Формирование личностных УУД в рамках профориентационной работы во внеурочной деятельности в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Особенности формирования представлений о мире профессий у младших школьников

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.

Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из важных задач школьного обучения и воспитания.

База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам.

Учеба выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.

Ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях.
В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается  проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Профессиональная ориентацияпредставляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Профориентация осуществляется через учебные предметы, внеурочную деятельность, работу с родителями.

Основная задача профориентационной работы в начальных классах – расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой.

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Формы организации внеурочной деятельности как средства профориентации.

Профессиональное воспитание начинается с первый дней ребенка в школе, на всех уроках и проводится всем педагогическим коллективом во взаимодействии школы, семьи, общественности. Уже с первого года обучения в школе целесообразно создавать условия для эффективного управления профессиональным развитием учащихся. Формировать представление о мире профессий; способствовать пониманию роли труда в жизни человека и общества. Формировать добросовестное отношение к труду; предоставить возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности (кружки, факультативы); развивать склонности, способности, интерес к будущей профессии.

Внеурочная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Для занятий по профориентации основной является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как он может попробовать себя в различных областях взрослой жизни. На каждом занятии рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в процессе игры исследовать свои способности, применительно к рассматриваемой профессии.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии, классные часы, внеклассные занятия, встречи со специалистами в разных сферах труда, конкурсы, выставки, кружки и спецкурсы.

Посещая  музеи, картинные галереи, библиотеки, театры младшие школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода, художника, библиотекаря, актёра.

На классных часах и на внеклассных занятиях младшие школьники читают стихи о разных профессиях, разгадывают загадки, инсценируют произведения, составляют пословицы о труде, рассказывают о профессиях своих родителей, участвуют в викторинах «Все работы хороши».

Например, читая разные книги, мы встречаемся с разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии. И вы их, конечно, узнаете и сможете назвать персонажей и авторов этих произведений.

1. Лучшая в мире няня - гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда (Мэри Поппинс, П.Треверс)

2. Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня, - говорила она, - и дети, и собаки становятся шелковыми» (Фрекен Бок, А.Линдгрен)

3. Из трех цариц одна стала царицей, другая - ткачихой, а третья? (поварихой А.С.Пушкин)

4. Самый известный почтальон, проживающий в д. Простоквашино (Печкин.Э.Успенский)

5. Сказочный ветеринарный врач (Айболит К.Чуковский)

Рассказываем о профессиях, с которыми сталкиваемся ежедневно.

Школьная медсестра. Её работа заключается в охране здоровья детей и учителей. Она оказывает первую помощь при различных заболеваниях, травмах, обрабатывает раны. Медсестра несёт ответственность за качество приготавливаемой пищи в нашей школьной столовой. Она организует вакцинации детей, ежегодные профилактических осмотры как детей, так и учителей.

Казалось бы, профессия повар знакома всем,  и много говорить о ней не приходится. Старая русская пословица гласит: «Добрый повар стоит доктора». Действительно, повару, как и врачу, нельзя быть равнодушным. Ведь от того, как накормить человека, зависит и его здоровье, и настроение, и производительность труда и успех в учёбе.

В начальной школе организуем встречи с родителями, профессионалами в разных сферах труда – специалистами ГИБДД, пожарными, школьным библиотекарем, школьной медицинской сестрой.

Учащиеся участвуют в творческих конкурсах, выставках школьного, муниципального, регионального уровней «Возраст делу не помеха!», «Осенние поделки»

Начиная с 1 класса, создается «портфолио» - папки достижений обучающихся, которые помогут выявить среди младших школьников сферы предпочтительных профессиональных интересов, вести информационно-просветительскую работу по выбору профессии в дальнейшем.

Профориентационная работа с родителями обучающихся

В зависимости от особенностей характера ребенка, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определенным профессиям.
Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т.п.

Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.

Жизнь ставит человека в ситуацию выбора, ему приходится принимать решения, и оттого, насколько правильно сделан выбор, зависит его дальнейшая судьба.

Формы организации внеурочной деятельности по профориетации:

  • Сюжетно-ролевая игра.
  • Экскурсия.
  • Встречи с представителями разных профессий.
  • Коллективно творческое дело как интерактивная форма профориентационной работы с учащимися.
  • Проектная деятельность

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра - является одной из форм работыпо профориентации детей младшего школьного возраста, она активизируют познавательную деятельность детей, их волевую сферу и помогают получить представления о разнообразном мире профессий. Игра является ведущей деятельностью детей. У детей младшего школьного возраста игры способствуют формированию навыков осознанного выбора слов для выражения мыслей, развивают пытливость, любознательность, мышление, воображение и интерес к познавательной деятельности, воспитывают у детей толерантность и коммуникабельность. В игровой деятельности ребёнок чувствует себя самостоятельным, инициативным, значимым. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным.

Игровая форма способствует возникновению у учащихся интереса к данной тематике, более глубокому вовлечению их в профориентационную деятельность. В ходе игр учащиеся получают возможность «примерить» на себя ту или иную профессиональную роль, что, в свою очередь, способствует рефлексии, мотивирует их к более внимательному отношению к вопросам профориентации.

Экскурсия

Экскурсии - одна из форм профориентационной деятельности, который дает свои положительные результаты.

Профориентационные экскурсии следует проводить с уровня начального общего образования. В начальной школе начинается формирование профессиональных интересов детей. На этом этапе важно знакомить их с разнообразными видами трудовой деятельности, формировать интерес к профессиям, элементарные представления о культуре труда (содержать рабочее место в порядке, бережно относиться к материалам и инструментам, выстраивать положительные взаимоотношения в коллективе).

Профориентационная экскурсия – ознакомления обучающихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и  основами профессий.

Можно выделить следующие типы профориентационных экскурсий:

  • Обзорные экскурсии организуются с целью общего знакомства с предприятием. Такая экскурсия проводится по определенному маршруту: музей, цех, отдел технического обучения. Она, по возможности, сопровождается короткой беседой с одним-двумя рабочими на каждом участке по ходу экскурсии, рассказом об условиях для подго­товки и повышения квалификации рабочих.
  • Тематические экскурсии проводятся по темам школьных предметов в целях всестороннего ознакомления с предприятиями определенных профессий для учащихся начальной школы.

Во время экскурсий учащиеся знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но и в практической деятельности.  Это поможет ребятам лучше узнать все о профессии.

Встречи с представителями разных профессий

Встречи с представителями профессий – одна из эффективных форм пропаганды профессий. К личности специалиста, проводящего беседу, предъявляются определенные требования. Он должен быть увлечен своей профессией, знать свое дело, уметь ясно и логично излагать свои мысли, доброжелательно относиться к подросткам, уметь находить с ними контакт.

Чтобы «оживить» эти встречи, заранее с ребятами проводится подготовительная работа: подбираются загадки, составляются кроссворды, синквейны по профессиям, с представителями которых ожидается встреча.

КТД  (коллективно творческое дело) как интерактивная форма профориентационной работы с учащимися.

Коллективное творческое дело - воспитательная технология, основанная на проведении и подготовке любого мероприятия по принципам:

  • коллективности (все решения принимаются и осуществляются совместно)
  • активного личностного участия (каждый имеет попробовать себя в каждом деле)
  • творческого подхода.

КТД - форма работы, которая направлена на:

  • развитие творческих способностей;
  • развитие интеллектуальных способностей;
  • реализацию коммуникационных потребностей;
  • обучение правилам и формам совместной работы.

КТД по профориентации разнообразно: классные часы, диспуты, беседы, устный журнал, утренники, викторины, конкурсы, ярмарки.

Проектная деятельность школьников.

Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Работа по выполнению проектов позволит учащимся: познакомиться с миром профессий, понять, что «люди разные нужны, люди разные важны», что мир профессий широк и разнообразен и в нем всегда можно найти дело по душе; лучше осознать себя в окружающем мире, самоутвердиться и самореализоваться, сформировать свою жизненную позицию, свое «Я»; приобрести умения решать проблемы, формировать навыки самостоятельной работы и работы в команде.

Формирование проектно-исследовательских умений в начальной школе направлено на:

  • развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских умений;
  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
  • выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
  • воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
  • самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели;
  • формирование проектно-исследовательских умений в начальной школе.

Социально-значимая деятельность (волонтерское движение)

Одной из наиболее эффективных форм социально-значимой деятельности является волонтерская. Под волонтерской деятельностью понимается добровольная, альтруистическая деятельность, осуществляемая по собственной инициативе в соответствии с системой ценностей личности и имеющая общественную значимость.
Принципами волонтерской деятельности являются:

  • добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве волонтера);
  • безвозмездность (труд волонтера не оплачивается, однако могут быть оплачены расходы волонтера, связанные с его деятельностью);
  • добросовестность, гуманность, порядочность;
  • самоуправляемость, открытость и законность.

При этом основной принцип организации волонтерской деятельности школьников заключается в том, что ее инициаторами, организаторами и исполнителями являются сами учащиеся.

Взрослые на этапе практических действий должны предоставлять волонтерам максимальный уровень самостоятельности, к которому они готовы в данный момент, и делегировать им ответственность за свою деятельность. На всех этапах деятельности взрослые, участвующие в проекте по вовлечению волонтеров в профориентационную работу, осуществляют обучение, поддержку и экспертизу; берут на себя роль координаторов, организаторов взаимодействия обучающихся и внешней среды, социума.

Участие в волонтерской деятельности дает подросткам возможность в значительной степени восполнить «дефицит социальной востребованности», почувствовать собственную значимость, свой вклад во «взрослое» дело.

Оказание помощи несовершеннолетней молодежи в профессиональном самоопределении, обучение молодежи технологиям успешного поведения на современном рынке труда, содействие повышению престижа востребованных, в т.ч. рабочих профессий - задачи, которые решают волонтеры. Деятельность волонтеров может быть организована в следующих направлениях:

  • при проведении массовых мероприятий (работа в летних трудовых отрядах, пришкольных лагерях отдыха) проведение тестирования, анкетирования,  викторин, игр  профориентационной направленности и др.;
  • разработка и реализация отдельных профориентационных проектов – отряды волонтеров придумывают собственные проекты, которые потом реализуют во время встреч и занятий со школьниками.

При содействии центров занятости населения волонтеры могут организовывать для обучающихся профориентационные игры, дискуссии, встречи с представителями различных профессий. Это помогает школьникам определиться со своей дальнейшей образовательной траекторией, выбором профессиональной образовательной организации и той сферы деятельности, в которой бы хотелось в будущем реализовать себя.

Помимо этого волонтеры-профориентаторы в период учебного года могут проводить с учащимися профориентационные викторины, конкурсы, экскурсии и другие мероприятия.

Методы профориентационной работы внеурочной деятельности как средства профориентации.

Информационно-справочные, просветительские методы:

  • профессиограммы (краткие описания профессий);
  • справочная литература;
  • информационно-поисковые системы;
  • профессиональная реклама и агитация;
  • экскурсии школьников на предприятия, в учебные заведения, встречи со специалистами по различным профессиям;
  • познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
  • профориентационные уроки со школьниками как система занятий;
  • учебные фильмы и видеофильмы;
  • использование средств массовой информации;
  • конкурсы, выставки, фестивали и другие мероприятия профориентационной направленности.

Важной составляющей частью информационной работы является подготовка «образовательной карты»  города /области.

Информационная работа – это «содержательное путешествие» учащихся по образовательной карте территории, для чего планируются соответствующие маршруты, формы, даты, достигаются конкретные договоренности о времени и форме ознакомительных мероприятий с руководителями образовательных учреждений (профильных школ и лицеев, учреждений дополнительного и профессионального образования).

Заключение

Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их  личных интересов и потребностей  с изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, на рынке труда.

Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует  формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает  у них бережное отношение к результатам труда,  а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества. Современные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной  деятельности. В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу в начальных классах.

Настоящие методические рекомендации помогут учителям в активизации процесса  познания школьниками мира профессий и труда.

Литература

1. Сайт. Диденко М.А. «Профориентационная работа в начальной школе». http://12.Pedsovet.ovg/component/..id../itenid,118/

2. Сайт. Кузнецова О.А. «Профессиональная ориентация младших школьников». http://www.rusedu.info/go.php/

3. Приложение