализм |
2 |
Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете |
Кража |
3 |
Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» |
Угон |
4 |
Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба |
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма |
5 |
Коля заставил малыша дать 10 рублей |
Вымогательство |
6 |
Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения |
Хулиганство |
7 |
Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания |
Оскорбление |
8 |
Витя отобрал у Кости CD-плейер |
Грабеж |
Ведущий:А теперь предлагаюподсчитаем количество баллов у каждой команды.
Подведение итогов. Выявление лидеров.
3. Заключительная часть
Ведущий: А теперь выполним следующее упражнение «Я хочу - я могу».
Предлагаю каждому участнику группы составить два списка: своих желаний и своих возможностей.
Участники выполняют задание.
Обсуждение:
- Все ли мои желания исполнимы и что необходимо, чтобы они исполнились?
- Могут ли предпринимаемые вами действия для достижения цели испортить жизнь другим людям, повлечь за собой нанесение какого-либо ущерба?
Ведущий: Итак, мы сегодня выяснили, что только позитивные действия приводят к положительным результатам. Нарушая права, человек будет иметь неприятности с Законом. Лишь соблюдая права других людей, человек может испытать полное удовлетворение от своих действий.
Хочу процитировать слова французского философа ХVIII Вольтера: «Только слабые совершают преступления: Сильному и счастливому они ни к чему…».
4. Рефлексия
Участники садятся в круг. Передавая друг другу мячик, отвечают на вопросы.
Ведущий:
- Что узнали нового на нашем занятии?
- Где это вам пригодится в жизни?
- Пригодится ли вообще?
- Почему?
Ритуал прощания.
Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «Нам приятно было общаться! До сви-да-ния- МЫ!»
Литература
1. Лазеева Л. «Знать закон, ответствовать пред законом: деловая игра» // Библиотека. – 2005. – № 10. – стр. 66-67 (Правовое воспитание).
2. Капецкая Г.А. «Эрудит-лото «Закон о правах ребенка»»: классный час для учащихся средних и старших классов// Последний звонок. – 2010. – № 6. – стр.30-31.
3. http: klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-pravonarusheniya - Классные часы по профилактике правонарушений.