Цель мероприятия: повышение уровня коммуникативных способностей, сплоченности группы; воспитать доброжелательные отношения к товарищам; систематизировать и обобщить правила культуры со сверстниками.
Задачи мероприятия: создать положительный эмоциональный настрой; актуализировать личностные качества, развивать навыки вербального и невербального общения; формировать умения и навыки работы в сотрудничестве; обогащать словарь детей «вежливыми» словами, формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты; продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Методические приемы: ритуал встречи; приветствие; музыкальное сопровождение; сюрпризный момент; проблемные вопросы; беседа; творческое самовыражение, рефлексия.
Материалы и оборудование:
- ковер-самолет
- листы черной бумаги по количеству детей
- конфеты по количеству детей
- 4 круга – «островки-кочки», вырезанные из бумаги
- коробка, ярко украшенная
- «волшебная» палочка
- аудиозапись песни «Когда мои друзья со мной»
Ход занятия
Вводная часть: Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте будем вежливы и покажем, как мы приветствуем друг друга.
Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Матушка Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Ребята, как вы думаете, чтобы день заладился, чтобы все получалось, какое настроение должно у вас быть? (Радостное, веселое).
1. Упражнение «Передай улыбку и доброе слово»
Давайте сделаем большой круг, улыбнемся друг другу и скажем ласковое доброе слово.
Ты мой друг и я твой друг,
Вставай скорее снами в круг
Почувствуй радость и тепло,
И как с друзьями хорошо.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да, очень.
В: Я предлагаю вам совершить удивительное путешествие. А в путешествие мы отправимся на волшебный остров под названием «Остров доброты и дружбы». Собираясь в любое путешествие, люди берут с собой все самое необходимое, в том числе и свои знания и умения, ведь в дороге могут быть трудности. А как вы считаете, какие положительные качества можно взять с собой?
Д: старательность, наблюдательность, трудолюбие, помощь друзьям, доброту, внимательность, заботу, бережное отношение к другу.
Воспитатель: Давайте все эти качества положим в наши сердца, и мы все это возьмем с собой, тогда наше путешествие будет удачным.
А с плохими качествами мы вот как поступим. Возьмем по листу черной бумаги, представим, что это плохие качества (- А какие плохие качества, характеризующие человека, вы знаете? - злость, обида, зависть, гнев) – они дружбу разрушают, скомкаем его руками, можно немного потопать. Листы сложим в мешок и в путешествие их брать не будем
В: Но в путешествии нас ожидает много препятствий, которые нужно будет преодолеть. Если мы с ними справимся, сможем помогать друг другу, выручать, значит, наш путь на остров будет легким. Как вы думаете, ребята – что такое остров и где он находиться? Остров - это кусочек земли, окруженный со всех сторон водой. А на чем же мы отправимся к острову? На каком транспортном средстве туда можно добраться? (корабль, подводная лодка, самолет). Но у нас ведь путешествие на волшебный остров. Какое волшебное транспортное средство вы знаете, и в какой сказке оно встречается? (ковер-самолет из сказки «Иван-Царевич и Серый волк»).
Правильно, путешествие к острову мы совершим на «ковре-самолете».
Итак, в добрый путь!
2. Упражнение «Ковер-самолет»
В: Ребята, встаньте на ковер-самолет, возьмитесь крепко за руки или обнимите друг друга, чтобы не упасть в полете. Закройте глаза и представьте, как вы летите высоко в небе над лесами и морями, реками и горами. Мы поднимаемся все выше и выше, мчимся над облаками. Старайтесь поддерживать товарищей. Нам тесно на ковре-самолете? Какую поговорку можно применить сейчас? (В тесноте, да не в обиде)
(Звучит песня «Когда мои друзья со мной»).
В: Вот мы и приземлились на волшебный остров «Доброты и дружбы». Откройте глаза. Осторожно сойдите с «ковра-самолета». Мальчики пропускают вперед девочек, подают им руку. Впереди я вижу чудесную поляну, но путь к ней нам преграждает болото. Вот и первое испытание. Нам нужно перейти через болото по этим четырем островкам-кочкам, выполнив определенные задания. При выполнении заданий, мы должны оказывать друг другу помощь и поддержку.
3. Упражнение «Пройди через болото»
Перед детьми на полу лежат четыре круга - «островки-кочки» в ряд, через 20 см друг от друга; в каждом из них карточка с заданием. Выполнив первое задание, дети по одному, помогая друг другу перепрыгивают через «кочки».
Задание № 1: Назовите только слова-приветствия (здравствуйте, добрый день, рады встречи с вами, мы рады вас видеть, привет, и т.д.)
Задание № 2: Назовите только слова благодарности (спасибо, благодарю и т.д.)
Задание № 3: Назовите только слова извинения (извините, простите)
Задание №4: Назовите только слова прощания (до свидания, до скорой встречи)
В: Вы справились с заданием. Скажите, легкими или трудными были задания? В чем представлялась сложность переправы с островка на островок?
Д: удержаться вместе на маленьком островке.
В: Что вы чувствовали, когда вам подавали руку товарищи?
Д: поддержку друзей, уважение, взаимовыручку.
В: Что вы можете сказать друг другу в знак благодарности?
Д: спасибо, благодарю.
В: Ребята, но наш путь лежит дальше, и перед нами небольшая полянка с поваленным бревном. А рядом с ним какая то коробочка. Скорее всего, там приготовлено ещё одно задание.
В: Ребята, слова бывают разные. С помощью слова можно приласкать и прогнать, огорчить и согреть, обидеть и утешить. Необходимо всегда думать, прежде чем что-то говорить.
- Какие слова могут огорчить нас?
Д: плохие слова, не красивые, не культурные, обидные, злые.
В: Какие слова могут утешить?
Д: добрые, ласковые.
В: - Сейчас я произнесу начало пословицы о дружбе, а вы должны будете проговорить концовку.
1.
В: Крепкую дружбу … Раз, два, три – говори!
Д: … и топором не разрубишь.
2.
В: Друг… Раз, два, три – говори!
Д: …познается в беде.
3.
В: Добро всегда… Раз, два, три – говори!
Д: …побеждает зло.
4.
В: Без друга… Раз, два, три – говори!
Д: …жить туго.
Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этими заданиями вы справились. Устали? Я предлагаю вам веселую паузу.
Физминутка «Дружба»
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучат
Дружно и сильнее
По коленям ударили
Тише, тише, тише
Наши ручки поднимаем
Выше, выше, выше.
В: Молодцы, ребята, с игрой вы справились. Ребята, а под бревном ещё, что то лежит. Это же красивая волшебная палочка.
В: Назовите мне сказку, в которой волшебная палочка помогает совершать чудеса (Золушка). А скажите, какие душевные качества помогли Золушке стать счастливой?
Д: доброта, трудолюбие, терпение, вежливость, любовь к животным, уважение к старшим.
В: Волшебная палочка предлагает поиграть в сказочную игротеку.
- Я буду зачитывать строки из сказок, рассказов, а волшебная палочка будет мне помогать. Право говорить получит тот ребенок, на которого укажет волшебная палочка:
Раз, два, три, четыре, пять – начинаю колдовать!
Палка, палка! Подскажи, на ребенка укажи!
- Вам нужно угадать имя героя, и из какого он произведения, краткое описание содержания.
1.
Не тужи, Иван-Царевич,
Ложись лучше спать,
Утро вечера мудренее.
(Царевна лягушка)
2. А все-таки она в своем стареньком платьице, перепачканном золою, была во сто раз милее, чем ее сестрицы, разодетые в бархат и шелк. (Золушка)
3. — Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:
— Ой, тепло, батюшка!
Тут он сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами. (Старикова дочь – падчерица и Морозко).
4.
"Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?"
(Доктор Айболит)
5. Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…
– А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то.
6. Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зелёного нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
– Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.
В: Молодцы, а теперь, ребята, я думаю, что мы проголодались и нам нужно подкрепиться.
6. Игра «Волшебный обед»
В: Ребята, закройте глаза, и попробуйте представить место, где вы находитесь. Вы на прекрасном зеленом острове, на котором растет много фруктов и овощей. Вы собрали различные урожай, но на острове нет посуды, нет электричества, чтобы с комфортом приготовить обед. Поэтому я предлагаю вам взять большие листья и прямо на них, как на тарелках, разместить свои фрукты, овощи.
Объединитесь в пары. Перед вами лежит лист один на двоих и нарисованные фрукты и овощи, которые нужно вырезать. Договоритесь, кто и что будет вырезать. Затем при помощи клея закрепите свои фрукты или овощи на листе, также работая в паре. В каждой паре согласуйте свои действия друг с другом. Главное старание и умение договариваться. Начинаем работать!
У каждого из вас получилось замечательное блюдо. Готово? Не хватает только чудесной приправы. Я предлагаю вам сдобрить своё блюдо самыми лучшими качествами. У меня в коробочке есть волшебная приправа душевных качеств с названиями, но все баночки перепутались. Помогите отобрать полезные приправы для вашего блюда.
В: Ребята, какими качествами вы сдобрили блюдо?
Д: добротой, радостью, улыбкой и т.д.
В: У вас получилось чудесное блюдо!
Легко ли было готовить общее блюдо? Какие трудности и радости вы испытывали в процессе приготовления?
Д: трудно было распределять обязанности, но вместе работать интересней.
В: Спасибо, вам, ребята, путешествие с вами доставило мне много приятных минут общения. Сейчас вы передадите мне ваши блюда, мы возьмем их с собой в дорогу.
В: Молодцы, ребята, вы замечательно справились с этим испытанием. Что трудного было в задании? Какую пословицу можно применить к данной ситуации?
А нам пора возвращаться в детский сад. Встаньте на «ковер-самолет», возьмитесь крепко за руки или обнимите друг друга, чтобы не упасть с него в полете.
В: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Сходите с ковра-самолета. А что же мы будем делать с плохими качествами, которые остались в этом мешке?
Д: Выбросить.
В: Но мешок может кто-то найти, и эти качества проникнут ему прямо в сердце. Давайте попросим волшебную палочку помочь нам еще раз.
Д: Давайте попросим.
В. и Д. произносят вместе слова-заклинания:
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем колдовать.
В: Вот так чудо! В сказках за хорошие поступки героев всегда награждали. Так и у нас с вами получилось. Не правда ли? Все плохие качества превратились в конфеты.
Спасибо вам за наше замечательное путешествии. Поблагодарите друг друга. Попрощайтесь с нашими гостями.