Важным этапом в работе по формированию навыков грамотного письма является выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. Этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
Каждому учителю знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корневой морфеме слова, учащиеся успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию несложно: чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти и вспомнить орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением.
Как пишет М.Р.Львов, «Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность» является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: ученик не видит орфограмм в процессе письма. По данным наших обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах, там, где учитель работает над формированием орфографической зоркости 70–90%».
Рассмотрим приёмы обучения проверяемым написаниям. Как же строить такое обучение? Рассмотрим это на примере правописания безударных гласных. Работу над понятием «безударные гласные» рекомендуется начинать с первых страниц азбуки. В первом классе проводится непрерывная работа над развитием фонематического слуха учащихся, ведётся наблюдения над словами, написание которых расходится с произношением, например, котик – коток, сосна - сосны; отрабатываются умения находить в словах ударные и безударные слоги, используем приём постановки ударения. Основная задача на данном этапе научить детей видеть безударный гласный в слове.
Наиболее эффективным приёмом в работе является игра «Маячки», которая даёт возможность научить ребят зрительно запоминать слова, присматриваться к ним. (Дано предложение: В лесу жила лиса. В норе у неё лисята.)
При выполнении задания дети читают слова дважды: сначала орфографически, затем орфоэпически. Цель этого задания обратить внимание учеников на несоответствие написания слов их произношению. К словам с «маячками» нужно подобрать проверочные слова, изменяя формы слова.
Помогает и такой приём, когда дети, слышимые слова не записывают, а отмечают графически только безударные гласные (диктует учитель): На дворе горой, а в избе водой. Учащиеся отмечают, что безударный гласный [о] встретился три раза, а [и] - один раз, затем слова проверяются устно.
На втором году обучения, опираясь на знания и умения, которые были получены учащимися в первом классе при изучении темы «Состав слова», могут быть использованы слоговые таблицы, по которым дети составляют родственные слова, сравнивают их, находят слова с безударной гласной в корне, подчеркивают проверочные и выделяют в словах корень.
вы | пить |
лю |
ле |
леп |
ный |
пит |
лен |
ка |
вылепит лепка лепит леплю вылепленный
Не менее интересный прием в работе - подбор родственных слов с заданными корнями.
Ласк- | Игр – |
Зим- |
ласка |
игрушка |
зимушка |
ласковый |
игры |
зимний |
ласкать |
играть |
зимовать |
приласкать |
игровая |
зимовка |
У школьников формируется умение осознанию составлять гнёзда однокоренных слов, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличие одинаковых частей. В данном случае дети учатся обобщать материал, делать свои умозаключения, обобщают свой словарь.
Другой приём работы рассчитан на слуховое восприятие. Учитель диктует слова, ученики должны выделить в них корни, записать их и сверить их с написанным на доске образцом. Например: встречать, вредить, горбатый, гористый, грибной, грязнуля, дождливый, звериный, зимовка, играть, (встреч -, вред - , горб-, гриб -, гряз -, дожд -, звер - , зим-, игр -).
Одним из приёмов в работе над безударным гласным является развитие способности обнаруживать орфограмму и давать ей характеристику.
Обучение рассуждению проводится по следующей памятке:
«В слове страна есть орфограмма на безударный гласный в корне слова, т.к. есть выбор букв: о или а. Выбираю [а], так как однокоренное проверочное слово – страны, где ударный звук обозначаем только буквой а. Корень стран (страна а/о страны).»
Задача состоит в том, чтобы предлагаемая памятка зрительно воспринималась учащимися и использовалась ими в практической работе. Пока каждый ученик не овладеет приёмом выбора букв, памятка находится перед глазами.
Следующий приём – работа без зрительного восприятия, то есть без«маячков», когда дети учатся сами обнаруживать в тексте слова с безударным гласным. Например, в приведённом тексте ученики должны найти девять слов с орфограммой на безударный гласный.
Помоги друзьям.
Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Вася побежал в сад и повесил на большой дуб кормушку. Прилетели птички. Жадно клюют они крошки и зерно. Помоги и ты пернатым друзьям.
Некоторые виды диктантов позволяют развить орфографическую зоркость.
1. Диктант «Проверяю себя».
Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно правильно написать то или иное слово. И только после этого вставляют нужную орфограмму. В этом случае важно поддержать ученика, учителю нужно напомнить ему правило, задать наводящий вопрос или объяснить.
2. Диктант с обоснованием.
Учитель диктует слова, например, с безударным гласным, проверяемым ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель.
3. Диктант (но не контрольный) с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой – либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
4. Диктант «Найди слова».
Учитель диктует несколько предложений и задаёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить.
Все эти диктанты должны быть небольшими по объёму, состоящими из двух-трёх предложений.
Необходимо с первого класса вести такую работу, как письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически. В первом – втором классах он диктует слово по слогам, называя слог и гласный в нем, в третьем-четвёртом классах - по слогам, чётко проговаривая каждое слово, т.к. артикуляция является составной частью в процессе письма.
Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение, объясняя все орфограммы.
Можно использовать в работе следующий прием. После проведения диктанта, учитель выписывает в тетрадь все слова, в которых учащиеся допустили ошибки. На следующий день учитель выписывает их на доску. Дети устно объясняют орфограммы в этих словах, проговаривают их хором и индивидуально, а затем учитель проводит составленный из этих слов небольшой диктант на 3-5 минут.
Творческие работы. Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений. Умение диктовать себе по слогам помогает учащимся избавляться от ошибок. Дети часто спрашивают, как написать то, или иное слово. Это показатель вдумчивого, сознательного отношения к работе. Обязательна проверка работы трёхразовая.
Я предлагаю детям пользоваться такой памяткой при проведении творческих работ:
1. Составь рассказ.
2. Выдели первое предложение. Вспомни три правила предложения.
3. Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова.
4. Проверь по слогам каждое слово.
5. Проверь, все ли нужные мысли ты записал.
Стоит сказать о приёмах обучения непроверяемым написанием.
Со словами с непроверяемым написанием младшие школьники встречаются на каждом уроке. В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся.
Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, которые обеспечивают эффективность этой работы: активизация умственной деятельности учащихся и их памяти; обучающий характер учебной деятельности; регулярность в работе над словами с указанными орфограммами. Это достигается с помощью специальных приёмов обучения.
1. Запись слов по алфавиту. Например, на доске даются слова: калач, диван, песок, альбом, бетон. Дети записывают, подчёркивая непроверяемые орфограммы.
2. Группировка словарных слов:
автобус | газета |
пакет |
азбука |
гараж |
пенал |
3. Группировка слов.
Слова с проверяемой безударной гласной | Слова с непроверяемой безударной гласной |
поля (поле) |
морковь |
вода ( воды) |
картофель |
4. Выборочный диктант.
5. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
а | е |
и |
канава |
металл |
диван |
газета |
теперь |
лимон |
салют |
тетрадь |
сирень |
6. Подбор однокоренных слов – других частей речи:
- металл – металлический,
- группа – групповой,
- суббота – субботний.
7. Сопоставление и запись слов с противоположными орфограммами:
рр | р |
перрон |
коридор |
терраса |
директор |
8. Подбор и запись синонимов и антонимов:
- метель – вьюга, буря, пурга;
- граница – рубеж, край, предел;
- работать – отдыхать, праздновать;
- мешать – помогать, пособлять.
9. Составление предложений с данными словами.
10. Сочинение по опорным словам. Так, учитель предлагает детям написать сочинение на тему «На вокзал», используя слова: багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.
11. Замена описательных оборотов словами синонимами.
Например, ящичек для ручек, карандашей; помещение, где хранятся и выдаются книги для чтения.
Планомерное применение названных приёмов дает возможность повысить эффективность обучения непроверяемым написанием.
Для меня очень важно знать степень усвоения изучаемого материала каждым учеником. При проверке тетрадей я веду учёт пробелов, фиксируя их в особой тетради. На основании анализа ошибок письменных работ составляю грамматические задания, даю дифференцированные, индивидуальные упражнения в тетради.
Если систематически проводить указанные выше виды работ, у учащихся формируется орфографическую зоркость.
Список литературы
- Козина А.Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 584-586.
- Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
- Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения / М.С.Соловейчик [и др.]. – М.: Просвещение, 1993.
- Обучение русскому языку в школе. Под ред. Быстровой М. «Дрофа», 2004.