Цели:
- формировать толерантное и уважительное отношение к личности;
- учить находить компромисс в решении проблемных ситуаций;
- развивать навыки разрешения конфликтов;
- стимулировать понимание обучающимися недопустимости буллинга в классе.
Ожидаемые результаты:
Метапредметные:
- Оптимизация межличностного общения обучающихся.
- Осознание значимости каждой личности и его роли в социуме.
- Осознание неповторимости себя и окружающих.
Предметные:
- Предотвращать проблему буллинга в классе.
- Учить гуманности, сопереживанию, готовности прийти на помощь.
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Личностные:
- Активизация личностной позиции обучающегося на рассматриваемую проблему.
- Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников.
- Учить анализировать себя и свои поступки.
Коммуникативные:
- Формирование умения аргументировать, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию.
- Учиться работать в парах, группах; уметь слушать и слышать других.
Ход занятия
(Дети входят в зал вместе с учителем, а там – сидящий с книгой мальчик, возле него – инвалидная палочка. Девочка с цветком в руках; на цветке – всего один, голубой лепесток… Все приветствуют друг друга).
1. Инсценировка отрывка из сказки В.П. Катаева «Цветик-семицветик»
«…Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
— Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила — и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее.
Пошла она на улицу, идет и думает:
«Чего бы мне еще все-таки велеть?.. … Главное, не надо торопиться».
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться...
— Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
— Витя. А тебя как?
— Женя. Давай играть в салки?
— Не могу. Я хромой…
— Как жалко! — сказала Женя. — Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
— Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
— Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!..»
- Ребята, что это за история? Чем она закончилась? А как бы её продолжили вы? Вы хотели бы, чтобы этот мальчик учился с вами? А если бы не случилось такого чудесного исцеления?..
(Дети высказывают свои мысли о доброте, сочувствии, взаимопомощи).
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого «СПАСИБО» не ждут.
(Генрих Акулов)
2. Представление своего класса
(рассказы детей о правилах жизни класса, о себе)
Фотопрезентация. Рисунок Кати К. «Наш дружный класс».
3. Исследовательская деятельность. Игра “Апельсин”
Цель: осознание каждым обучающимся своей индивидуальности.
Задача каждого участника – найти свой апельсин.
Вывод: кажется, что все апельсины очень похожи, но если присмотреться внимательней, то можно заметить, что они очень разные и невозможно перепутать свой апельсин с другими.
4. Задание в парах «Ладошки»
(Дети сравнивают линии на своих ладонях).
Вывод: у людей двух абсолютно одинаковых узоров на пальцах и ладонях не бывает. Это говорит об уникальности каждого человека. Его уникальность – это ценность, которую нужно беречь.
- Как вы думаете, можно ли среди нас найти совершенно одинаковых людей? (Нет)
- А что нас отличает? (Цвет волос, рост, цвет глаз, одежда, национальность)
- А что объединяет? (Нас объединяет то, что все мы люди, живем в одной стране, на одной планете, учимся в одной школе, в одном классе, занимаемся одним делом)
Вывод: необходимо помнить, что другой человек имеет право быть не таким, как ты, что обществу очень нужны не только такие, как ты, но и совсем другие, непохожие на тебя.
(Мы очень разные, но мы вместе...)
- И мне трудно представить наш класс без кого-то из вас.
5. Игра «Клубочек»
- Наш класс – это маленькая дружная семья. А вот какая она, чем увлекаются ребята, мы сейчас узнаем из игры «Клубочек». Передавая друг другу клубочек, продолжите фразу: «В классе без тебя было бы скучно, потому что ты…» (Начинает учитель).
- Что нам подсказал клубочек? (Связал нас!) Какой же вывод? (Мы все разные – но все-таки мы вместе!)
Каждый ученик нашего класса неповторим, обладает уникальным сочетанием черт, привязанностей, интересов. Вместе с тем, мы связаны учёбой, дружбой, жизнью в одном классе, в одной школе.
- А что будет, если эта ниточка дружбы где-то разорвётся? (Показать, разрезав ножницами… Человек останется один – со своими проблемами, горестями, радостями… Как Витя из сказки…)
Вспомним наш девиз: «Один за всех и все за одного!» Не забывайте его, и пусть ниточка классной дружбы всю жизнь связывает вас!
6. Рефлексия
- А теперь возьмите свой апельсин и напишите на нём одно, но самое важное, на ваш взгляд, слово, которое необходимо для жизни нашего класса… Прочитайте это слово! А если бы у вас в руках оказались сейчас те самые шесть лепестков из Цветика-семицветика, что бы сделали вы для всей нашей планеты?.. Подарите друг другу свою доброту и апельсины!
7. Итог занятия
Исполним любимую песню нашего класса «Настоящий друг» (В конце исполнения дети поднимают свои ладошки: «Мы против буллинга!»)